Сквозь века: Юнгдрунг Бон

Сквозь века: Юнгдрунг Бон

Автор:
5202 просмотров

Учение Юнгдрунг Бон существует много веков, и сегодня получает значительный интерес со стороны тех, кто интересуется древними культурными и духовными традициями, медитативными практиками и работой с сознанием. В этом обширном интервью Геше Ринчен Тензин Ринпоче, идейный вдохновитель Исследовательского центра культуры и религии Юнгдрунг Бон, программы «Основы Тантры и Дзогчен», проекта Bon.su и строящегося Ретритного центра в Ленинградской области рассказывает о традиции Бон и ее основах, которые остаются незыблемыми и помогают многим людям в избавлении от страданий.

Ринчен Тензин, расскажите, пожалуйста, как столь древняя духовная традиция, как Юнгдрунг Бон, не теряет своей актуальности в XXI веке? Ведь сегодня человек уже совсем другой, чем в те давние времена, когда зародилось Учение. Почему так произошло? Как традиция смогла так хорошо сохраниться?

Вопрос действительно содержит в себе верное утверждение. Юнгдрунг Бон — очень древняя духовная традиция, одна из древнейших на Земле. Говорится, что ей свыше 18 000 лет. Насколько точна эта цифра — сложно сказать наверняка, и мы не будем концентрироваться на этом. Особое культурное наследие, распространенное на территории Тибета, Шанг-Шунга и других близлежащих государств, было присуще именно этому региону. Сегодня к нему проявляют интерес люди изо всех уголков мира.

Отличие понятий «Юнгдрунг Бон» и «Бон» состоит в том, что Учение, о котором мы говорим, было передано наставником Тонпа Шенрабом. Само же слово «бон» использовалось и до этого: наверняка раньше существовали и другие, добуддистские, духовные учения. В этом отличие Юнгдрунг Бон от Бон. (Зачастую последователи Юнгдрунг Бон сокращают название Учения до слова «Бон», что также видно из текста этого интервью, — прим. ред.).

Тонпа Шенраб передал Учение в виде девяти разделов — Колесниц, или Путей. Их можно объединить в две Колесницы — Малую и Большую. Малая, или Низшая Колесница, включает в себя гадания, астрологию, ритуалы и медицину — комплексные системы знаний, связанные с достижением счастья и благополучия в этой жизни, призванные помочь в мирском существовании и содержащие в себе различные способы привлечения удачи, избавления от болезней, увеличения достатка и т. д. Более «продвинутые» методы Юнгдрунг Бон относятся к Высшей (Великой) Колеснице и посвящены устранению страданий как таковых. Все существа, какие бы то ни было, испытывают огромное количество страданий: относительных, абсолютных или предельных. Великая Колесница указывает на то, что их причина не находится где-то вовне, а является следствием наших собственных омрачений. Из-за ядов в нашем уме мы совершаем негативные действия, которые приводят к соответствующим результатам. Мотивируемые омраченным состоянием ума, мы пожинаем плод страдания. Это древнее Учение актуально и поныне. За многие века ничего не изменилось: сегодня живые существа точно так же омрачены, как и раньше, даже еще в большей степени. Великая Колесница, в свою очередь, состоит из трех главных разделов — Сутры, Тантры и Дзогчена. Каждый из них помогает людям в зависимости от их умственных способностей и дает возможность прибегать к подходящим им методам.

С точки зрения страданий, в их устранении между настоящим и прошлым нет никакой разницы. Задача одна — и средства Учения, которые применяются к ее решению, столь же эффективны в современном мире, как и в давние времена. Сколько бы человек ни был несчастен, как правило, все в его голове, в мыслях. Можно сказать, что чем больше мы думаем, тем более несчастными становимся. Практика позволяет сделать так, что мыслей будет меньше. И ум становится счастлив в свободе. Это был ответ на первый вопрос: как работает Учение в наше время.

Ринпоче, могли бы Вы более подробно остановиться на методах двух Колесниц? Как их можно применять сегодня, в нашей повседневной жизни?

Для начала рассмотрим Малую Колесницу. К ней относятся гадания, астрология, ритуалы и медицина. Не только тибетцам, жившим в давние времена, но и вообще всем людям свойственно желание заглянуть в будущее и узнать, получится что-то или нет. Для обычных людей, не обладающих ясновидением, будущее — всегда загадка. Так, система гаданий Мо — часть большой традиции в Тибете, призванной помогать людям в преодолении преград и препятствий, дающей ответы на то, что для нас неочевидно, скрыто. Время доказало эффективность этого метода, и ответы на задаваемые вопросы им освещаются довольно ясно. Но при этом очень важно, кто именно берется за предсказание — ведь результат будет верным не у каждого. Это целая наука, требующая определенной подготовки, знания и глубины постижения.

Второй раздел после гаданий, относящейся к методам Нижней Колесницы, — астрология. Он, в свою очередь, подразделяется еще на два: астрологию элементов и «звездную» астрологию. Первая рассматривает сочетание, взаимодействие и влияние на жизнь человека элементов — земли, воды, огня, металла и дерева. Вторая обращается к звездам и планетам и тому, как сила каждой из них или их комбинации оказывают на нас благоприятное или неблагоприятное воздействие. На основе даты рождения производятся определенные вычисления, которые показывают взаимодействие «внешних» элементов с «присущими» нам от рождения. Они дают нам руководство, основу, рассказывают о том, какие действия и решения будут для нас потенциально благоприятными или наоборот. Астрологические расчеты могут производиться на все случаи жизни: при заключении брака, для ведения бизнеса, начала крупных дел, строительства, путешествий, посевных работ, даже для начала войны.

К внешним разделам Колесницы также относятся ритуалы. Это огромная наука, знания которой позволяют привести человека к желаемому результату, исправив различные негативные ситуации. Ритуал выбирается в зависимости от причины вреда — это может быть как влияние богов и демонов, так и природных сил и элементов. В первом случае — с богами и демонами — ритуал может включать в себя подношение субстанций, которые нравятся именно этой категории существ: формы, приятные их взору, запахи, услаждающие их обоняние и т. д. Для этого используются различные предметы, такие как ритуальные торма, сделанные из теста, изображения, кресты, перевязанные нитками, таблички. Во втором случае — с элементами — используются звуки, материальные предметы и созерцательные практики. Примером использования звука для гармонизации элементов являются мантры. Каждому элементу присуща своя мантра, которую мы повторяем для уравновешивания его сил. Звук обладает такой способностью. В любой культуре есть вера в проклятие «черным» словом, в злые чары. И, напротив, существуют благоприятные сочетания звуков. Если мы верим в одно, то нужно принимать и другое. Любая болезнь связана с расстройством элементов — и раз есть мантры, которые их расстраивают, значит есть и мантры, которые их гармонизируют.

Элементы также приводятся в равновесие субстанцией — например, флагами. Зачастую мы видим развешанные разноцветные флаги, колышущиеся на ветру. Определенному цвету флажков соответствует свой элемент. Желтый увеличивает силу земли, красный — огня, белый — пространства, зеленый — ветра, синий — воды. Каждому человеку необходимо таким образом поддерживать соответствующие его рождению элементы.

WKaYE79dCg0.jpg

Третий способ уравновешивания сил элементов — поглощенное созерцание, то есть сила ума. В этом случае используется визуализация, на которой мы сосредотачиваемся, развивая силу той или иной стихии. Ум неимоверно силен, и эти медитации очень действенны. Пример мощи ума может иллюстрировать такой случай: во время Второй мировой войны, в Китае, один из солдатов получил сильнейшее ранение, но в госпитале кончилось обезболивающее, и доктор вколол ему просто воду, плацебо. Раненый тут же избавился от боли, хотя это и не была физическая реакция: лекарства-то на самом деле не было. Сила ума такова, что вера в облегчение боли оказала свое действие. Ученые давно знают об этом эффекте и широко его используют.

Проведение ритуалов также требует доверия: связь с ними устанавливается именно через него. Если мы не верим, что ритуал принесет нам помощь, пользу от него будет обрести сложнее.

Четвертый раздел Низшей Колесницы — медицина. Он состоит из двух областей — диагностики и лечения. В первом случае выяснятся болезнь и ее причины, во втором — способы ее излечения. Диагностика производится на основе трех главных составляющих: исследование пульса, мочи и опрос пациента. Время не стоит на месте, действительность меняется. Так, сегодня у людей совершенно иная пища, чем раньше: в ней намного больше химии, меньше натуральных ингредиентов. Образ жизни также изменился. Из-за этого методы исследования несколько трансформируются, но результат — и корень тибетской науки исцеления — остается неизменным.

Наука исцеления состоит из четырех разделов. Когда болезнь не сильна и не опасна, то на нее оказывается воздействие без лекарств, а именно рекомендациями по корректировке питания и образа жизни. В первом случае этого достаточно, чтобы человек выздоровел. Если такие средства не помогают, то применяется лекарственный метод. Состав лекарств тибетской медицины натурален: мы не можем говорить, что это некие химические средства. Он представляет собой растительное сырье, иногда минералы, но более 99% — это травы, листья, древесина. Способы изготовления и виды лекарств также различны: есть отвары, порошки, пилюли, масла. Если лекарство не помогает поправиться, то используется третий способ, процедурный. Существуют процедуры мягкого и жесткого характера. К мягким относятся компрессы, растирания, массажи, втирания масел и т. д. Жесткие — это, например, принятие слабительного или непосредственное физическое воздействие на тело: кровопускание, прижигание, иглоукалывание, хирургические процедуры и т. д. Исцеление — древняя наука. Как она преподавалась издревле, так же практикуется и сейчас, с небольшими «временными корректировками».

Итак, методы Нижней Колесницы связаны с устранением грубых препятствий в жизни, ограничениями в достижении мирского блага в существовании в этом мире.

Высшая Колесница Юнгдрунг Бон — и ее главные разделы Сутра, Тантра и Дзогчен — это знание об освобождении человека от страданий, которое может привести к освобождению из cансары. Но существует одна проблема, связанная с нашим временем: человек не может насытиться возможностями, которые ему постоянно открываются, никогда не может удовлетвориться тем, что у него есть. Плюс, жизнь все время дает новые шансы — что-то обрести, что-то узнать, что-то испытать. Раньше было проще: людей волновало только то, что можно поесть и надеть. У них было больше времени для занятия практикой. Сейчас его нет, и многие находятся в постоянной гонке за тем, чего не могут обрести. Они настолько заняты, что даже если волосы у них на голове загорятся, у них не будет времени их потушить, вот сколько у них забот!

В этой ситуации человеку может помочь учитель. Ринпоче, расскажите, пожалуйста, о прямой передаче Учения от учителя к ученику.

Учение считает, что без опоры на духовного друга, учителя, достичь результатов, овладеть практиками невозможно. Да, люди могут читать книги, изучать информацию в интернете, но сколько бы они этого ни делали, без разъяснений учителя и получения передачи результата не будет. Так, книжный способ изложения очень отличается от личностного. Для того чтобы понимать, что книга хорошо написана, необходимо живое общение с учителем. Без этого до конца постичь то, что в ней объясняется, невозможно. Не подумайте, что я говорю, что читать книги это плохо, нет. Но если человек хочет постичь Учение, то он, прежде всего, должен полагаться на учителя и следовать за его наставлениями, а уже затем читать книги. Без этого невероятно сложно — практически невозможно — самостоятельно овладеть Учением.

Если говорить более глобально, то в чем миссия учителя в жизни ученика?

Учение и учитель имеют одну цель. Помочь живым существам избавиться от всех видов страданий, как временных и относительных, так и абсолютных. Справиться со всеми проблемами их умов. На высшем уровне — привести к освобождению от сансары.

Как бы вы в целом описали текущую ситуацию с Учением в мире? Видите ли вы большие перспективы для процветания Юнгдрунг Бон — и, если да, то почему?

Когда Учение Юнгдрунг Бон было даровано Тонпа Шенрабом, оно процветало, пока он был здесь. За свою долгую историю Бон неоднократно сталкивался с гонениями, несколько раз был на грани исчезновения ввиду разных причин — политических или духовных. Например, Учение фактически было уничтожено царем Дригуном Ценпо в VII веке до н. э. А когда в Тибете в VIII веке распространился буддизм, оно также практически исчезло и до X века пребывало в довольно сильном упадке. Но с X века Юнгдрунг Бон снова постепенно обретал силу. И вплоть до конца пятидесятых годов прошлого века устойчиво распространялся и процветал. Но в 1959 году, с приходом китайцев в Тибет, на долю тибетцев выпали большие тяготы, вне зависимости от того, последователями какой традиции они являлись. Великие учителя оставили Тибет, отправившись в Индию. В общем-то все тибетское Учение претерпело много трудностей в этот сложный для всех период. Но постепенно оно было сохранено — и на территории Тибета тоже.

Нынешняя ситуация достаточно позитивна. Если сравнивать сегодняшнее состояние Юнгдрунг Бон с человеком со всеми его конечностями, то можно сказать, что это полноценный здоровый человек, у которого все руки и ноги целы. Может, только пары каких-то пальцев не хватает. В том, что Учение популярно и сегодня, я вижу три основные причины.

Если сравнивать все духовные традиции Тибета, то каждая из них содержит методы, позволяющие достичь состояния будды. С этой точки зрения между ними нет разницы: ни одна из них не выше, не ниже, не лучше, не хуже. В наш век знаний и просвещения, когда информация доступна каждому, говорить «Мое учение самое лучшее, а остальные — плохие» было бы неправильно. Сложно принять такую позицию. Недаром говорится: «Практикуй свое, но уважай другое».

Бон не считает другие духовные пути ниже себя. И в этом, на мой взгляд, первая причина того, что Учение не теряет своей актуальности. Чистое, равностное отношение, не принижающие другие традиции. Благодаря этому многие люди стремятся больше узнать именно о Юнгдрунг Бон.

Однажды в Санкт-Петербурге ко мне обратились два человека, которые очень долго и тщательно изучали одну традицию — а теперь были заинтересованы и в исследовании Юнгдрунг Бон. По их словам, каждый из их учителей говорил о том, что Бон — это плохо. Некоторые представители других школ утверждают, что Учение Юнгдрунг Бон неверное, неполное, ненастоящее. Но когда люди знакомятся с ним, они узнают, что Бон доподлинно богат. Это вторая причина. И тогда они понимают, что то, что им говорили раньше, было неправдой, вводило их в заблуждение.

Третья причина популярности и роста интереса к Юнгдрунг Бон сегодня — чистота передачи и эффективность Учения. Когда передача знания осуществляется не из корыстных целей, а из желания помочь другим. Люди знают и видят, что эти Учения работают, что они полезны, и это их привлекает. Сутра есть во многих духовных традициях Тибета. Мы не можем сказать, что в Боне она хорошая, а в других школах — нет. Бон привлекает людей не этим, а именно тремя причинами, о которых я только что рассказал.

Я бы хотел выразить особую благодарность Намкаю Норбу Ринпоче (Чогьял Намкай Норбу Ринпоче, тибетский Учитель Великого Совершенства Дзогчен, ушедший в сферу чистой реальности 27 сентября 2018 года, — прим. ред.). За свою жизнь он сделал очень многое для Бон, и мы ему очень признательны и благодарны. В своих Учениях, в своих научных трудах, в своей работе он объяснил людям Бон. Ему принадлежит огромная заслуга в распространении Учения в наше время.

Ринпоче, теперь вопрос, который мы не могли не обсудить. Является ли Бон буддизмом?

На этот вопрос могут быть даны разные ответы, в зависимости от того, к какому подходу прибегать. Слово «будда» по-тибетски звучит как «сангье». А Бон — это учение сангье, то есть «учение будды». Если под буддой воспринимать полностью пробужденное существо, то с этой точки зрения, да, Бон — это буддистское учение. Единственная проблема, которая здесь может возникнуть, — терминологическая. По-тибетски индийское или японское учение зовется «внутренним», и когда это понятие переводят на английский, то получается «буддистское учение». Если переводить его как «учение пробужденного», то тогда словесного противоречия не возникнет. Это ошибка: нельзя называть «внутреннее учение» «учением пробужденного».

Некоторые находятся в замешательстве: если они являются понпо, могут ли они принимать посвящение и практики других буддистских традиций?

Здесь нет никаких затруднений: воззрения, медитации и поведение сходны во всех традициях. Отличие может быть, скажем, в том, кто является учителем, как выглядят божества. Так что для практикующего Бон в этом нет препятствий.

Какие общие обеты существуют для тех, кто практикует Юнгдрунг Бон?

Самое главное — те, кто вступил во врата Бона и практикуют его, не должны отказаться от него в будущем. Второе — бонпо не могут причинять вред живым существам. И не должны вредить никому в Учении. Это три важнейших правила.

Основная религия России — христианство. Что бы учитель сказал тем, кто исповедует христианство, но интересуется бонскими практиками и при этом сомневается, не будут ли они противоречить его убеждениям?

Я считаю, что все духовные учения посвящены одной цели — помогать существам и делать их жизнь лучше. Поэтому, с точки зрения Бона, нет никаких проблем в том, чтобы человек следовал своей вере, учению Христа, но при этом практиковал методы Бон, например, созерцание или медитацию. Среди моих учеников много таких людей, есть и мусульмане. Важно, чтобы наш ум был свободен, чтобы в нем не было напряжения, чтобы мы были расслаблены. И здесь нет причин для беспокойства. Проблема могла бы возникнуть тогда, когда кто-нибудь потребовал бы отказа от «предыдущего» учения. Но такое не практикуется, побуждать кого-то к отказу от веры — это не добродетель. Тогда в Петербурге людям, которые приходили ко мне, я так и сказал: «Если хотите практиковать Бон, я согласен, это допустимо, с одним условием, что вы не будете отказываться от своих прежних убеждений». Так поступать нельзя. Это большая ошибка.

А теперь давайте поговорим о тех, кто вообще не знаком с Юнгдрунг Бон — и вдруг попал к нам на портал.

Все зависит от самого человека и того, насколько ему показалась интересной эта тема. Если он зашел на сайт, узнал для себя что-то новое и хочет продолжать, например, принять участие в исследовательской программе, он может связаться с администрацией сайта и задать интересующий его вопрос. Ему на него ответят, и — «Добро пожаловать!» А если интереса не появилось, то он может спокойно расстаться с этим сайтом.

Ринчен Тензин, расскажите, пожалуйста, как Вы оказались в Москве? Как Вам здесь живется? Какие у Вас дальнейшие планы?

Я думаю, что меня привела сюда кармическая связь. С детства у меня не было намерения отправиться за пределы родных мест, поэтому я, например, не занимался изучением иностранных языков. У меня была одна цель — закончить обучение (в Менри, главном монастыре традиции Юнгдрунг Бон и ведущем учебном заведении для монахов, расположенном в Доланджи, Индия, — прим. ред.), получить степень геше и вернуться на родину в Тибет, чтобы там преподавать. У меня и мысли не было поехать куда-либо за границу.

В Россию я попал как врач тибетской медицины, по приглашению людей, которые интересовались этой темой. Так сложилось, что до выпуска и получения степени геше, уже после окончания основного обучения, у меня было достаточно свободного времени, и я стал посещать Россию. Постепенно у меня появились здесь ученики, духовная связь. И так, совершенно того не планируя, я оказался здесь. Смотря на эту историю из сегодняшнего дня, я думаю, что это некая благая карма. Потому что я совершенно не предполагал быть здесь, а в итоге открылся «Исследовательский центр тибетской культуры и религии Юнгдрунг Бон», стартовала исследовательская программа «Основы Тантры и Дзогчена», ведется строительство Ретритного центра в Ленинградской области. Безусловно, все это произошло не случайно: к этому привели хорошие молитвы и пожелания.

Но в России я тоже тружусь для получения хорошей кармы. Например, сейчас с 9 утра до 9 вечера я провожу в центре «Открытый мир» в рамках исследовательского процесса, это тоже не всегда просто. Но, тем не менее, я счастлив, что приношу пользу.

Что касается дальнейших планов, то одна из больших задач — обучить людей Учению настолько, чтобы они могли передавать знание другим (Ринпоче имеет в виду девятилетнюю исследовательскую программу будущего Ретритного центра, окончание которой позволит выпускнику получить статус учителя, — прим. ред.). Учителем традиции Юнгдрунг Бон не обязательно должен быть кто-то из Тибета. Если этот человек сможет привести других к знанию, то наша цель будет достигнута.

Сейчас люди живут быстрые жизни и стремятся к быстрым результатам. Можем ли мы сказать, что повседневная жизнь человека улучшится, если он обратится к Учению Юнгдрунг Бон?

Если отвечать на этот вопрос честно — то каждому свое. У кого как получится. Невозможно дать однозначный ответ о том, какой будет польза — и как быстро это произойдет. Для результатов нужно много трудиться. Нужна очень сильная вера. Так, если кто-то овладел созерцанием и сталкивается с большим страданием, порой, при помощи своей практики, он может мгновенно избавиться от cвоей беды. Традиция очень богата разными средствами, которые «работают» в разных ситуациях, в том числе и в случае больших страданий. Людям зачастую сложно их выносить, и они пытаются избавиться от них при помощи алкоголя, даже суицида. Если человек хорошо практиковал, то может за секунду избавиться от мучений. Но этому нужно учиться. Мы никогда не знаем, что с нами случится, когда придет беда, но если владеть таким навыком, то в любой момент можно его применить. Справляясь с бедами этой жизни, в итоге можно справиться и со всеми последствиями дурной кармы. А если мы с обычной жизнью не можем справиться, что уж там говорить о карме.

И последний вопрос, Ринпоче. Ваше пожелание нашим читателям.

Изучите материалы сайта, ведь вас привела сюда заинтересованность в том, что такое Юнгдрунг Бон. Я желаю, чтобы в будущем вы смогли обратиться к практике. Возможно, у вас появится желание не только узнать побольше о Юнгдрунг Бон, но и практиковать его.


Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

totop