История Юнгдрунг Бон

История Юнгдрунг Бон

Для лучшего понимания истории Юнгдрунг Бон прежде всего следует ознакомиться с ключевой терминологией, которая определяет суть Традиции. Хотя практики Юнгдрунг Бон зачастую сокращают название своей школы, называя ее просто «Бон», два этих понятия означают разные исторические эпохи и концепции. Причислив «Бон» к одному из пяти основных направлений буддизма, Его Святейшество Далай-лама имеет в виду именно традицию Юнгдрунг (Вечный) Бон.

Терминология

«Бон»«Бон»

Термином «Бон» называют древние учения, действовавших на территории Тибета и государства Шанг-Шунг до распространения на их территории учения Будды Тонпы Шенраба (cлово «шен» означает «священник», «учитель», а также может относиться к названию рода; «раб» означает лучший). «Изначальный Бон» представлял собой анимистический и шаманский набор верований, которые имели мало общего с организованной религией. Люди, которые практиковали «изначальный бон», верили, что вся природа одушевлена — и пронизана как добрыми, так и злыми духами. Комплекс шаманских практик был основан на историях и мифах предков тогдашних тибетцев и включал в себя множественные ритуалы и подношения духам, в том числе и жертвоприношения. Само же название «Бон» появилось гораздо позже. По одной из версий, оно произошло от ритуального декламирования практикующими («бон» означает «призыв»).

Юнгдрунг БонЮнгдрунг Бон

История Юнгдрунг Бон уходит корнями в 18 000 до н. э., когда в землях Шанг-Шунг — древнего государства, граничащего с Тибетом, — распространилось Учение Тонпы Шенраба Мивоче. Юнгдрунг Бон берет свои корни именно в наставлениях Тонпы Шенраба «изначальным бонцам», практиковавшим шаманизм и жертвоприношения. Учитель объяснял им то, что все живые существа с безначальных времен блуждают в Сансаре, — и все мы много раз были друг другу матерями, поэтому убивать их нельзя. Тонпа Шенраб запретил практики, связанные с жертвоприношениями. Усмирив демонов местности, он дал наставления по проведению ритуалов со специальными «жертвенными» фигурками из теста — торма. Благодаря этому тибетцы перестали осуществлять жертвоприношения, заменив их торма. Они используются в Бонских ритуалах и церемониях и по сей день.

БиографияБиография

Тонпа Шенраб прожил долгую славную жизнь, наполненную множеством великих деяний. Хотя их было намного больше, «12 великих деяний» (Зедпа Чуньи) — изложены в одноименном тексте. Более подробно о них рассказывается в биографиях Учителя. Всего существует три биографии Тонпы Шенраба. Самая ранняя и самая короткая из них известна как «Доду» («Воплощение афоризмов»); вторая состоит из двух томов и называется «Зермиг» («Пронзительный глаз»). Эти два тома были вновь открыты в виде терма в X и XI веках соответственно. Третья и самая объемная биография Тонпа Шенраба представляет собой двенадцатитомный труд под названием «Зиджи» («Славный»). Эта книга относится к категории священных писаний, известных как Ньян-Гьюд («Устная передача») и была продиктована Лондэну Ньингпо, который жил в XIV веке.

Бон считается старейшей духовной традицией Тибета и, как коренной источник тибетской культуры, Бон сыграл значительную роль в формировании уникальной идентичности Тибета. Cледовательно, я столь часто подчеркивал важность сохранения этой традиции.
— Его Святейшество Далай-лама XIV

Три братаТри брата

Согласно текстам биографий Тонпа Шенраба, в «предыдущую эпоху» он жил на небесах Сидпа Йесанг, носил имя Салва и изучал Бонские доктрины у мудреца Тобумтри Лог Ги Че Чена вместе со своими братьями Дагпой и Шепой. После окончания обучения братья обратились к Божеству Сострадания Шенла Окару, спросив его, чем они могут облегчить страдания живых существ, обитающих в круговороте Сансары. Шенла Окар ответил, что они могут получить земное рождение и стать наставниками человечества в течение трех последующих эпох. Так, Дагпа был рожден в предыдущую эпоху как Тогпа Тогьял Йе Кхьен. Салва получил рождение в нынешнюю эпоху, получив имя Тонпа Шенраб. Шепа родится в будущем как Тангма Медон. Чтобы выяснить, в каких землях и у каких родителей он обретет рождение, Салва обернулся голубой кукушкой и полетел к вершине горы Меру. Там он увидел cвою будущую родину. Именно этот эпизод в жизнеописании Тонпа Шенраба — когда он в виде голубой кукушки полетел узнавать место своего воплощения — определило главный цвет религиозной традиции Юнгдрунг Бон: пронзительный небесно-синий. Будучи кукушкой, Салва увидел, что будет рожден во дворце Барпо Согьед в самом центре государства Олмо Лунгринг, которое было частью более обширных территорий страны Тадзик, расположенной к западу от Тибета.

Тонпа ШенрабТонпа Шенраб

В восьмой день первого месяца первого года деревянной мыши-самца у царя Гьяла Токара и царевны Занги Рингум родился сын Шенраб Мивоче. Говорится, что произошло это в прекрасном саду, увитом дивными растениями. Царские владения лежали к югу от горы Юнгдрунг Гутсег, которую называли пирамидой девяти свастик. Свастика, или Юнгдрунг («вечный») — знак вневременной, вечной мудрости Учения Бон. Тонпа Шенраб Мивоче начал давать Учения с самого раннего возраста. В юные годы он женился: жена родила ему восемь сыновей, которые впоследствии сыграют значительную роль в распространении Учения, а также двух дочерей. В 31 год он покинул родной дворец, став аскетом, все более глубоко и глубоко изучая доктрины Бон.

Тонпа Шенраба постоянно преследовал демон Кхьяп Па Лаг Ринг, пытавшийся уничтожить Учения и неустанно досаждавший Учителю. Однажды он украл у него лошадей и спрятал их в тибетской долине Конгпо. Чтобы узнать куда пропали лошади, Тонпа Шенраб выстрелил из лука: он намеревался последовать за стрелой и найти их. Путь привел Учителя в тибетскую долину Конгпо. Эта поездка в Тибет стала для Тонпа Шенраба первой и единственной. Здесь он усмирил демона Кхьяп Па Лаг Ринга, который стал его учеником, а также местных злых духов, которые насылали на жителей болезни и всевозможные омрачения. Жертвоприношения, замененные Тонпой Шенрабом на торма, пришлись им по вкусу.

Тогда же Учитель увидел, что тибетcкий народ в целом не готов получать высшие наставления (пути плода). И стал обучать их путям причины — ритуалам, гаданиям, подношениям, церемониям освящения, целительству, ритуальным танцам и так далее. Эти практики быстро распространились на территории Тибета. Бережно передаваясь через века, они живы и по сей день. Покидая Тибет, Тонпа Шенраб изрек пророчество: в свое время его Учения получат здесь полный расцвет. Тонпа Шенраб покинул этот мир в 82 года. Говорится, что в царстве Олмо Лунгринг время текло иначе, чем сегодня, и длительность жителя Учителя составляла 8200 лет.

Суть ученияСуть учения

Учения Тонпа Шенраба дошли до наших времен в неизменном виде: Тэгпа Римгуй Бон — «Бон девяти последовательных стадий» («Девять Путей», или «Девять Колесниц» Бон) и Гожи-Дзонга — «Четыре портала и пятый, Сокровищница».

Классификация «Девять Колесниц» представляет собой ступени познания Учения, следующие последовательно одна за другой. Тонпа Шенраб дал их именно в таком виде в связи с различными способностями учеников. Каждая Колесница — это обширный и глубокий комплекс знаний, охватывающий целую область существования. Низшие Колесницы представляют наставления о гаданиях, астрологии, ритуалах, медицине. Средние Колесницы включают в себя комплекс Сутрических (в том числе о добродетели мирян-практиков и монахов) и Тантрических (в том числе методы освобождения в Бардо) практик. Три Высшие Колесницы — это высшие Тантрические практики («Путь белого А» и «Путь изначального шена») и девятая Колесница — Путь Великого Совершенства, Дзогчен. Первые четыре колесницы относятся к Колесницам Причины, последние пять — к Колесницам Плода.

Классификация «Четыре портала и пятый, Сокровищница» содержит в себе Учения о заклинаниях и высших тантрических практиках, ритуалах (исцеляющих, очищающих, магических, предсказательных, гадательных, погребальных и выкупных), комплекс правил для монахов и монахинь, а также — психодуховные практики и практики Великого Совершенства Дзогчен.

Шесть Великих переводчиковШесть Великих переводчиков

У Тонпы Шенраба было много учеников, однако особенную роль в распространении Учения сыграли Шесть Великих Переводчиков: Муца Трахе (Тазиг), Тритхог Паша (Шанг-Шунг), Хулу Палег (Сум-Па, восточный Шанг-Шунг), Лхадаг Нагдро (Индия), Легтанг Мангпо (Китай) и Сертог Чеджам (Монголия). Именно они перевели Учения с шанг-шунгского на свои родные языки прежде чем вернуться домой — и передавать их в виде устных наставлений.

ГоненияГонения

За свою долгую историю Учение Бон подверглось двум серьезным гонениям в Тибете. Первое из них произошло в VII в. до н. э. во времена правления Дригума Ценпо все бонские доктрины, кроме «Бона причины» (первые четыре из девяти путей) были запрещены, а последователи традиции подверглись гонениям. Однако многие тексты были скрыты как терма («сокровище»), то есть спрятаны в различных местах на территории страны. Позже многие из них будут найдены тертонами — «открывателями сокровищ».

Когда в 779 году нашей эры буддизм получил широкое распространение на территории Тибета, Бон подвергся глобальному истреблению. Во главе уничтожения знаний традиции стоял король Трисонг Децен. Однако приверженцы Бон среди знати и особенно — среди простого народа, которые следовали верованиям Бон в течение многих поколений, сохранили свои религиозные убеждения, и Бон выжил. Изгнанные с территории Центрального Тибета Учителя были вынуждены отправиться в другие земли, успев сохранить священные писания для будущих поколений.

Дренпа НамкаДренпа Намка

Одним из выдающихся Бонпо тех времен был Великий Учитель Дренпа Намка, который сыграл важнейшую роль в сохранении традиции в период второго гонения Бона. Он возглавил сторону Бонпо в соревновании против буддистов, организованном королем для того чтобы выяснить, какая сторона обладает наибольшей «чудодейственной» силой. Бонпо проиграли и были вынуждены разойтись в страхе за свою жизнь или быть обращенными в буддизм. Хотя Дренпа Намка якобы принял буддийскую религию из страха быть убитым, на самом деле он сделал это ради сохранения учения Бонпо в тайне, тем самым спасая Бон от полного уничтожения. Он провел огромную работу по «спасению» cвященных текстов в терма и оставил после себя бесценное наследие Учений.

Возрождение Возрождение

С VIII по XI века Бон находился в упадке. 1017 год ознаменовал возрождение Бон, которое началось с открытия Учителем Шенченом Лугой (Лугой из клана Шен), занимающим особенное место в истории традиции, ряда важнейших терма. Именно тогда Бон возродился как полностью систематизированная религиозная традиция. Шенчен Луга имел много последователей, одним из которых в 1072 году был основан крупный Бонский монастырь Йеру Венсакха в провинции Цанг. Этот монастырь оставался одним из важнейших Бонских центров в Тибете до 1386 года, когда он был сильно поврежден наводнениями.

МенриМенри

В 1405 году Великий Учитель Бонпо Ньямме Шераб Гьялцен основал монастырь Менри неподалеку от разрушенного наводнением города Йеру-Венсакха. Шераб Гьялцен был великим реформатором, оживившим монашескую традицию Бонпо, благодаря чему многие Бонские монастыри по-настоящему процветали. Он стал первым мастером, который собрал воедино все передачи и посвящения всех линий Бон, которые последовательно передавались каждому из следующих настоятелей Менри. Со временем настоятель Менри стал считаться главой религии Бон.

В 1834 году был основан монастырь Юнгдрунг Линг, а вскоре после этого, в окрестностях горы Менри, — монастырь Кхарна. Они оставались важнейшими центрами Бон до китайского захвата Тибета в 1959 году. Вдохновленные их примером, Бонпо построили множество монастырей во всем Тибете: в Кхьюнгпо, Кхаме, Амдо, Гьяронге. Всего к началу XX века в Тибете насчитывалось 330 Бонских монастырей. После китайского захвата основная резиденция Бонпо была перенесена в Индию, в деревню Доланджи, штат Химачал Прадеш в предгорьях Гималаев, где она находится и поныне. 

Пятая буддистская школа ТибетаПятая буддистская школа Тибета

После посещения в 1977 году Школы Диалектики монастыря Менри в Доланджи Его Святейшеством Далай-ламой XIV, им и тибетским правительством в изгнании Бон был признан пятой буддийской школой Тибета наряду с Ньингма, Cакья, Кагью и Гелуг. Представители Юнгдрунг Бон получили место в Cовете по делам религии в Дхармасале.

Фото: © 2019 Himalayan Art Resources Inc. Photographed Image Images Provided Courtesy of Private Collections / Photographed Image Copyright © 2004 Shelley & Donald Rubin Foundation

18 Июня 2020
3069 просмотров

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Кто такой геше? Кто такой геше?
В традиции Юнгдрунг Бон монахи, закончившие Школу диалектики, получают звание «геше». Что это за сте...
Читать далее
Обучение практикам Юнгдрунг Бон Обучение практикам Юнгдрунг Бон
Основы Тантры и Дзогчена. Уникальная программа обучения практикам традиции Юнгдрунг Бон, не имеющая ...
Читать далее
Что такое Дзогчен? Что такое Дзогчен?
Дзогчен — важнейшая часть традиции Бон, наивысшее учение Великой Колесницы — Махаяны. Это самый быст...
Читать далее
Бонский буддизм Бонский буддизм
Бон был исконной частью культуры добуддийской цивилизации Тибета, то есть это самая древняя тибетска...
Читать далее
Практики Юнгдрунг Бон Практики Юнгдрунг Бон
Священные тексты Юнгдрунг Бон насчитывают сотни томов. В них содержится такое количество учений, пра...
Читать далее
Подписка на рассылку центра
При подписке Вы даете согласие на обработку персональных данных
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Гапсальская, д. 1, к. 2, литера О, помещение 309
Тел: 8 800 250 3301 (звонок бесплатный)
E-mail: info@bon.su

Напишите нам