Сквозь века: Юнгдрунг Бон

Сквозь века: Юнгдрунг Бон

Учение Юнгдрунг Бон существует много веков, и сегодня получает значительный интерес со стороны тех, кто интересуется древними культурными и духовными традициями, медитативными практиками и работой с сознанием. В этом обширном интервью Геше Ринчен Тензин Ринпоче, идейный вдохновитель Исследовательского центра культуры и религии Юнгдрунг Бон, программы «Основы Тантры и Дзогчен», проекта Bon.su и строящегося Ретритного центра в Ленинградской области рассказывает о Традиции и ее основах, которые остаются незыблемыми и помогают многим людям в избавлении от страданий.

Ринчен Тензин, расскажите, пожалуйста, как столь древняя духовная традиция, как Юндрунг Бон не теряет своей актуальности в XXI веке? Ведь сегодня человек уже совсем другой, чем в те давние времена, когда зародилось Учение. Почему так произошло? Как Традиция смогла так хорошо сохраниться?

Вопрос действительно содержит в себе верное утверждение. Юндрунг Бон — очень древняя духовная традиция, одна из древнейших на Земле. Говорится, что ей свыше 18 000 лет. Насколько точна эта цифра — сложно сказать наверняка, и мы не будем концентрироваться на этом. Особое культурное наследие, распространенное на территории Тибета, Шанг-Шунга и других близлежащих государств, было присуще именно этому региону. Сегодня к нему проявляют интерес люди изо всех уголков мира.

Отличие понятий «Юндрунг Бон» и «Бон» состоит в том, что Учение, о котором мы говорим, было передано Наставником Тонпа Шенрабом. Само же слово «Бон» использовалось и до этого: наверняка раньше существовали и другие, добуддистские, духовные учения. В этом отличие Юнгдрунг Бон от Бон. (Зачастую последователи Юнгдрунг Бон сокращают название Учения до слова «Бон», что также видно из текста этого интервью, — прим. ред.).

Тонпа Шенраб передал Учение в виде девяти разделов — Колесниц, или Путей. Их можно объединить в две Колесницы — Малую и Большую. Малая, или Низшая Колесница, включает в себя гадания, астрологию, ритуалы и медицину — комплексные системы знаний, связанные с достижением счастья и благополучия в этой жизни, призванные помочь в мирском существовании и содержащие в себе различные способы привлечения удачи, избавления от болезней, увеличения достатка и т. д. Более «продвинутые» методы Юнгдрунг Бон относятся к Высшей (Великой) Колеснице и посвящены устранению страданий как таковых. Все существа, какие бы то ни было, испытывают огромное количество страданий: относительных, абсолютных или предельных. Великая Колесница указывает на то, что их причина не находится где-то вовне, а является следствием наших собственных омрачений. Из-за ядов в нашем уме мы совершаем негативные действия, которые приводят к соответствующим результатам. Мотивируемые омраченным состоянием ума, мы пожинаем плод страдания. Это древнее Учение актуально и поныне. За многие века ничего не изменилось: сегодня живые существа точно так же омрачены, как и раньше, даже еще в большей степени. Великая Колесница, в свою очередь, состоит из трех главных разделов — Сутра, Тантра и Дзогчен. Каждый из них помогает людям в зависимости от их умственных способностей и дает возможность прибегать к подходящим им методам.

С точки зрения страданий, в их устранении между настоящим и прошлым нет никакой разницы. Задача одна — и средства Учения, которые применяются к ее решению, столь же эффективны в современном мире, как и в давние времена. Сколько бы человек ни был несчастен, как правило, все в его голове, в мыслях. Можно сказать, что чем больше мы думаем, тем более несчастными становимся. Практика позволяет сделать так, что мыслей будет меньше. И ум становится счастлив в свободе. Это был ответ на первый вопрос: как работает Учение в наше время.

Ринпоче, могли бы Вы более подробно остановиться на методах двух Колесниц? Как их можно применять сегодня, в нашей повседневной жизни?

Для начала рассмотрим Малую Колесницу. К ней относятся гадания, астрология, ритуалы и медицина. Не только тибетцам, жившим в давние времена, но и вообще всем людям свойственно желание заглянуть в будущее и узнать, получится что-то или нет. Для обычных людей, не обладающих ясновидением, будущее — всегда загадка. Так, система гаданий Мо — часть большой традиции в Тибете, призванной помогать людям в преодолении преград и препятствий, дающей ответы на то, что для нас неочевидно, скрыто. Время доказало эффективность этого метода, и ответы на задаваемые вопросы им освещаются довольно ясно. Но при этом очень важно, кто именно берется за предсказание — ведь результат будет верным не у каждого. Это целая наука, требующая определенной подготовки, знания и глубины постижения.

Второй раздел после гаданий, относящейся к методам Нижней Колесницы, — астрология. Он, в свою очередь, подразделяется еще на два: астрологию элементов и «звездную» астрологию. Первая рассматривает сочетание, взаимодействие и влияние на жизнь человека элементов — земли, воды, огня, металла и дерева. Вторая обращается к звездам и планетам и тому, как сила каждой из них или их комбинации оказывают на нас благоприятное или неблагоприятное воздействие. На основе даты рождения производятся определенные вычисления, которые показывают взаимодействие «внешних» элементов с «присущими» нам от рождения. Они дают нам руководство, основу, рассказывают о том, какие действия и решения будут для нас потенциально благоприятными или наоборот. Астрологические расчеты могут производиться на все случаи жизни: при заключении брака, для ведения бизнеса, начала крупных дел, строительства, путешествий, посевных работ, даже для начала войны.

К внешним разделам Колесницы также относятся ритуалы. Это огромная наука, знания которой позволяют привести человека к желаемому результату, исправив различные негативные ситуации. Ритуал выбирается в зависимости от причины вреда — это может быть как влияние богов и демонов, так и природных сил и элементов. В первом случае — с богами и демонами — ритуал может включать в себя подношение субстанций, которые нравятся именно этой категории существ: формы, приятные их взору, запахи, услаждающие их обоняние и т. д. Для этого используются различные предметы, такие как ритуальные торма, сделанные из теста, изображения, кресты, перевязанные нитками, таблички. Во втором случае — с элементами — используются звуки, материальные предметы и созерцательные практики. Примером использования звука для гармонизации элементов являются мантры. Каждому элементу присуща своя мантра, которую мы повторяем для уравновешивания его сил. Звук обладает такой способностью. В любой культуре есть вера в проклятие «черным» словом, в злые чары. И, напротив, существуют благоприятные сочетания звуков. Если мы верим в одно, то нужно принимать и другое. Любая болезнь связана с расстройством элементов — и раз есть мантры, которые их расстраивают, значит есть и мантры, которые их гармонизируют.

Элементы также приводятся в равновесие субстанцией — например, флагами. Зачастую мы видим развешанные разноцветные флаги, колышущиеся на ветру. Определенному цвету флажков соответствует свой элемент. Желтый увеличивает силу земли, красный — огня, белый — пространства, зеленый — ветра, синий — воды. Каждому человеку необходимо таким образом поддерживать соответствующие его рождению элементы.

Третий способ уравновешивания сил элементов — поглощенное созерцание, то есть сила ума. В этом случае используется визуализация, на которой мы сосредотачиваемся, развивая силу той или иной стихии. Ум неимоверно силен, и эти медитации очень действенны. Пример мощи ума может иллюстрировать такой случай: во время Второй мировой войны, в Китае, один из солдатов получил сильнейшее ранение, но в госпитале кончилось обезболивающее, и доктор вколол ему просто воду, плацебо. Раненый тут же избавился от боли, хотя это и не была физическая реакция: лекарства-то на самом деле не было. Сила ума такова, что вера в облегчение боли оказала свое действие. Ученые давно знают об этом эффекте и широко его используют.

Проведение ритуалов также требует доверия: связь с ними устанавливается именно через него. Если мы не верим, что ритуал принесет нам помощь, пользу от него будет обрести сложнее.

Четвертый раздел Низшей Колесницы — медицина. Он состоит из двух областей — диагностики и лечения. В первом случае выяснятся болезнь и ее причины, во втором — способы ее излечения. Диагностика производится на основе трех главных составляющих: исследование пульса, мочи и опрос пациента. Время не стоит на месте, действительность меняется. Так, сегодня у людей совершенно иная пища, чем раньше: в ней намного больше химии, меньше натуральных ингредиентов. Образ жизни также изменился. Из-за этого методы исследования несколько трансформируются, но результат — и корень тибетской науки исцеления — остается неизменным.

Наука исцеления состоит из четырех разделов. Когда болезнь не сильна и не опасна, то на нее оказывается воздействие без лекарств, а именно рекомендациями по корректировке питания и образа жизни. В первом случае этого достаточно, чтобы человек выздоровел. Если такие средства не помогают, то применяется лекарственный метод. Состав лекарств тибетской медицины натурален: мы не можем говорить, что это некие химические средства. Он представляет собой растительное сырье, иногда минералы, но более 99% — это травы, листья, древесина. Способы изготовления и виды лекарств также различны: есть отвары, порошки, пилюли, масла. Если лекарство не помогает поправиться, то используется третий способ, процедурный. Существуют процедуры мягкого и жесткого характера. К мягким относятся компрессы, растирания, массажи, втирания масел и т. д. Жесткие — это, например, принятие слабительного или непосредственное физическое воздействие на тело: кровопускание, прижигание, иглоукалывание, хирургические процедуры и т. д. Исцеление — древняя наука. Как она преподавалась издревле, так же практикуется и сейчас, с небольшими «временными корректировками».

Итак, методы Нижней Колесницы связаны с устранением грубых препятствий в жизни, ограничениями в достижении мирского блага в существовании в этом мире.

Высшая Колесница Юнгдрунг Бон — и ее главные разделы Сутра, Тантра и Дзогчен — это знание об освобождении человека от страданий, которое может привести к освобождению из Сансары. Но существует одна проблема, связанная с нашим временем: человек не может насытиться возможностями, которые ему постоянно открываются. Никогда не может удовлетвориться тем, что у него есть. Плюс, жизнь все время дает новые шансы — что-то обрести, что-то узнать, что-то испытать. Раньше было проще: людей волновало только то, что можно поесть и надеть. У них было больше времени для занятия практикой. Сейчас его нет, и многие находятся в постоянной гонке за тем, чего не могут обрести. Они настолько заняты, что даже если волосы у них на голове загорятся, у них не будет времени их потушить, вот сколько у них забот!

В этой ситуации человеку может помочь Учитель. Ринпоче, расскажите, пожалуйста, о прямой передаче Учения от Учителя к ученику.

Учение считает, что без опоры на духовного друга, Учителя, достичь результатов, овладеть практиками Традиции невозможно. Да, люди могут читать книги, изучать информацию в интернете, но сколько бы они этого ни делали, без разъяснений Учителя и получения передачи результата не будет. Так, книжный способ изложения очень отличается от личностного. Для того чтобы понимать, что книга хорошо написана, необходимо живое общение с Учителем. Без этого до конца постичь то, что в ней объясняется, невозможно. Не подумайте, что я говорю, что читать книги это плохо, нет. Но если человек хочет постичь Учение, то он, прежде всего, должен полагаться на Учителя и следовать за его наставлениями, а уже затем читать книги. Без этого невероятно сложно — практически невозможно — самостоятельно овладеть Учением.

Если говорить более глобально, то в чем миссия Учителя в жизни ученика?

Учение и Учитель имеют одну цель. Помочь живым существам избавиться от всех видов страданий, как временных и относительных, так и абсолютных. Справиться со всеми проблемами их умов. На высшем уровне — привести к освобождению от Сансары.

Как бы Вы в целом описали текущую ситуацию с Учением в мире? Видите ли вы большие перспективы для процветания Юнгдрунг Бон — и, если да, то почему?

Когда Учение Юндрунг Бон было даровано Тонпа Шенрабом, оно процветало, пока он был здесь. За свою долгую историю Бон неоднократно сталкивался с гонениями, несколько раз был на грани исчезновения ввиду разных причин — политических или духовных. Например, Учение фактически было уничтожено царем Дригуном Ценпо в VII в. до н. э. А когда в Тибете в VIII веке распространился буддизм, оно также практически исчезло и до X века пребывало в довольно сильном упадке. Но с X века Юнгдрунг Бон снова постепенно обретал силу. И вплоть до конца пятидесятых годов прошлого века устойчиво распространялся и процветал. Но в 1959 году, с приходом китайцев в Тибет, на долю тибетцев выпали большие тяготы, вне зависимости от того, последователями какой традиции они являлись. Великие Учителя оставили Тибет, отправившись в Индию. В общем-то все тибетское Учение претерпело много трудностей в этот сложный для всех период. Но постепенно оно было сохранено — и на территории Тибета тоже.

Нынешняя ситуация достаточно позитивна. Если сравнивать сегодняшнее состояние Юнгдрунг Бон с человеком со всеми его конечностями, то можно сказать, что это полноценный здоровый человек, у которого все руки и ноги целы. Может, только пары каких-то пальцев не хватает. В том, что Учение популярно и сегодня, я вижу три основные причины.

Если сравнивать все духовные традиции Тибета, то каждая из них содержит методы, позволяющие достичь состояния Будды. С этой точки зрения между ними нет разницы: ни одна из них не выше, не ниже, не лучше, не хуже. В наш век знаний и просвещения, когда информация доступна каждому, говорить «Мое учение самое лучшее, а остальные — плохие» было бы неправильно. Сложно принять такую позицию. Недаром говорится «Практикуй свое, но уважай другое».

Бон не считает другие духовные пути ниже себя. И в этом, на мой взгляд, первая причина того, что Учение не теряет своей актуальности. Чистое, равностное отношение, не принижающие другие традиции. Благодаря этому многие люди стремятся больше узнать именно о Юнгдрунг Бон.

Однажды в Санкт-Петербурге ко мне обратились два человека, которые очень долго и тщательно изучали одну традицию — а теперь были заинтересованы и в исследовании Юнгдрунг Бон. По их словам, каждый из их учителей говорил о том, что Бон — это плохо. Некоторые представители других школ утверждают, что Учение Юнгдрунг Бон неверное, неполное, ненастоящее. Но когда люди знакомятся с ним, они узнают, что Бон доподлинно богат. Это вторая причина. И тогда они понимают, что то, что им говорили раньше, было неправдой, вводило их в заблуждение.

Третья причина популярности и роста интереса к Юнгдрунг Бон сегодня — чистота передачи и эффективность Учения. Когда передача знания осуществляется не из корыстных целей, а из желания помочь другим. Люди знают и видят, что эти Учения работают, что они полезны, и это их привлекает. Сутра есть во многих духовных традициях Тибета. Мы не можем сказать, что в Боне она хорошая, а в других школах — нет. Бон привлекает людей не этим, а именно тремя причинами, о которых я только что рассказал.

Я бы хотел выразить особую благодарность Намкаю Норбу Ринпоче (Чогьял Намкай Норбу Ринпоче, тибетский Учитель Великого Совершенства Дзогчен, ушедший в сферу чистой реальности 27 сентября 2018 года, — прим. ред.). За свою жизнь он сделал очень многое для Бон, и мы ему очень признательны и благодарны. В своих Учениях, в своих научных трудах, в своей работе он объяснил людям Бон. Ему принадлежит огромная заслуга в распространении Учения в наше время.

Ринпоче, теперь вопрос, который мы не могли не обсудить. Является ли Бон Буддизмом?

На этот вопрос могут быть даны разные ответы, в зависимости от того, к какому подходу прибегать. Слово «Будда» по-тибетски звучит как «Сангье». А Бон — это Учение Сангье, то есть «Учение Будды». Если под Буддой воспринимать полностью пробужденное существо, то с этой точки зрения, да, Бон — это буддистское учение. Единственная проблема, которая здесь может возникнуть, — терминологическая. По-тибетски индийское или японское учение зовется «внутренним», и когда это понятие переводят на английский, то получается «Буддистское Учение». Если переводить его как «Учение Пробужденного», то тогда словесного противоречия не возникнет. Это ошибка: нельзя называть «Внутреннее Учение» «Учением Пробужденного».

Некоторые находятся в замешательстве: если они являются Бонпо, могут ли они принимать посвящение и практики других буддистских традиций?

Здесь нет никаких затруднений: воззрения, медитации и поведение сходны во всех традициях. Отличие может быть, скажем, в том, кто является Учителем, как выглядят божества. Так что для практикующего Бон в этом нет препятствий.

Какие общие обеты существуют для тех, кто практикует Юнгдрунг Бон?

Самое главное — те, кто вступил во врата Бона и практикуют его, не должны отказаться от него в будущем. Второе — Бонпо не могут причинять вред живым существам. И не должны вредить никому в Учении. Это три важнейших правила.

Основная религия России — христианство. Что бы Учитель сказал тем, кто исповедует христианство, но интересуется Бонскими практиками и при этом сомневается, не будут ли противоречить они его убеждениям?

Я считаю, что все духовные учения посвящены одной цели — помогать существам и делать их жизнь лучше. Поэтому, с точки зрения Бона, нет никаких проблем в том, чтобы человек следовал своей вере, учению Христа, но при этом практиковал методы Бон, например, созерцание или медитацию. Среди моих учеников много таких людей, есть и мусульмане. Важно, чтобы наш ум был свободен, чтобы в нем не было напряжения, чтобы мы были расслаблены. И здесь нет причин для беспокойства. Проблема могла бы возникнуть тогда, когда кто-нибудь потребовал бы отказа от «предыдущего» учения. Но такое не практикуется, побуждать кого-то к отказу от веры — это не добродетель. Тогда в Петербурге людям, которые приходили ко мне, я так и сказал: «Если хотите практиковать Бон, я согласен, это допустимо, с одним условием, что вы не будете отказываться от своих прежних убеждений». Так поступать нельзя. Это большая ошибка.

А теперь давайте поговорим о тех, кто вообще не знаком с Юнгдрунг Бон — и вдруг попал к нам на портал.

Все зависит от самого человека и того, насколько ему показалась интересной эта тема. Если он зашел на сайт, узнал для себя что-то новое и хочет продолжать, например, принять участие в исследовательской программе, он может связаться с администрацией сайта и задать интересующий его вопрос. Ему на него ответят, и — «Добро пожаловать!». А если интереса не появилось, то он может спокойно расстаться с этим сайтом.

Ринчен Тензин, расскажите, пожалуйста, как Вы оказались в Москве? Как Вам здесь живется? Какие у Вас дальнейшие планы?

Я думаю, что меня привела сюда кармическая связь. С детства у меня не было намерения отправиться за пределы родных мест, поэтому я, например, не занимался изучением иностранных языков. У меня была одна цель — закончить обучение (в Менри, главном монастыре традиции Юнгдрунг Бон и ведущем учебном заведении для монахов, расположенном в Доланджи, Индия, — прим. ред.), получить степень Геше и вернуться на родину в Тибет, чтобы там преподавать. У меня и мысли не было поехать куда-либо за границу.

В Россию я попал как врач тибетской медицины, по приглашению людей, которые интересовались этой темой. Так сложилось, что до выпуска и получения степени Геше, уже после окончания основного обучения, у меня было достаточно свободного времени, и я стал посещать Россию. Постепенно у меня появились здесь ученики, духовная связь. И так, совершенно того не планируя, я оказался здесь. Смотря на эту историю из сегодняшнего дня, я думаю, что это некая благая карма. Потому что я совершенно не предполагал быть здесь, а в итоге открылся «Исследовательский центр тибетской культуры и религии Юнгдрунг Бон», стартовала исследовательская программа «Основы Тантры и Дзогчена», ведется строительство Ретритного центра в Ленинградской области. Безусловно, все это произошло не случайно: к этому привели хорошие молитвы и пожелания.

Но в России я тоже тружусь для получения хорошей кармы. Например, сейчас с 9 утра до 9 вечера я провожу в центре «Открытый мир» в рамках исследовательского процесса, это тоже не всегда просто. Но, тем не менее, я счастлив, что приношу пользу.

Что касается дальнейших планов, то одна из больших задач — обучить людей Учению настолько, чтобы они могли передавать знание другим (Ринпоче имеет в виду девятилетнюю исследовательскую программу будущего Ретритного центра, окончание которой позволит выпускнику получить статус Учителя, — прим. ред.). Учителем традиции Юнгдрунг Бон не обязательно должен быть кто-то из Тибета. Если этот человек сможет привести других к знанию, то наша цель будет достигнута.

Сейчас люди живут быстрые жизни и стремятся к быстрым результатам. Можем ли мы сказать, что повседневная жизнь человека улучшится, если он обратится к Учению Юнгдрунг Бон?

Если отвечать на этот вопрос честно — то каждому свое. У кого как получится. Невозможно дать однозначный ответ о том, какой будет польза — и как быстро это произойдет. Для результатов нужно много трудиться. Нужна очень сильная вера. Так, если кто-то овладел созерцанием и сталкивается с большим страданием, порой, при помощи своей практики, он может мгновенно избавиться от cвоей беды. Традиция очень богата разными средствами, которые «работают» в разных ситуациях, в том числе и в случае больших страданий. Людям зачастую сложно их выносить, и они пытаются избавиться от них при помощи алкоголя, даже суицида. Если человек хорошо практиковал, то может за секунду избавиться от мучений. Но этому нужно учиться. Мы никогда не знаем, что с нами случится, когда придет беда, но если владеть таким навыком, то в любой момент можно его применить. Справляясь с бедами этой жизни, в итоге можно справиться и со всеми последствиями дурной кармы. А если мы с обычной жизнью не можем справиться, что уж там говорить о карме.

И последний вопрос, Ринпоче. Ваше пожелание нашим читателям.

Изучите материалы сайта, ведь вас привела сюда заинтересованность в том, что такое Юндрунг Бон. Я желаю, чтобы в будущем вы смогли обратиться к практике. Возможно, у вас появится желание не только узнать побольше о Юнгдрунг Бон, но и практиковать его.

03 Февраля 2020
3283 просмотров

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Обучение практикам Юнгдрунг Бон Обучение практикам Юнгдрунг Бон
Основы Тантры и Дзогчена. Уникальная программа обучения практикам традиции Юнгдрунг Бон, не имеющая ...
Читать далее
Что такое Дзогчен? Что такое Дзогчен?
Дзогчен — важнейшая часть традиции Бон, наивысшее учение Великой Колесницы — Махаяны. Это самый быст...
Читать далее
Бонский буддизм Бонский буддизм
Бон был исконной частью культуры добуддийской цивилизации Тибета, то есть это самая древняя тибетска...
Читать далее
Такдрил: церемония избрания Менри Тризина Такдрил: церемония избрания Менри Тризина
Древний процесс избрания нового настоятеля монастыря Менри носит название Такдрил. Среди всех религи...
Читать далее
Практики Юнгдрунг Бон Практики Юнгдрунг Бон
Священные тексты Юнгдрунг Бон насчитывают сотни томов. В них содержится такое количество учений, пра...
Читать далее
Сознание Будды Сознание Будды
Исследование работы сознания человека — своеобразный прыжок в кроличью нору со стороны современных у...
Читать далее
Вечное учение Вечное учение
Юнгдрунг Бон — одна из самых древних духовных традиций на Земле. Уходя корнями в далекие времена, за...
Читать далее
Подписка на рассылку центра
При подписке Вы даете согласие на обработку персональных данных
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Гапсальская, д. 1, к. 2, литера О, помещение 309
Тел: 8 800 250 3301 (звонок бесплатный)
E-mail: info@bon.su

Напишите нам