Как работает карма?

Как работает карма?

Кармические отпечатки

Карма значит «действие». Каждое наше действие создает кармический отпечаток (тиб. bagchag), который является своеобразным семечком, потенциалом наших будущих действий, мыслей и мысленных образов, чувств, настроений, впечатлений — всего, что с нами происходит. Мы накапливаем эти отпечатки в сознании-основе1 с безначальных времен на протяжении своих бесчисленных жизней в сансаре.

Вот как рассказывает об этом лама традиции Бон Тензин Вангьял Ринпоче: «Кармические следы похожи на фотоснимки, которые мы делаем с каждого своего переживания. Любую реакцию влечения или неприязни, направленную на любое переживание — воспоминание, чувство, впечатление или мысль, — можно сравнить со съемкой».

Такую же аналогию приводит и лама Ринчен Тензин Ринпоче: «Кармические отпечатки — как фотографии, которые мы когда-то сделали, и они у нас хранятся. Если они поднимаются, то возникает соответствующая видимость2». 

Итак, кармические отпечатки накапливаются и определяют все наши переживания в сансаре. Для того, чтобы понять, в чем это выражается, можно привести такой простой пример, как восприятие красоты. Один и тот же предмет одному человеку кажется красивым, другому не очень, а третьему и вовсе уродливым. Мы воспринимаем объект по-разному именно в силу своих кармических отпечатков — ведь если бы он обладал некой самосущей красотой или самосущим уродством, то таковым его воспринимали бы все. Но любой объект пуст — а красивым или некрасивым его делает наш омраченный ум, который видит всё сквозь призму собственных кармических завес. 

Оценив объект как красивый, мы можем ощутить привязанность к нему, захотеть присвоить его, купить или украсть. Оценив его как уродливый, мы можем захотеть испортить или уничтожить его. Так наша карма диктует нам не только наше восприятие, но и наши реакции и действия. Эти реакции и действия, в свою очередь, создают новые кармические следы, которые снова влияют на наше восприятие и диктуют нам следующие реакции, которые создают следующие кармические следы — и так далее до бесконечности карма умножает сама себя. Так как отпечатки хранятся не в физическом теле, а в сознании-основе, то смерть не обнуляет их, и они переходят с нами из жизни в жизнь. Это и есть колесо сансары.

Глядя на мир, мы видим не то, что есть в действительности, а воспринимаем то, что уже было в нас заложено, свои кармические причины.
Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче

Кармические отпечатки могут быть глубокими или поверхностными — в зависимости от того, какой была наша реакция, наше впечатление, наше намерение. Глубина отпечатков определяет силу их влияния в будущем. Например, такое действие, как самоубийство, будучи следствием сильного нежелания оставаться в человеческом теле, создает настолько глубокий отпечаток в сознании, что последующее рождение человеком становится очень сложным и не происходит, по словам Ринчена Тензина Ринпоче, на протяжении многих кальп.

Что касается сильных позитивных отпечатков, то в качестве примера можно привести ситуацию, когда человек жертвует собственным телом ради пользы других живых существ — например, бескорыстно отдает кому-то свой орган для трансплантации. Такое действие, если оно не обусловлено материальной заинтересованностью, создает очень глубокий позитивный отпечаток, сильную добродетельную карму.

Созревание кармы

Итак, накопление кармических отпечатков похоже на собирание разных вещей в «амбаре» на протяжении многих жизней. Только копятся не вещи, а энергия, потенциал. То, как эта энергия впоследствии проявится, зависит от того, когда и с какими условиями она столкнется.

Это значит, что не стоит воспринимать карму как нечто неизменное, фатальное. Сами по себе отложенные отпечатки на нас не влияют никак. Для того, чтобы кармический отпечаток «всплыл» и принес созревший результат, необходимы условия (вторичные причины) для его проявления.

Вот как объясняет этот механизм Ринчен Тензин Ринпоче: «Имеющаяся карма не может проявиться, если нет условий. Если вы семечко посадили не в землю, а положили в банку и закрыли крышкой, то это семечко не прорастет и плода не даст».

Такое же объяснение дает и всемирно известный учитель Дзогчена Чогьял Намкай Норбу Ринпоче: «Можно накопить много кармы, благой или неблагой, но созревание ее зависит от вторичных причин. Это все равно что держать семена десяти красивых цветов в закрытой коробке. Если так и оставить их внутри, ничего не произойдет, а если посадить их в землю и обеспечить полив, удобрения свет и воздух, они смогут прорасти».

Также он приводит конкретный пример: «Если в прошлой жизни я совершил такое действие, вследствие которого меня могли бы убить в этой жизни, то это первичная причина, способная проявиться, когда имеется подходящая вторичная причина, например, ссора. Но если в этот момент ссоры я осознаю, что создаю отрицательную карму и таким образом воздерживаюсь от гнева, то другой человек, может быть, успокоится, и я избегну вероятности быть убитым».

«Кармические отпечатки — как фотографии, которые мы когда-то сделали»

Похожий пример приводит и Ринчен Тензин Ринпоче: «Очень простым условием для проявления неблагих отпечатков является, например, нервное состояние водителя, которого кто-то подрезал или обогнал. Из-за того, что его подрезали, он сильно нервничает, и в нем проявляется гнев и желание наказать обидчика — вот это является условиями. Причем, здесь сразу складывается ситуация двойного характера: этот гнев является как условием для того, чтобы сработал кармический след прошлого, так и причиной, закладывающей уже новый кармический отпечаток в сознании».

Таким образом, наши действия — как вода, которая поливает семечко уже существующих кармических отпечатков, накопленных и в этой, и в прошлых жизнях. Добродетельные поступки помогают проявиться отпечаткам благой кармы, недобродетельные — наоборот.

Одновременно с этим любое наше действие создает новые кармические отпечатки в сознании. Добродетельные поступки создают благие отпечатки, плодами которых являются благополучие, здоровье, радость, умиротворение. Недобродетельные поступки создают неблагие отпечатки, которые созревают в виде болезней, нищеты, несчастий и неудач.

Также здесь нужно отметить, что время созревания кармы не ограничено одной жизнью. В течение жизни у нас могут созревать как отпечатки, накопленные в этой жизни, так и те, что накоплены в прошлой или даже много жизней назад. Именно этим объясняется то, что в любом историческом времени есть примеры личностей, совершивших много зла и при этом не понесших, как нам кажется, никакого наказания за него.

«Есть некий баланс действий, накопленных в прошлой жизни, — объясняет Ринчен Тензин Ринпоче. — Если в прошлой жизни было так много хорошего, что неблагие поступки в этой жизни еще не сместили этот баланс в «минус», то мы не наблюдаем в жизни человека проявлений неблагой кармы».

Этим же объясняется и обратная ситуация — ​​когда человек имеет самые благие намерения и всю жизнь совершает только благие дела, но несмотря на это, продолжает страдать. Груз его прошлой кармы таков, что не позволяет счастью проявиться в этой жизни. «Баланс кармы» остается отрицательным. Но если он будет продолжать, то сместит баланс в положительную сторону, и благая карма обязательно проявится. Это может произойти ближе к концу его жизни или уже в следующей.

В Учении сказано: чтобы избежать накопления неблагих дел, необходимо обладать присутствием осознания кармы. Мы должны «присутствовать» во всех обстоятельствах своей жизни, иначе нам придется страдать от последствий кармы. Однако, карма не является чем-то таким, что необходимо только «оплачивать»: ее можно очистить, преобразить, уничтожить или блокировать.
Намкай Норбу Ринпоче

Аспект намерения

Необходимо упомянуть также об аспекте намерения, которое способно «белую» карму превратить в «черную» и наоборот. Другими словами, речь о том, что стоящее за нашими действиями намерение не менее, а то и более важно, чем сами наши действия. 

Ринчен Тензин Ринпоче приводит такой пример неблагого действия, совершенного с благим намерением: «Во времена Мао Цзэдуна вся религиозная литература в Тибете была конфискована, и по большей части ее уничтожали. Но сразу все уничтожить было невозможно, и книги лежали какое-то время в хранилищах под замками, а тибетцы всевозможными правдами и неправдами старались выкрасть хотя бы самые важные книги из этих хранилищ. Неблагое действие — воровство — осуществлялось с благим намерением сохранить дхарму».

Из-за подобных действий неблагая карма не накапливается.

Может быть и обратная ситуация — когда действие вроде бы «белое», но намерение — «черное». Самый простой пример — забота о домашнем скоте, которая осуществляется лишь ради того, чтобы в конечном итоге убить и съесть живое существо. Добродетель, в которой ничего добродетельного нет. 

К кому приходит кармический результат?

Если человек засеял поле рисом, то как результат он получит именно рис — горох у него по ошибке не вырастет. Карма безошибочна. Таким образом, все наши страдания неслучайны, мы испытываем их из-за наших собственных действий в прошлом. Точно так же неслучайны и наше счастье и благополучие — они тоже являются созревшей кармой, только кармой благой, результатом благих поступков прошлого. 

А может ли быть такое, что мы страдаем за кого-то другого? Например, если у женщины родился больной ребенок, является ли его болезнь результатом негативной кармы матери?

Учение Юнгдрунг Бон отвечает на этот вопрос однозначно: нет, не является. Кармический результат наших действий приходит только к нам самим. Это можно сравнить с тем, что если мы посадили картошку у себя в огороде, то и вырастет она именно у нас, а не у соседа.

Однако, поскольку живые существа между собой взаимосвязаны, то косвенно, как условие, наши поступки могут влиять и на других. Но они влияют именно как условие, а не как причина и результат.

«Ребенок рождается неполноценным только потому, что он сам накопил соответствующую карму, — объясняет Ринчен Тензин Ринпоче. — Он сам совершил что-то, из-за чего пришлось принять именно такое рождение, именно в таком теле. «Грехи» родителей на ребенка не переходят, это невозможно. Однако, так как между живыми существами существует сильная взаимосвязь, то у родителей, скорее всего, есть кармический долг перед этим ребенком. И вот уже тот факт, что такой ребенок рождается именно в их семье, принося страдания — это результат накопленной кармы родителей».

Коллективная карма

Кармические причины можно условно разделить на два главных вида: коллективные и индивидуальные. Об индивидуальных мы уже поговорили выше. Что касается коллективных кармических отпечатков, то именно они создают, согласно учению, шесть миров сансары, в которых обитают все живые существа. Это миры ада, голодных духов и животных (три низших мира) и миры людей, асуров и дэвов (три высших мира).

Эти миры — не какие-то конкретные места, существующие во вселенной. Это кармические видения, которые проявляются в соответствии с преобладанием тех или иных омрачений. 

Миры адов связаны с такими эмоциями и кармическими отпечатками, как гнев, ненависть, злоба, насилие. Миром голодных духов правит ненасытная алчность и скупость. В мире животных царят тупость, невежество, постоянный страх и борьба за выживание. Коренная эмоция мира людей — ревность. Кармические причины мира асуров (полубогов) — гордость, себялюбие, зависть, стремление к власти и переделке мира. Дэвы (божества) пребывают всю жизнь в состоянии, похожем на приятный сон, развлекаются и избегают думать о существовании каких-либо страданий (которые, однако, «догоняют» их ближе к концу их очень длинной жизни).

Шесть миров сансары невещественны, призрачны и пронизывают друг друга. Каждое живое существо, включая человека, является носителем кармических отпечатков всех шести миров и связано с каждым из них. 

«Все люди имеют одну и ту же кармическую причину рождения человеком и обладания человеческим кармическим ви́дением. Вот почему мы, люди, видим мир одинаково. А дэвы, асуры и преты видят мир совсем иначе, чем мы, потому что у них другие коллективные кармические причины. Мы, люди, видим океан одинаково, но для рыб или нагов, которые живут в водной стихии, он выглядит совсем по-другому», — рассказывает старейшина традиции Бон Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче

Похожее объяснение дает и Тензин Вангьял Ринпоче: «Поскольку карма здесь — коллективная, существа каждого измерения обитают в одном и том же мире и имеют одинаковые переживания, как мы с вами имеем одинаковые переживания с другими людьми. Благодаря коллективной карме создаются тела, чувства и умственные способности, которые позволяют существам делить общие возможности и разновидности переживаний, делая другие виды переживаний недоступными. Например, все собаки могут слышать звуки, недоступные человеку, а люди понимают речь, что недоступно собаке».

В учении говорится, что в трех низших мирах страданий больше, чем счастья, в мирах асуров и дэвов — наоборот, а в мире людей страданий и счастья примерно поровну. Однако, несмотря на то, что в среднем так и есть, на примере нашего мира — мира людей — мы можем заметить, что состояние ума у его обитателей может очень сильно различаться. 

Есть люди, напоминающие обитателей мира божеств, пребывающие бóльшую часть времени в блаженно-радостном состоянии и наслаждающиеся жизнью, похожей на бесконечный праздник. Есть очень жадные, похожие на голодных духов люди — таким всё время мало, они «гребут под себя», могут копить на своих банковских счетах миллионы, но не тратить их и никому не помогать. Есть люди, напоминающие асуров — крайне самолюбивые, гордые и воинственные, увязшие в раздорах и борьбе. 

Это значит, что, хотя в силу совокупности кармы и обретено тело человека, из-за накопленных кармических отпечатков наблюдаются те или иные склонности существ других миров. Если человек в течение жизни будет настойчиво потакать этим склонностям, погружаясь в них больше и больше, следствием может явиться будущее перерождение в соответствующем уделе сансары.

Сны и карма

Связаны ли как-то наши сновидения и наша карма? Согласно учению, несомненно, да.

Сны, которые мы обычно видим — это сансарные сновидения, являющиеся проявлениями наших кармических отпечатков, которые были ранее накоплены в сознании-основе. Когда мы спим, отпечатки всплывают, воспринимаются умом и проявляются как образы сновидений.

«Пища для сновидений поступает из кунжи, изнутри, а не извне, от чувств. Большинство наших ночных сновидений связано с недавними дневными воспоминаниями, потому что именно этот материал содержится в свежих запасах кунжи. Однако на более глубоких уровнях есть и следы-воспоминания, оставшиеся из прежних жизней. В кунжи есть всё, вся наша история за все предыдущие жизни — ничто не потеряно», — объясняет Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче.

Чаще всего нам снятся сны, связанные с теми отпечатками, которые плотнее или которых больше. Анализируя свои сны, мы можем понять, какого рода кармы у нас больше всего накоплено. Вот как рассказывает об этом Ринчен Тензин Ринпоче:

«Если мы видим сны, в которых мучаемся от голода или от жажды, хотим что-то съесть и не можем, если вокруг много нечистот, что-то отвратительное, грязное, то такие сны связаны с кармическими отпечатками, ведущими в миры голодных духов. Также с ними связаны сны, в которых много похоти и страстных желаний.

Если во сне мы видим любых животных — сухопутных, водоплавающих, летающих — например, океан и много рыбы в нем, если нам снится, что животные нас пожирают или мы поедаем их; если во сне мы тонем в болоте; если пытаемся что-то сказать и не можем вымолвить ни слова, то такие сны показывают кармические отпечатки рождения в мире животных.

Если нам снится узкий проход между домами, в который мы не можем протиснуться, или очень узкая тропа, по которой надо пройти, но никак не получается; если снятся люди, которые ведут какие-то пустые разговоры, разводят сплетни и так далее, то это кармические отпечатки, связанные с миром людей.

Если мы видим сны, где люди много ругаются, конфликтуют, враждуют, дерутся, находятся в заведенном состоянии, то это связано с кармическими отпечатками мира асуров.

Если нам снятся какие-то радостные события, приятные светские мероприятия — балы, вечеринки, банкеты, танцы —, если во сне есть ощущение наслаждения жизнью, то это связано с кармическими отпечатками мира богов».

Тензин Вангьял Ринпоче также говорит о том, что кармические следы шести миров сансары проявляются в наших снах: «Сны могут быть бесконечно разными, но все кармические сны связаны с одним из шести измерений или с несколькими».

Помимо сновидений, возникающих из кармических следов, бывают сновидения, возникающие из ясности ума, но они не являются предметом данной статьи.

Карма и бардо

Посмертное состояние бардо очень похоже на сон. Когда после смерти ум отделяется от тела, в потоке сознания продолжаются видения и переживания. Их причиной являются всё те же кармические следы. 

Таким образом, и наяву, и во сне, и в промежуточном состоянии бардо мы по факту находимся в одинаковом состоянии — состоянии проживания собственной кармы.

Мы считаем состояние сновидения нереальным и неистинным, а явь — реальной и истинной, но то и другое представляет собой одно и то же состояние и возникает от кармических причин. Кармические причины порождают наши кармические видения и в сновидении, и наяву, и в бардо.
Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче

В итоге, поскольку разрушение физического тела не «обнуляет» кармические отпечатки, они обусловливают и наше перерождение, и нашу следующую жизнь. Единственный способ разорвать этот круг, находясь в бардо — это распознать естественное состояние природы ума, распознать любые видимости бардо как самопроявления.

«Если во втором бардо мы распознаём звуки, свет и лучи как собственное сознание, все отпечатки прошлого уничтожаются мгновенно, и мы достигаем состояния будды, — объясняет Ринчен Тензин Ринпоче. — Если же распознавания не происходит, это равносильно тому, как достать карту памяти телефона из мусорного ведра и снова вставить её в телефон. Все файлы снова будут видны. Это означает возврат в сансару».

Об этом же говорит и Намкай Норбу Ринпоче: «Если в момент проявления энергии изначального состояния вы узнаете в ней выражение своих собственных, исконных качеств, то реализуете себя в измерении чистого видения. Если же происходит противоположное и вы воспринимаете лучи и цвета как нечто внешнее по отношению к самому себе, то проявляете нечистое видение».

Методы очищения

Так же, как и в бардо, в течение жизни наши кармические отпечатки очищаются, когда мы пребываем в состоянии подлинной, пустотной природы ума3.

«Это похоже на то, что если мы начали понимать, что некий человек нас обманывает, то мы верим ему все меньше и меньше, все меньше и меньше вовлекаемся в его россказни, — объясняет Ринчен Тензин Ринпоче метод Великого Совершенства. — Так же и здесь: находясь в пустотной природе нашего ума, новых кармических отпечатков мы не накапливаем, новых недобродетелей не создаём, и старые за счёт этого тоже постепенно очищаются».

Намкай Норбу Ринпоче, в свою очередь, приводит такую аналогию: «Если мы сравним свою карму и порождающее ее неведение с темной комнатой, то знание изначального состояния будет подобно светильнику. Если зажечь его в комнате, то он, осветив все вокруг, сразу прогонит тьму».

Но если метод Дзогчена так хорошо работает, то зачем же тогда нужны все прочие практики уровня Сутры и Тантры? 

Ответ очень прост:
1) для того, чтобы подготовить наш ум к практике Дзогчена, очистив наиболее грубые омрачения;
2) чтобы практиковать тогда, когда практика Дзогчена «не идёт» (а значит и карма продолжает накапливаться).

«Если ноги болят, и человек стоит на них не очень устойчиво, то ему нужна какая-то поддержка, дополнительная опора. Так и мы, пока наши «ноги Дзогчена» еще не очень устойчивы, опираемся на дополнительные методы Сутры и Тантры», — объясняет Ринчен Тензин Ринпоче.

Сам факт того, что практика Великого Совершенства не получается, свидетельствует о том, что кармических завес у нас слишком много. В этом случае необходимо в первую очередь заняться практикой добродетели, чтобы: 1) не создавать условий (вторичных причин) для проявления негативной кармы 2) создавать благие кармические причины.

Если мы осознаём вторичные причины, всегда есть способ предотвратить или приостановить созревание кармы. Это очень зависит от нашей осознанности.
Намкай Норбу Ринпоче

Несмотря на то, что с предыдущих жизней в сознании-основе накоплено огромное количество негативных отпечатков, если человек начинает активно практиковать добродетель, это приводит к тому, что негативная карма истощается. Если мы посеяли рис и горох, но создаем условия только для прорастания риса, то рис и прорастет, а горох не сможет. Если мы посеяли зерно, но прилетели птицы и склевали его, то урожая не будет. Так работает практика добродетели.

Правильное намерение как условие совершения благодеяний и увеличения количества благодеяний ведет к тому, что накапливаются благие отпечатки и из-за того, что благая карма растет, негативные отпечатки уменьшаются. Благая карма довлеет над негативной кармой.
Ринчен Тензин Ринпоче

В заключение

Подведем итоги: 

Карма — это кармические отпечатки, которые следуют за нами из жизни в жизнь с безначальных времен, создавая нашу реальность и наяву, и во сне, и в бардо. 

Карму можно разделить на благую и неблагую. Неблагие кармические отпечатки приносят страдания и неудачи, благие — счастье и благополучие, а также возможность встречи с Учением и достижения просветления. 

Карма не является чем-то фатальным, что не может быть изменено. Для созревания кармы необходимы условия (вторичные причины). Если мы действуем осознанно, то у нас появляется выбор и возможность 1) не создавать условий, необходимых для созревания неблагой кармы, а также новых неблагих кармических семян 2) создавать условия для созревания благой кармы, а также новые благие кармические семена. 

Метод Великого Совершенствасамый быстрый способ очистить кармические завесы полностью и таким образом достичь состояния будды. Однако, если мы не можем пребывать в пустотной природе ума двадцать четыре часа в сутки, то для работы с кармой нам необходимы методы Сутры и Тантры.

Примечания:

1. Сознание-основа (тиб. кунжи намше: kun gzhi rnam shes) — фундамент для восьми видов сознания, которыми обладает человек. Согласно объяснению Тензина Вангьяла Ринпоче, кунжи намше «это не предмет и не место — это динамика, лежащая в основе формирования двойственного переживания. Оно так же невещественно, как собрание привычек, и так же сильно, как привычки, которые позволяют языку иметь смысл, образам превращаться в предметы, а жизни — казаться чем-то значимым, что мы можем направлять и понимать».
2. Видимости (тиб. нангва: snang-ba) — всё, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем, вкушаем, а также образы в уме. Согласно Цеванг Ньенгью: «Нангва проявляются, но не существуют по природе».
3. Согласно воззрению Дзогчена.

Статья написана с использованием источников:

1. Тендзин Вангьял Ринпоче «Тибетская йога сна и сновидений». Издательство София, 2013 г. 
2. Бонские учения Дзогчена в изложении Лопона Тензина Намдака. Культурный центр «Джалю», Москва, 2019.
3. Чогьял Намкай Норбу «Лочжонги, рушены, семдзины». Издательство «Шанг Шунг».
4. Намкай Норбу Ринпоче «Дзогчен — состояние самосовершенства». Издательство «Шанг Шунг», Санкт-Петербург, 2001.
5. Намхай Норбу Ринпоче «Зеркало Великого Совершенства». Сангелинг, 1998
6. Устные наставления Кхенпо Геше Ринчена Тензина Ринпоче, ламы традиции Бон, 2015-2021.


03 июня 2022
2673 просмотров
Теги: карма

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Девятый путь Бона: Непревзойденный путь (Дзогчен) Девятый путь Бона: Непревзойденный путь (Дзогчен)
Из Девяти путей Бона девятый является наивысшим. Это практика Дзогчена, Великого Совершенства....
Читать далее
Радужное тело — наивысший плод Дзогчен Радужное тело — наивысший плод Дзогчен
Радужное тело — наивысший знак реализации практики Дзогчен, когда практик высокого уровня в момент с...
Читать далее
Обучение практикам Юнгдрунг Бон Обучение практикам Юнгдрунг Бон
Основы Тантры и Дзогчена. Уникальная программа обучения практикам традиции Юнгдрунг Бон, не имеющая ...
Читать далее
Осознанная речь и её значение на пути к состоянию будды Осознанная речь и её значение на пути к состоянию будды
Осознанная речь имеет намного более важное значение для продвижения по духовному пути, чем это может...
Читать далее
Десять Совершенств в Юнгдрунг Боне Десять Совершенств в Юнгдрунг Боне
Практика десяти совершенств в традиции Юнгдрунг Бон приносит существенную и глубокую пользу. Наприме...
Читать далее
Что такое Дзогчен? Что такое Дзогчен?
Дзогчен — важнейшая часть традиции Бон, наивысшее учение Великой Колесницы — Махаяны. Это самый быст...
Читать далее
Три коренные мантры традиции Юнгдрунг Бон Три коренные мантры традиции Юнгдрунг Бон
В традиции Юнгдрунг Бон есть три мантры, которые в совокупности воплощают всю полноту учения Будды Т...
Читать далее
Сознание Будды Сознание Будды
Исследование работы сознания человека — своеобразный прыжок в кроличью нору со стороны современных у...
Читать далее
Вечное учение Вечное учение
Юнгдрунг Бон — одна из самых древних духовных традиций на Земле. Уходя корнями в далекие времена, за...
Читать далее
Подписка на рассылку центра
При подписке Вы даете согласие на обработку персональных данных
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Гапсальская, д. 1, к. 2, литера О, помещение 309
Тел: 8 800 250 3301 (звонок бесплатный)
E-mail: info@bon.su

Мы в соцсетях
Напишите нам