Священные тексты Юнгдрунг Бон насчитывают сотни томов. В них содержится такое количество учений, практик и ритуалов, охватывающих все аспекты существования, — что все из них невозможно изучить, освоить и выполнить за одну жизнь. Но есть основа, c которой должен быть знаком каждый, кто всерьез заинтересован в изучении традиции. Рассмотрим основные виды практик, которые выполняют бонпо.
Сострадание и мудрость
Сострадание и мудрость подобны двум крыльям птицы — и то и другое необходимо для полета. Духовная практика развивает и укрепляет эти качества. Она ведет человека к осознанности, «присутствию» — и противостоит силам, препятствующим их узнаванию. Это не означает, что трудности или страдания навсегда исчезают из жизни практикующего. Но он встречает их с открытым сердцем, более невозмутимо принимая вызовы, будучи более понимающим и сострадательным по отношению к себе и к окружающим.
Структура и правила
Основа практик Юнгдрунг Бон — учение о «Девяти Колесницах». Это система, в которой передал Знание основатель традиции Будда Тонпа Шенраб.
Всего существует четыре Колесницы Причины (практики Низшей колесницы — астрология, гадания, ритуалы и медицина), а также учения Сутры; четыре Колесницы Плода (учения Тантры) и высшая, девятая Колесница — Великое Совершенство Дзогчен.
Вне зависимости от того, к какой из Колесниц относится конкретная практика, для выполнения большинства из них необходимо прямое посвящение от учителя: без этого их выполнение запрещено.
Посвящение в практику осуществляется путем лунга — вербальной передачи текста напрямую от Мастера или ванга — церемониальной передачи. Только после этого текст может использоваться учеником для самостоятельной практики.
Каждый из текстов является частью сокровищницы учения и не предназначен для ознакомления широкой публики, поэтому любой, кто соприкоснулся с традицией и желает исследовать ее более подробно, должен это понимать, принимать и уважать.
Нёндро, предварительные практики
Нёндро — это дверь в учение Юнгдрунг Бон. Через предварительные практики бонпо получают благословения просветленных существ и мастеров Традиции Бон. Нёндро помогают укротить ум, направить на путь Дхармы и очистить любые болезни, препятствия или ментальные омрачения, которые затемняют уже совершенную природу ума. Они несут огромное благословение в соединении практикующего с живой линией передачи мастеров Бон, восходящей к основателю — пробужденному Учителю Тонпа Шенрабу.
Внешние Нёндро основываются на созерцании четырех мыслей, обращающих ум к его сущности: непостоянство, ценность человеческого рождения, страдания циклического существования и закон причины и следствия.
Внутренние Нёндро включают принятие Прибежища в Трех драгоценностях, зарождение Бодхичитты, очищение через 100-слоговую мантру и рецитацию трех сердечных мантр Бон, подношение мандалы, практику Гуру-йоги и простирания.
Хотя Нёндро называют «предварительными практиками», они представляют собой полный путь освобождения. В качестве примера можно привести одного из учеников Шардзы Ринпоче, Даву Драгпу, который достиг великого радужного тела в 1976 году, практиковав 13 циклов Нёндро в течение своей жизни.
Многие бонпо выполняют Нёндро в качестве основной практики, девять циклов по 100 000 повторений в течение жизни.
Три сердечные мантры Бон используются во множестве медитаций традиции и играют важную роль в практиках Нёндро. Говорится, что они суть просветления в звуке и энергии: когда бонпо поют или повторяют эти мантры, их сознание трансформируется, чтобы пребывать в союзе с Буддами. Они используются для очищения, защиты и в качестве основных практик самореализации.
Пхова. Перенос сознания во время смерти
В переводе с тибетского слово «пхова» означает «перенос» или «перемещение». Практика пховы относится к текстам Материнской Тантры и содержит знания об осознанном умирании. В момент физической смерти и наступления распада элементов, у каждого человека появляется возможность освобождения — путем концентрации сознания и перемещения ума в центральный канал энергетического тела и его выход через макушку.
Неготовность к переживанию смерти приносит человеку множество страхов, страданий и сомнений, но понимание того, что происходит в момент смерти, дает возможности подготовиться — и встретить ее с невозмутимостью и хладнокровием. Традиция Юнгдрунг Бон считает, что обстоятельства нашей смерти могут определить качество нашего следующего рождения: поэтому очень важно знать, как «правильно» умереть.
Пхова может включать в себя дыхательные техники, визуализации, медитации, мантры и молитвы, которые помогают человеку контролировать путь сознания из тела в высшие сферы. Практикуя пхову регулярно, в момент наступления смерти бонпо сможет осознанно перенести свое сознание на благо лучшего перерождения.
Шаматха (Шине)
Слово «шине» переводится с тибетского как «умиротворенное пребывание».
Практика Шине — способность сохранять сосредоточенное внимание на объекте однонаправленно и пребывать в ясном, открытом осознании, — позволяет жить более наполненной жизнью в настоящем и способствует духовному пробуждению. Она развивает сильное, устойчивое внимание и спокойствие, необходимые для преодоления постоянных движений ума.
Когда человек приучает себя естественным образом пребывать в этом состоянии, раскрываются целительные силы сосредоточенного ума.
Шине — основа практик Великого Совершенства Дзогчен, в частности, методов Трекчо и Тогал. Непрерывная практика Шине поддерживает практикующего на всем его пути.
Обучение практикам Пхова и Шине
Трекчо
Название «неконцептуальной» медитации Трекчо дословно переводится с тибетского как «полное отсечение, разрубание». Она практикуется для отсечения заблуждений, — и, в конечном итоге, полного понимания, убеждения в том, что представляет собой природа ума.
Это собрание методов направлено на то, чтобы на личном опыте изучить природу и работу ума, получить ознакомление с его основой — естественным состоянием ума, а затем освоить устойчивое пребывание в нем.
Трекчо — основополагающая практика Учения Дзогчен. Считается, что ее полноценное освоение ведет к освобождению от страданий и достижению состояния Будды.
Туммо
Туммо, или «огненный шар изначальной мудрости», — это практика, которая культивирует блаженство, сжигая тонкие омрачения для пребывания в естественном состоянии ума.
Описание Туммо содержится в тексте «Обычная практика туммо, пламя изначальной мудрости», написанной Шардзой Таши Гьялценом Ринпоче, мастером Бон, достигшим тела света, или радужного тела, в 1934 году.
Туммо — это внутренний огонь, внутреннее тепло и мудрость. Практика требует глубокого понимания работы тонких каналов в теле и движения по ним праны, энергии.
В традиции Дзогчен Туммо рассматривается как вспомогательный метод, предназначенный прежде всего для улучшения качества медитации. Его изучение требует предварительного освоения в должной мере практики Трекчо. Считается, что в противном случае практиковать Туммо нет смысла.
Сам метод сочетает в себе выполнение длительных задержек дыхания, визуализацию и пребывание в естественном состоянии ума, а также выполнение трулкоров (физических упражнений на задержке дыхания).
Трулкор
Трулкор, или «магическое движение» — аутентичная практика тибетской йоги, включающая в себя дыхание, осознание и физические движения.
В отличие от множества индийских стилей йоги, в которых человек держит позу, пока дыхание свободно течет по телу, практикующий Трулкор, напротив, задерживает дыхание во время движений тела. Гармонизируя жизненное дыхание и направляя его поток как в физическом, так и в энергетическом измерениях, Трулкор позволяет очистить давно удерживаемые блоки в теле, энергии и уме практикующего. Это очищение поддерживает спонтанное возникновение осознанности во время формальной медитации и в повседневной жизни.
Ца-Лунг
Тело человека имеет несколько энергетических центров, чакр, и множество каналов, которые несут тонкие энергии по всему телу. В практике Ца-Лунг используется пять движений, выполняемых на задержке дыхания. Эти движения очищают пять энергетических центров, а также центральный канал.
Практику Ца-Лунга легко освоить, она подходит практикующим с любым опытом подготовки.
Йога сновидений
Йога сновидений — значительный пласт учений Юнгдрунг Бон. Треть своей жизни мы проводим во сне, и традиция считает, что практика йоги сновидений углубляет осознанность человека во время ночных сновидений, «дневных сновидений» и переживаний в бардо, после смерти.
Практика йоги сновидений — это мощный инструмент пробуждения, используемый на протяжении сотен лет великими мастерами тибетских традиций. В отличие от западного психологического подхода к сновидениям, конечной целью тибетской йоги сновидений является признание природы ума — и самого просветления.
Суть практики заключается в том, чтобы осознать образы сновидений и не попасть под их власть.
Тексты о йоге сновидений входят в Материнскую Тантру. Значительная работа на эту тему «Самоочищение заблуждений» из цикла «Самопроявление трех тел Великого Совершенства» написана Шардзой Таши Гьялценом Ринпоче. Традиции Тантры и Дзогчена придают этим практикам большое значение.
Тогал
Слово «тогал» переводится с тибетского как «прямое пересечение», «прямой подход» или «прыжок через [уровни для достижения наивысшего результата]» и является наиболее быстрым способом достижения растворения кармического видения у практикующего. Тогал приносит осознание «спонтанного присутствия» и может осуществляться только учеником, который обрел стабильность в практике трекчо.
В традиции Дзогчен Тогал считается наивысшим методом, дающим возможность быстрого достижения состояния будды и реализации радужного тела.
Метод состоит в созерцании чистых видимостей, проявляющихся в уме практика, благодаря созданию им необходимых условий тела, речи и ума.
Практика йидама
Практика йидама — значительный пласт тантрических практик учения Юнгдрунг Бон, их выполняют практически все бонпо.
Пантеон традиции состоит из огромного числа божеств. Каждому из них присуща одна из четырех тантрических активностей: мирная, увеличивающая, подчиняющая и устраняющая. В целом йидамы подразделяются на мирные (Шжива) и яростные (Трово). Основой практики является именно эта основная характеристика, активность йидама, которая используется для устранения негативных аспектов и омрачений в пространстве бытия того, для кого выполняется практика. Это может быть развитие мудрости и сострадания, преодоление препятствий, избавление от болезней и т. д.
С точки зрения очищения собственных омрачений человека результат мирных и яростных практик совершенно одинаков и зависит в большей степени от его собственной искренности, знания и усердия.
Структура практики состоит из прочтения текста, состоящего из нескольких основных разделов, визуализации и начитывания мантры йидама. Во время выполнения Пховы в момент смерти также может быть выполнена визуализация своего йидама для переноса сознания в качества сознания божества.
Чод
Многие из жизненных проблем людей связаны с коренными ядами ума — неведением и привязанностью, с негативными кармическими отпечатками, которые порождают страхи, неприятие, тяжелые психологические состояния, негативные жизненные обстоятельства. Из омрачений сознания, связанных с воздействием этих ядов, возникают некоторые из основных препятствий на пути к просветлению, счастью и осознанию своей истинной природы.
Для освобождения сознания живых существ великими учителями прошлого были созданы уникальные тантрические практики, суть которых сводится к собирательному методу — Чод. Буквально слово «чод» в переводе с тибетского означает «отсекать», «рассекать». Данная практика широко практикуется как бонпо, так и последователями нескольких школ тибетского буддизма.
В Боне тексты практик Чод относятся к разделу Материнской тантры, переданной основателем традиции Юнгдрунг Бон Буддой Тонпа Шенрабом. Существует несколько различных вариантов практик Чод, дошедших до нас от других учителей Бон прошлого. В наше время в Тибете одним из главных учителей-источников традиции Чод традиционно считается тибетская йогиня Мачиг Лабдрон (1055-1149), соединившая знания бонпо об этих практиках с буддийскими учениями: Праджняпарамита-сутру с методом постижения природы ума — Дзогченом. Многие традиции Чод напрямую связаны с учениями Дзогчен, так как без постижения природы ума невозможно выполнение тантрической практики и постижения её сути в высшем смысле.
Людей, преуспевших в практике Чод, в Тибете принято называть «чодпа». Реализованные ламы-чодпа часто приглашаются мирянами к тяжело болеющим, страдающим различными недугами людям. Попасть на тантрический ритуал Чод к сведущему чодпа считается большой удачей и большим благом.
Суть тантрической практики Чод заключается в подношении «самого ценного» — единственного, что есть у практика в этой жизни — собственного тела. Таким образом, исходя из сострадания ко всем живым существам, реализуя парамиту щедрости, чодпа выполняет «действие безграничного даяния» на благо всех живых существ. Боги, демоны, духи, хозяева местности, защитники, кармические кредиторы — все они собираются на пир (цог), и чодпа, делая особую тантрическую визуализацию, подносит всё, что имеет, без остатка. Ритуал Чод может выполняться как одним ламой, так и коллективно.
В момент практики, начитывая текст садханы под аккомпанемент специальных музыкальных инструментов (ганлина, дамару и шанга), лама визуализирует подношение собственного тела бесчисленным существам сансары, согласно их потребностям. Результатами — плодами практики — становится очищение от кармических препятствий и трансформация потока ума: умиротворение и избавление от страхов и привязанностей. На тайном уровне ума отсекается главный корень неведения — привязанность к собственному эго.
В российской сангхе наиболее широко практикуется садхана чода «Смех дакини». Наставления по ней были переданы Ринченом Тензином Ринпоче и Арта Ламой Ринпоче. Арта Ламой Ринпоче были также дарованы текст и наставления по практике чод «Смех героя», которые он получил от своего дяди — великого ламы Ньимы Цултрима Ринпоче, реализовавшего радужное тело в XX веке.