Тел:8 800 250 3301(звонок бесплатный)

История монастыря Менри

История монастыря Менри

Менри — главный монастырь Традиции Юнгдрунг Бон, расположенный в местечке Доланджи, Индия, имеет богатую историю. В ней были как славные, так и трагические моменты. Сегодня это процветающий центр культуры и религии Бон, который может посетить любой желающий. Рассмотрим вехи его развития более подробно.

Целебная гора

История монастыря Менри — главной резиденции Бонпо — уходит корнями в далекий XV век. Он был основан в 1405 году великим Учителем Ньяме Шерабом Гьялценом у подножия прекрасной горы, в местечке Тобгьял, провинция Цанг, центральный Тибет. Свое название монастырь получил от сотен видов целебных трав и источников, которыми была богата щедрая горная местность, ставшая домом для монастыря (слово «Менри» можно дословно перевести с тибетского как «Целебная гора», — прим. ред.). Задолго до этого Будда Тонпа Шенраб, основатель Религии Юнгдрунг Бон, как-то совершал путешествие в Конгпо — и по пути остановился именно в Тобгьяле, произнеся пророчество о том, что в будущем здесь появится монастырь. Учитель «запечатлел» это проявлением своей чудесной силы, оставив отпечаток стопы на камне. Менри просуществовал в Тобгьяле до китайского вторжения в Тибет в начале 60-х годов XX века, когда был полностью разрушен. До его основания в 1405 году главной обителью Бон в Тибете был монастырь Йеру Венсакха, также в провинции Цанг. Однако он был полностью разрушен — но силами природы, а не человека. Сильнейшее наводнение с оползнями 1386 года фактически стерло монастырь с лица земли.

Ньяме Шераб Гьялцен

Великого Учителя Ньяме Шераба Гьялцена называют Владыкой Учения. Именно он стал первым Менри Тризином, основав монастырь, который впоследствии будет главной резиденцией Бонпо в мире. Жизнь Ньяме Шераба Гьялцена — это удивительное путешествие по познанию, распространению и укреплению Юнгдрунг Бон в Тибете. Учитель денно и нощно выполнял практику Великого Совершенства Дзогчен и никогда не прерывал выполнение практики добродетели. Его наставниками были величайшие Учителя Бон его времени. Шераб Гьялцен стал реформатором, оживившим монашескую традицию Бонпо, объединив три ветви Учения — Сутру, Тантру и Дзогчен, — и создав опору всех последователей Традиции в виде главного монастыря Менри.

Его рождение на востоке страны, в Кхаме, было ознаменовано удивительными явлениями в виде одновременно появившихся на небосводе солнца, луны и звезд, сплетения радуг, дождя из цветов, а, для некоторых наблюдателей с чистой кармой — также прекрасным танцем богов и богинь в облаках. С самого раннего возраста зная алфавит и обучаясь у отца чтению и письму, он без труда благодаря благой карме вспомнил, тут же постигнув, суть Бона причины: гадание, астрологию, ритуалы и медицину. В 10 лет он был посвящен в монахи и учился под наставлением Ламы Юнгдрунг Гьялцена, приняв множество обетов — и соблюдая их впоследствии в течение всей жизни. В 31 год Шераб Гьялцен полностью посвятил жизнь монашеству, получая Высшие наставления в монастыре Йеру Венсакха. Знания Учителя были столь глубоки, что представители клана Дру предложили ему пост настоятеля двух монашеских школ в Йеру Венсакхе. Однако Учитель не принял его, почувствовав острую необходимость вернуться в родные места, чтобы навестить своих родителей.

Он отправился в путешествие, которое длилось довольно долго. На пути в родные места Шераб Гьялцен узнал, что Йеру Венсакха был полностью разрушен наводнением. Эти вести сильно опечалили Учителя. Но Великая Мать Сипе Гьялмо явилась ему и изрекла пророчество — не печалиться и отправляться в Центральный Тибет, чтобы распространять Учение на благо и радость всех живых существ. Учитель последовал туда со своим учеником Ринченом Гьялценом. На пути им встретилось множество благоприятных чудесных знамений. По дороге они остановились в Венсакхе для принесения подношений на развалинах монастыря — и там Учителю открылся текст «Великой Парамиты» рода Дру и было найдено множество ценных предметов-благословений. После чего Шераб Гьялцен отправился в монастырь Кхарна, где дал объединенную практику Тантры и Дзогчен, комментарии на учение Тонпа Шенраба — и именно там у него зародилась идея основать новый монастырь. Местными жителями Учителю были предложены наделы земли, но он ответил им, что при выборе места будет руководствоваться пророчеством и знамениями Дакини.

Место, в котором чуть позднее будет построен монастырь Менри, находилось совсем неподалеку, в Цанге. Вот уже несколько лет в этих землях возникали чудесные знамения, раздавались благоприятные звуки, которые то и дело слышали пастухи. Придя туда, Владыка застал двух медитирующих йогинов и попросил их приготовить ему чаю. Но они сказали, что за водой идти слишком далеко — тогда Шераб Гьялцен вонзил в землю свой посох, и из нее забил ключ. Йогины прониклись верой, а Учитель приказал Ринчену Гьялцену собрать белые камни и раскладывать их на земле с закрытыми глазами через каждые девять шагов. Небеса и землю стали сотрясать громкие звуки, и Ринчен Гьялцен открыл глаза. Этот момент ознаменовал появление монастыря Таши Менри. Владыка молвил, что, если бы его Ученик не открыл глаз, то новый монастырь превзошел бы размахом тот, что был разрушен во Венсакхе, но и этот монастырь, хотя и будет меньше размером, в течение долгого времени будет прочен и устойчив. Количество камней, оставленных на земле, соотносилось с числом монашеских келий будущего монастыря — 60. Так, Ньяме Шераб Гьялцен стал основателем первым настоятелем монастыря Менри. Непрерывная линия передачи привела сквозь века к 33-му Менри Тризину Лунгтоку Тенпею Ньима Ринпоче и старейшему на сегодняшний день хранителю Традиции Бон Йонгдзину Лопону Тензину Намдаку Ринпоче, которые стояли у истоков нового Менри в Доланджи, Индия.

Релокация в Индию

Монастырь Таши Менри просуществовал в Тибете до шестидесятых годов прошлого столетия, почти за пять веков сменив 32 настоятеля. После китайской инвазии в Тибет произошла вынужденная релокация монастыря — и Бонского правительства в изгнание. С середины 1960-х годов Бонпо предпринимали усилия по созданию поселения беженцев в новых землях. Задача поиска участка и сбора средств на его покупку была возложена на Тензина Намдака, настоятеля монастыря Менри в те годы. Наконец, при помощи средств, собранных католической организацией Catholic Relief Services, был приобретен участок земли в небольшом поселении Доланджи, — в штате Химачал Прадеш на севере Индии.

В 1967 году поселение было официально основано и зарегистрировано в правительстве Индии как «Тибетский фонд Бонпо». Управление им осуществлялся в соответствии с принципами внутренней конституции группой избранных лиц под руководством Менри Тризина — настоятеля Менри. Тогда же около 70 семей Бонпо переехали в Доланджи, получив по небольшому наделу земли при Фонде.

После смерти Кундуна Шераба Лодро духовным лидером Бона стал Шераб Тенпай Гьялцен — настоятель Юнгдрунг Линг, второго по значению Бонского монастыря в Тибете. Он приехал в Доланджи с группой монахов, чтобы основать здесь новую общину. В 1969 году Шерабом Тенпай Гьялценом была подготовлена церемония выбора преемника Кундуна Шераба Лодро. Эта аутентичная традиция избрания настоятеля монастыря Менри носит название Тагдил. Жребий пал на Геше Сангье Тензина Йондона, который в то время жил в Норвегии и преподавал в Университете Осло. Вскоре он прибыл в Доланджи и был возведен на престол как Его Святейшество 33-й Менри Тризин, получив имя Лунгток Тенпай Ньима.

Позже в том же году, после смерти настоятеля Юнгдрунг Линга, Лунгток Тенпай Ньима принял духовное руководство Бонпо во всем мире. В Менри был построен главный храм, помещения для монахов, библиотека, резиденция настоятеля, новые помещения для монастырской кухни. 33-й Менри Тризин организовал монахов в полномасштабную религиозную общину, основанную на правилах, изложенных в Каноне Бонпо. Фундамент главного храма был заложен в 1969 году, а окончательное строительство Менри было завершено в 1978 году.

Современный Менри

Сразу после своего основания Менри был небольшим монастырем всего с несколькими постройками — и даже на главном здании отсутствовал богатый декор, традиционный для тибетских монастырей. На территории постоянно проживали около ста монахов. Современный Менри — это крупный процветающий центр Юнгдрунг Бон. Здесь постоянно проживают около 900 резидентов. Добротные здания богато украшены традиционными орнаментами.

В 1977 году была открыта Школа диалектики, представляющая 15-летнюю программу обучения, окончание которой позволяет получить степень Геше — тибетский эквивалент докторской степени по философии. Это событие сопровождалось визитом в Менри Его Святейшества Далай-ламы XIV: спустя год после этого, Бон был официально признан им пятой буддистской школой Тибета. Первые выпускники окончили Школу в 1986 году.

21 апреля 2007 года — кульминация видения о создании крупнейшего центра религиозного обучения в Менри Его Святейшества 33-го Менри Тризина Лунгтока Тенпай Ньима: именно в этот день Его Святейшество Далай-лама XIV провозгласил открытие Тибетской библиотеки Юнгдрунг Бон. В четырехэтажном здании содержится богатая коллекция более чем 30 000 священных Канонических Бонских и буддистских текстов на шангшунгском и тибетском языках, а также около 10 000 книг на других языках, которую бережно собирал по всему миру 33-й Менри Тризин и члены коммуны.

13 мая 2014 года по инициативе Его Святейшества 33-го Менри Тризина Лунгтока Тенпая Ньима был открыт медицинский колледж Сориг Бумжи. Также в Менри действует Бонский Центр здоровья, оказывающий медицинскую помощь резидентам монастыря и жителям Доланджи.

В Доланджи расположен единственный женский монастырь Бонпо за пределами Тибета — Редна Менлинг. Здесь постоянно проживают около 80 монахинь, а также около 60 школьниц, изучающих монастырскую традицию Юнгдрунг Бон.

Менри является домом более чем для трехсот детей, — часто из небогатых семей или сирот, — родственники которых присылают их сюда для обучения в средней школе при Менри, а также монашеской дисциплине. По окончании школы выпускники могут продолжить светское или религиозное обучение по своему желанию.

Сегодня Менри является резиденцией главы Бон 34-го Менри Тризина Лунгтога Давы Дардже Ринпоче и центром религии Бон в мире.

Статья подготовлена по материалам сайтов:

  • bonshenchenling.org

  • sherabchammaling.com

  • himalayanart.org

  • ybmcs.org

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Тел: 8 800 250 3301 (звонок бесплатный)
E-mail: info@bon.su
Мы в соцсетях
Напишите нам