Кунту Зангпо
Изначальный Будда
Кунту Зангпо (буквально в переводе с тибетского Кun-tu-Bzang-po — всеблагой, благородный во всем). Изначальный Будда, Будда измерения пустотной природы ума. Источник Учения Великого Совершенства Дзогчен. Имя Кунту Зангпо означает «то, что является самым прекрасным и присутствует во всех местах».
Шенла Окар
Будда Сострадания
Шенла Окар — Будда Высшего сострадания. Его сострадание — основа Учений и практики Бон, помогающих всем живым существам на пути к освобождению. Шенла Окар является воплощением «Тела совершенной радости», Дзоку, источника всех Учений Тантры. Это главный Учитель всех Учителей.
Сангпо Бумтри
Будда-создатель
В космогонии Бон Сангпо Бумтри — Царь изначального бытия, Творец Бона, проявленный в человеческом облике и проявившийся в мире из яйца света. Сангпо Бумтри — Будда изобилия, добра и блага. Его тело серебряно-белого цвета, до подмышек ниспадают бирюзовые косы.
Тонпа Шенраб
Основатель Бон
Тонпа Шенраб — полностью просветленный, Учитель нынешней эпохи, основатель Учения Юнгдрунг Бон. Родился принцем в 16 017 году до н. э. в прекрасном дворце Барпо Согьед в государстве Олмо Лунгринг, которое было частью более обширных территорий страны Тадзик, расположенной к западу от Тибета.
Сатриг Эрсанг
Совершенная мудрость
Сатриг Эрсанг — воплощение совершенной мудрости, одно из проявлений Шераб Джаммы, Любящей матери изначальной мудрости, матери всех Будд. Сатриг Эрсанг возглавляет собрание Четырех трансцендентных Владык Бон — и обычно изображается в их сопровождении.
Шераб Джамма
Любящая мать
Шераб Джамма — Любящая мать изначальной мудрости, Мать всех Будд. Олицетворяет женскую энергию бесконечной любви и сострадания. Она дает утешение и руководство всем существам, рассеивает страхи, препятствия, болезни, печаль и негативные силы.
Cипе Гьялмо
Царица Вселенной
Сипе Гьялмо — царица Вселенной, является главным гневным божеством-покровительницей и защитницей Учения Юнгдрунг Бон, а также одним из древнейших божеств в тибетской традиции. Относится к группе просветленных защитников, защищающих Учение и сообщество.
Йеше Валмо
Мудрая защитница
Йеше Валмо — Защитница мудрости, одна из самых важных эманаций (аспекта мудрости) Сипе Гьялмо, полугневная форма Шераб Джаммы. Во времена гонений Бон ламы прятали священные тексты и ритуальные предметы в горах в виде терма. Йеше Валмо защищала их, позволяя тертонам находить священные объекты.
Ньямме Шераб Гьялцен
Основатель Менри
Ньямме Шераба Гьялцена иногда называют вторым Буддой Бон. Он родился в тибетской провинции Гьялронг 5 января 1356 года. Его появление на свет было ознаменовано чудесными явлениями: на небе одновременно пребывали солнце, луна и звезды, шел дождь из цветов, сплетались вместе радуги.
Шераб Маве Сенге
Лев Речи — божество мудрости
Регулярная практика Маве Сенге рассеивает тьму незнания, развивает интеллект, дарует феноменальную память.
Дренпа Намка
Тот, чья память подобна небу
Дренпа Намка — «Тот, чья память подобна небу / пространству». Великий Учитель и Защитник Юнгдрунг Бон, впоследствии принявший буддизм и ставший одним из 25 учеников гуру Падмасамбхавы. Говорится, что последователем буддизма мастер стал для сохранения традиции Юнгдрунг Бон.
Цеванг Ригдзин
Будда долголетия
Цеванг Ригдзин — главное божество долгой жизни в традиции Бон, сын Дренпа Намки. Реализованный мастер и сиддха. Многие изображения, практики и ритуалы Цеванга Ригдзина происходят из текста «Бон Терма» («Раскрытое сокровище»), обнаруженного тертоном Бонжигом Юнгдрунгом Лингпа (1346-1405 гг.)
Тапихрица
Мастер радужного тела
Тапихрица — Мастер радужного тела, покровитель учения Дзогчен, 24-й мастер традиции, символ единства всех линий Учения. Тапихрица был рожден в VII веке в государстве Шанг-Шунг и с самого раннего детства питал особый интерес к добродетельным делам.
Кхьюнг Мар
Красный Гаруда
Кхьюнг Мар, или Красный Гаруда — Защитник мудрости, проявление чистого сознания, одно из гневных божеств Бон. Красный Гаруда олицетворяет огненную силу энергии. Это божество защищает от препятствий внешних, внутренних и тайных.
Секхар Чокнга
Пять высших йидамов отцовской тантры
Секхар Чокнга — Пять высших йидамов отцовской тантры: Валсе Нгампа, Лхаго Тхокпа, Трово Цочок Кхагьинг, Валчен Гекхо и Валпур Друксе Чемпа. Также известны как «Пять Высших Воплощений» и «Пять божественных крепостей».
Тагла Мебар
Огненное Божество тигра
Тагла Мебар — огненное Божество тигра, проявление Тонпа Шенраба Мивоче и один из важнейших йидамов мудрости, который может благословить практикующего силой исцеления. Тагла Мебар сжигает внутренний негатив и преобразует ум практикующего в ясность пяти мудростей.
Магью Сангчог Тартуг Гьялпо
Высшая сущность материнской тантры
Магью Сангчог Тартуг Гьялпо — одно из самых важных бонских медитативных божеств. Божество Магью — это йидам Сангчока Гьялпо, Владыка тайн, который имеет гневную внешность, синий цвет, семь голов и 16 рук, держащих 16 чаш из черепа, в каждой из которых по сердцу.
Дакини шести путей
Охранительницы практик материнской тантры
Шесть богинь-охранительниц специфических практик материнской тантры, иногда соотносимых с Шестью йогами Наропы.
Дакини пяти элементов
Богини стихий
Кхандро (богини или дакини) пяти элементов: пространства, воздуха, огня, воды и земли. Пять элементов играют фундаментальную роль в Учении Бон и являются основными энергиями, из которых возникает весь опыт, включая физический мир, наши тела, наши эмоции и ум.
Сангье Менла
Будда медицины
Сангье Менла — Будда медицины. Является проявлением Будды Тонпа Шенраба, просветленного Учителя Бон. Учение Будды Медицины было получено непрерывной линией передачи основателем монастыря Менри Ньямме Шерабом Гьялценом.
Шанг-Шунг Мери
Защитник линии передачи Шанг-Шунг Ньенгью
Шанг-Шунг Мери — медитативное божество Бон, восходящее к древнему государству Шанг-Шунг. Он считается Верховным защитником Шанг-Шунг Ньенгью — важнейшей (третьей) линии устной передачи Учения Великого Совершенства Дзогчен.
Дуккар
Богиня белого зонтика
Дуккар, или Дуккармо – тибетское имя Богини белого зонтика, одной из защитных форм Белой Тары, Матери всех существ. Почитается как в буддизме, так и в бон. Изображается с небольшими отличиями, однако суть едина: абсолютная и яростная защита на основе сострадания.
Дзамбала
Божество процветания
Дзамбала — Божество процветания. Он восседает на естественно возникшем троне, в небесных шелковых одеждах, прижимая к себе вазу богатства под левой вытянутой ногой, в правой руке держа росток риса, а в левой руке — кожаный мешок в форме мангуста.
Синий Дзамбала
Хранитель благополучия
Синий Дзамбала — один из защитников Учения Бон. Его тело — темно-синего цвета, с двумя руками, на лице гневная улыбка, голову венчает белый хрустальный шлем, на котором покачиваются солнце, луна и драгоценность.
Нампар Гьялва
Будда Совершенной Победы
Нампар Гьялва — полугневная форма Будды Тонпа Шенраба, проявившаяся для усмирения и подчинения вредоносных духов и демонов.