Бон был исконной частью культуры добуддийской цивилизации Тибета, то есть это самая древняя тибетская духовная традиция, появившаяся за много веков до буддизма.
Последователи Бон называют себя «бонпо».
«Бон» означает «Истина», «Реальность»; вечное, неизменное Учение, выражающее Истину и Реальность. Такое же значение имеет санскритское слово «дхарма».
Бонпо называют свою религию «Юнгдрунг Бон» или «Вечный Бон» — универсальное учение для всех стран и всех эпох.
В чем разница между Бон и Юнгдрунг Бон?
Бон — это изначальная древняя религия тибетцев. Словом «бон» раньше обозначали религию, духовную практику. Сейчас в тибетском языке для этого используется другое слово, пришедшее вместе с буддизмом, но раньше это называлось именно «бон».
Если говорить о самом термине «бон», то одно из его значений — это частица обращения, то есть слово, с помощью которого мы кого-то зовем, обращаемся к кому-то. Второе значение — «семечко» или «корень». Здесь речь идет о том, что цель любой религии в том, чтобы все живые существа обрели счастье, а у счастья есть причина. Если счастье — это плод, то его причина, корень — это бон.
Древний Бон больше всего был похож на современный шаманизм: в нем ничего не говорилось о карме, причинно-следственной связи, предыдущих и последующих рождениях. Все действия были направлены на благо этой жизни — избавление от болезней, привлечение благосостояния, увеличение продолжительности жизни и так далее.
Все ритуалы были связаны с подношениями божествам, нагам и духам местности. Подношения были как «белые», то есть вегетарианские (зерна, растения, фрукты), так и «красные», состоявшие из мяса, кожи, костей животных. В некоторых ритуалах подносилось животное целиком, чаще всего это были яки, птицы и овцы.
Потом пришло благое время, когда на Земле воплотился Будда Тонпа Шенраб. Он стал объяснять людям, что животных ни в коем случае убивать нельзя, потому что среди нет ни одного существа, которое не было бы нашей матерью в прошлых жизнях, и делать можно только что-то для их пользы, а не причинять им вред.
Сами ритуалы он сначала менять не стал, так как у людей была сильная вера в них, но постепенно вместо реальных животных стали использоваться либо их изображения, либо фигурки из глины, либо еще какие-то заменители.
Также Тонпа Шенраб стал давать учения, начиная от этих самых примитивных ритуалов и постепенно все то, что называется Девятью Колесницами или Девятью Уровнями, вплоть до самого высшего — Дзогчен, «великого совершенства». Так Бон превратился в Юнгдрунг Бон.
Колесницы Бон
Существует девять путей, девять методов обретения счастья, которые и называются «Девятью колесницами Бон».
Будда Тонпа Шенраб дал эти девять способов для того, чтобы привести на путь живых существ с самыми разными способностями, с разной силой ума.
Первая колесница — ЧашенПервая колесница называется Чашен
Она объединяет в себе четыре вида методов, которые способствуют обретению мирского счастья в этой жизни, а именно, помогают устранять различные препятствия.
Эти четыре метода: гадания, астрология, ритуалы и медицина. С помощью гаданий можно определить, откуда к нам приходит вред, что является его источником. Если гадание не дает ясного ответа на этот вопрос, делаются астрологические расчеты. Когда мы понимаем, что является источником вреда, мы используем ритуалы и медицину (процедуры и лекарства), чтобы этот вред и препятствия устранить.
Будда Тонпа Шенраб давал учения главным образом для того, чтобы живые существа могли достигать окончательного счастья, состояния будды. Но для того, чтобы заниматься практиками, позволяющими достичь реализации, нам нужно здоровое тело и хотя бы относительно счастливое состояние ума. Если этого нет, то достичь освобождения будет очень трудно. Таким образом, первая колесница направлена на то, чтобы устранять болезни и препятствия в нашей жизни.
Вторая колесница — НангшенВторая колесница называется Нангшен (дословно — Путь Практиков Видимого)
Она связана с взаимодействием с теми существами, которых мы не видим — божествами, демонами, духами — которые либо помогают нам, либо причиняют вред (часто — в ответ на тот вред, который мы неосознанно причиняем им самим). К этой колеснице относятся практики подношений, даяния, выкупа (например, выкуп, который подносится различным духам с целью их умиротворения).
Третья колесница — ТрульшенТретья колесница называется Трульшен (дословно — Путь Магических Практиков)
Здесь акцент на различных гневных действиях. Это как бы такие жесткие способы для устранения препятствий на пути учения Будды или по отношению к счастью живых существ. Но это только выражение гневное, сознание на самом деле остается мирным. (Это похоже на то, как родители иногда демонстрируют ребенку свой гнев, чтобы его усмирить, но на самом деле не злятся.) Эта колесница — способ, благодаря которому устраняются яды сознания, которыми обладают те, кто чинит препятствия счастью живых существ или учению Будды.
Четвертая колесница — СишенЧетвертая колесница называется Сишен (дословно — Путь Практиков Бытия)
Она имеет дело с бардо — состоянием между смертью и новым рождением. Находясь в бардо, сознание не обладает физическим телом и испытывает сильные страдания. Последователи этой колесницы занимаются тем, что приводят существ бардо к перерождению в человеческом теле или теле божества. Это путь, который проясняет, какими способами нужно пользоваться, чтобы сознания, находящиеся в бардо, достигли освобождения.
Пятая колесница — ГеньенПятая колесница называется Геньен (дословно — Путь Практиков Добродетелей)
Существует десять недобродетелей: три недобродетели тела (убийство, воровство, неправильное сексуальное поведение), четыре недобродетели речи (ложь, сплетни и клевета, грубые слова и пустая болтовня) и три недобродетели ума (алчность, вредоносный настрой и ложные воззрения). Эта колесница указывает способы избавления от этих десяти недобродетелей и, соответственно, обретения противоположным им десяти добродетелей.
Шестая колесница — ДрангсонгШестая колесница называется Дрангсонг (дословно — Путь Мудрецов)
На этом уровне практик принимает обеты и обязуется поддерживать их. Есть четыре основных обета для практиков этой колесницы: не убивать, не лгать, не вступать к сексуальные отношения и не воровать. Серьезные практики поддерживают до 250 обетов.
Седьмая колесница — белого АСедьмая колесница — это «Колесница белого А»
Она относится к колесницам тантры. «А» бывает двух видов: первый — это субстанциональное «А», обладающее характеристиками, второй — это изначальное «А» сути. Белое — потому что это то, что в потоке нашего сознания является незагрязненным. Главным методом этой колесницы является трансформация — мы трансформируем Вселенную в божественную обитель, живых существ в богов и богинь, а яды нашего сознания — в различные виды изначальной мудрости.
Восьмая колесница — А-кар ЕшеВосьмая колесница называется А-кар Еше — «Колесница Белого «А» Изначальной Мудрости»
Она тоже относится к колесницам тантры, являясь высшей из них. Само слово «еше» переводится как «изначальная мудрость».
Девятая колесница — ДзогченДевятая колесница — это Дзогчен («Великое Совершенство»)
Слово «дзог» дословно переводится как «совершенство, обладающее всем, полное совершенство». Это означает то, что здесь собрано все — и сансара, и нирвана, и благие качества, и вообще все, что только может быть. Слово «чен» переводится как «великий», потому что выше этой колесницы нет ничего.
Последователи этого пути могут достигнуть состояния будды за одну жизнь в одном теле, пребывая умом в состоянии несоздавания.
Что это значит?
Это значит, что мы не следуем за воспоминаниями о прошлом, за мыслями о будущем, не меняем ничего в настоящем, ни во что не вмешиваемся. Мы свободны от привязанности, от цепляния. Мы не следуем за видимостями и не попадаем под их влияние. Мы одинаково воспринимаем и красивое, и уродливое, и золотой самородок, и придорожный камень.
Дзогчен, известный как "Великое Совершенство", является высшей из девяти колесниц (путей) в традиции Бон, древней тибетской религии. Эти колесницы представляют собой различные уровни духовной практики и понимания. Первая колесница фокусируется на этике, вторая — на медитации, третья — на мудрости, и так далее. Наконец, девятая колесница — Дзогчен — рассматривается как кульминация всех предыдущих путей. Практикующие Дзогчен стремятся к непосредственному постижению природы реальности, минуя концептуальные барьеры и двойственные восприятия. Это состояние чистого осознания, где нет разделения между субъектом и объектом, позволяет достичь просветления в этой жизни.
9 колесница Дзогчен является особой колесницей Бона, и ее воззрения являются самыми глубокими.
История и традиции Бон
Бонпо пережили века преследований, но теперь Бон признается пятой религиозной школой Тибета наравне с буддийскими школами Сакья, Ньингма, Кагью и Гелуг.
Считается, что Дзогчен традиции Ньингма восходит к ламе по имени Гараб. В бонской традиции линии Шанг Шунг Ньен Гьюд тоже упоминается лама по имени Гараб.
В Шанг-Шунг Ньенгью есть две основных линии преемственности: в одной из них учение идет четко от учителя к ученику, а другая называется «разбросанной» линией, где учение передавалось через разных других лам.
В этой «разбросанной» линии передачи лама по имени Гараб является примерно пятым. Звали его Шанг Шунг Гараб. По времени эти два Гараба — упоминающийся в Ньингма и упоминающийся в Боне — совпадают. Место тоже совпадает: сказано, что этот лама находился там, где сейчас север Индии и выше к Ладаку, примерно в этой области, входившей в те времена в состав государства Шанг-Шунг.
Конечно, стопроцентно утверждать, что это был один и тот же учитель, нельзя. Но многие мировые исследователи Тибета и буддизма, у которых к этому непредвзятое отношение, потому что они сами тибетцами не являются, сейчас говорят о том, что, скорее всего, это был один и тот же человек, так как сходится и имя, и время, и место.
В любом случае, все то, что относится к воззрению, медитации и поведению в Дзогчене традиции Ньингма и традиции Бон абсолютно одно и то же. И также существует много пересечений в линии передачи, потому что есть много тертонов (тех, кто доставал ранее спрятанные тексты, терма), которые открывали тексты обеих традиций. То есть один и тот же лама, тертон, открывает тексты как ньингмапинской, так и бонской традиции. Поэтому, таким образом, линия преемственности тоже сходится к одному.
Таким образом, между буддизмом и боном нет никаких противоречий. Известный лама Чогьял Намкай Норбу Ринпоче получал в том числе передачи Дзогчен традиции Бон у бонского ламы Йонгдзина Тензина Намдака Ринпоче.
В прошлом было много лам, которые достигали реализации за счет практик обеих традиций — и Ньингма, и Бон. Также и сейчас есть ламы, которые не имеют предвзятого отношения и занимаются практикой разных традиций.
Путь Бон
В целом, если заниматься практикой учения должным образом, то путь одинаковый во всех традициях. Но есть отдельные ламы, которые стремятся больше не к учению, а к тому, чтобы обрести большее количество учеников, чтобы было больше подношений, более громкое имя и так далее.
Подобные учителя говорят, что их традиция лучше всех, а остальные не такие хорошие. Только к учению это не относится совсем, и, следуя таким ламам, достичь состояния будды очень трудно — и их ученикам, и им самим.
Если вдуматься, то какая у нас цель практики в любой из традиций?
Цель — избавиться от страданий и достигнуть освобождения, состояния будды.
Что нам мешает его достигнуть? Наши омрачения.
Если мы начинаем слушать учителей, которые пропагандируют предвзятость, то количество омрачение только увеличивается, так как вдобавок к тому, что уже есть, появляется привязанность к своей традиции и неприязнь к другим.
Размышляя таким образом, мы сразу видим, какое отношение верное, а какое нет.
Целью последователей Бон является просветление и освобождение от перерождений в сансаре.
Статья написана с использованием источников:
1. Устные наставления кхенпо геше Ринчена Тензина Ринпоче, ламы традиции Бон (2015-2020 гг., Москва).
2. Устные наставления геше Нимы Дондруба Ринпоче, настоятеля философского отделения монастыря Менри (2017, Москва).