Вечное учение

Вечное учение

Автор:
7369 просмотров
Вечное учение

Юнгдрунг Бон — одна из самых древних духовных традиций на Земле. Уходя корнями в далекие времена, задолго до появления Будды Шакьямуни, в течение многих веков Бон был ведущей религией и образом жизни Тибета. Учение живо и процветает сегодня: недаром в переводе с тибетского слово «юнгдрунг» означает «вечный». Словно сияющая драгоценность, оно освещает мир бесценным знанием, к которому, в том числе и благодаря развитию цифровых технологий, в наше время может прикоснуться любой желающий.

Мудрость, актуальная во все времена

Учение и практики традиции Юнгдрунг Бон доступны нам сегодня благодаря непрерывной линии Учителей, священным текстам, бережно сохраненным сквозь тысячелетия, усилиям людей, вносящим свой вклад в поддержание и распространение этого богатого культурного, философского и духовного наследия. Каждому, кто соприкасается с ним, оно помогает развить сострадание, мудрость и ясность в уме и сердце, способствует исцелению, прощению, миру, — а также содержит знание о полном просветлении для каждого живого существа. С историей традиции, терминологией и основополагающими фактами можно познакомиться на этой странице.

Пятая школаПятая школа

В 1977 году лидеры Бон направили своих представителей в Дхарамсалу, чтобы начать переговоры с Его Святейшеством Далай-ламой XIV. В результате Далай-лама посоветовал тибетскому правительству в изгнании и Ассамблее тибетских народных депутатов принять в свои ряды практикующих Бон. Он сказал: «Подобно четырем тибетским буддийским традициям, община Бонпо будет избирать представителей в Ассамблею тибетских народных депутатов». В 1978 году, после посещения Школы Диалектики в только что построенном монастыре Менри в Доланджи годом ранее, Далай-лама назвал Бон пятой религиозной школой Тибета наряду с Ньингма, Сакья, Кагью и Гелуг. С тех пор Бон получил официальное признание как религиозная группа, пользующаяся теми же правами, что и тибетские буддийские школы. Это было еще раз подтверждено Его Святейшеством в 1987 году, когда он запретил дискриминацию Бонпо в Тибете, заявив, что она недемократична и саморазрушительна. В России буддизм является одной из четырех основных религий — наравне с христианством, исламом и иудаизмом. Духовным лидером и главой всех буддистов в мире, вне зависимости от принадлежности к той или иной школе, является Его Святейшество Далай-лама.

РезиденцияРезиденция

По аналогии с тибетским правительством в изгнании, главная резиденция последователей религии Бон — Бонпо — находится в Индии. Монастырь носит название Таши Менри Линг (или сокращенно Менри) и расположен в предгорье Гималаев, штат Химачал Прадеш, в небольшой тибетской деревушке Доланджи. Настоятелем монастыря Менри и духовным лидером традиции Бон является Его Святейшество 34-й Менри Тризин Лунгток Дава Дардже Ринпоче. Его возведение на трон состоялось в сентябре 2018 года, спустя ровно год со дня ухода великого Учителя, прибежища и защитника, Его Святейшества 33-го Менри Тризина Лунгтока Тенпай Ньимы, вернувшегося назад в сферу абсолютной реальности. Познакомиться с историей Менри вы можете на этой странице.

Культурная сокровищницаКультурная сокровищница

Юнгдрунг Бон — это огромная культурная сокровищница, целый мир, имеющий собственную историю, непрерывную линию передачи Учителей, космологию, мифологию и пантеон. Священные тексты традиции представляют собой бесценный дар человечеству — и в буквальном смысле содержат в себе ответы на все вопросы, которыми каждый из нас задается в течение земной жизни.

КолесницыКолесницы

В Юнгдрунг Бон cуществует особенная последовательность практик — так называемые «Девять Колесниц». Каждый из нас отличается индивидуальной кармой, способностями и силой воззрений: поэтому Просветленные дали девять Колесниц в соответствии с уровнем развития человека, соприкасающегося с практикой. Они состоят из четырех Колесниц Причины, четырех Колесниц Плода и Высшей Колесницы — Учения Великого Совершенства Дзогчен.

Колесницы Причины. Почему они называются именно так? Главная практика этих «Низших Колесниц» связана с зарождением причины для достижения состояния будды. Прежде всего к этому относятся гадания, астрология, ритуалы и медицина. Следом следует Учение Сутры. Так, предварительные практики нёндро cодержат знание о «четырех безмерных»: безмерном сострадании, безмерной любви, безмерной радости и безмерной равностности. Основываясь на этом, осуществляется практика «десяти совершенств» (парамит): парамита даяния, парамита нравственности, парамита усердия и так далее. Таким образом, на уровне Сутры практикующие главным образом занимаются практиками, создающими фундамент, причину для достижения состояния будды — поэтому эти колесницы называются Колесницами Причины.

Колесницы Плода получили свое название благодаря тому, что в них делается акцент на составляющих результата, плода (практики). На уровне Тантры практикующий представляет, что уже достиг результата, визуализируя себя в образе просветленных божеств, медитируя на мандалу божества, выполняя практики керима (стадия зарождения) и дзогрима (стадия завершения).

ДзогченДзогчен

В Высшей колеснице — Дзогчен — практика связана исключительно с самоосознающей изначальной мудростью ригпа, являющейся самой по себе состоянием будды. Нет ничего выше ее. После ознакомления с ригпа дальнейшая практика заключается в уменьшении количества омрачений, мешающих видеть ее постоянно. Представьте, что вы стоите перед окном с запыленными стеклами, но в них есть небольшой просвет, через который виден кусочек неба. Будда видит то же самое небо, только он стоит где-то на открытом пространстве и видит все небо полностью. Небо, которое мы видим, — одно и то же. Только для нас оно предстает смутно и на протяжении короткого времени, а для достигшего состояния будды — постоянно. Дом, стены и стекла, которые закрывают от нас небо, — это наши мысли и концепции. Небо — то есть самоосознающая изначальная мудрость ригпа — является результатом, к которому стремится практикующий, поэтому относится к Колеснице Плода. Более глубокое знание об Учении вы можете получить, пройдя программу «Основы Тантры и Дзогчена», созданную «Исследовательским центром тибетской культуры и религии Юнгдрунг Бон» под руководством Кхенпо Геше Ринчена Тензина Ринпоче

Медитативные практики и нейронаука

Глубокие знания о человеческом сознании и вселенной, сокрытые в древних священных текстах и медитативных практиках, образовали новый пласт современной науки: ученые-нейробиологи, нейрофизиологи, конгитологи, психологи все более пристально исследуют их влияние на ум и сознание человека. Впечатляющие результаты демонстрируют очевидную корреляцию между эффектами, оказываемыми на мозг медитацией, — и передовыми открытиями современной нейронауки. Более подробно мы рассказываем об этом в статье «Сознание Будды».

В наши дни, в XXI веке, нужен постоянный диалог буддистких и небуддистких ученых  — он принесет огромную пользу всем.
Его Святейшество Далай-лама XIV

Буддиcты XXI века

Его Святейшество Далай Лама XIV активно поддерживает именно такое видение. Так, 10 мая 2019 года в Дхарамсале на учениях для россиян он призвал всех своих последователей быть современными «буддистами XXI века»: полагаясь в практике не cтолько на веру, cколько на логику и научные исследования. Его Святейшество активно содействует светским ученым в использовании достижений буддийской психологии в науке — ради мира и счастья на всей планете. Он поддерживает изучение древней философии современными педагогами для передачи знаний молодым ученикам. Вот уже не одно десятилетие Далай-лама встречается с западными учеными, ведя с ними активный диалог о влиянии медитативных практик на сознание человека. Cовсем недавно Его Святейшество стал сотрудничать и с ведущими российскими нейробиологами, генетиками, квантовыми физиками, философами и психологами.

В 2018 году американским издательством Shambhala Publications Inc. была выпущена книга «Where buddhism meets neuroscience» («Где буддизм встречается с нейронаукой»), которая представляет собой кульминацию встреч Его Святейшества Далай-ламы с группой выдающихся западных нейробиологов и психиатров.

Неустанное исследованиеНеустанное исследование

Таким образом, cегодня мы открываем для себя новое понимание, новую, современную, интерпретацию достижений древних йогинов — и практик, дошедших до нас в неизменном виде, но насчитывающих тысячелетнюю историю. Эта удивительная взаимосвязь, которая дает новые «ключи» к осознанию глубины традиции Юнгдрунг Бон, рассматривается на нашем портале особенно подробно. Ей посвящена деятельность «Исследовательского центра тибетской культуры и религии Юнгдрунг Бон (Вечное Учение)», занимающегося изучением и популяризацией традиции на территории России. Его работа неразрывно связана с Благотворительным фондом «Чистые Земли», благодаря которому ведется финансирование исследований, создание обучающих программ и строительство тибетского Ретритного центра в Кингисеппском районе Ленинградской области.

Приглашаем каждого из вас открыть для себя вселенную Юнгдрунг Бон!



Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Бонский буддизм Бонский буддизм
Бон был исконной частью культуры добуддийской цивилизации Тибета, то есть это самая древняя тибетска...
Читать далее
История Юнгдрунг Бон История Юнгдрунг Бон
Юнгдрунг Бон уходит корнями в давние-давние времена. Пройдя сквозь века, пережив неоднократные гонен...
Читать далее
История монастыря Менри История монастыря Менри
Менри — главный монастырь традиции Юнгдрунг Бон, расположенный в местечке Доланджи, Индия, имеет бог...
Читать далее
totop