В традиции Юнгдрунг Бон монахи, закончившие Школу диалектики, получают звание «геше»1. В буквальном переводе это слово означает «знающий, духовный друг».
Степень геше сравнима с западной докторской степенью по религиозной философии, однако требует более десяти лет обучения.
Помимо Юнгдрунг Бон, программы по обучению на степень геше есть в буддийских школах Гелуг и Сакья. Недавно стартовала программа геше для монахинь из Ratna Menling — женского бонского монастыря, который находится рядом с монастырем Менри в Индии.
Учеба в школах диалектики — дело нелегкое и требующее напряжения сил. Многие тысячи страниц текста необходимо учить наизусть и затем декламировать вслух перед учителем без единой ошибки. Эти тексты охватывают широкий круг предметов. Такое заучивание требуется не только для создания опоры для знаний учащихся, но оно также необходимо во время дебатов — центрального элемента диалектического образования.
Дебаты монахи практикуют в парах. Один из них (сидящий) становится «защищающимся» — он выдвигает тезис и стремится непротиворечиво защитить его с помощью истинных утверждений. Стоящий второй монах («вопрошатель») ставит под сомнение обоснованность утверждений, выдвинутых защищающимся, и пытается привести его к мыслям, противоречащим его тезису.
После того, как завершены предписанные начальные ритуалы, «вопрошатель» начинает дискуссию, задавая «защищающемуся» вопрос, который позволяет тому изложить свою позицию. Далее «вопрошатель» может задать дополнительные вопросы, чтобы лучше прояснить позицию защищающегося.
После того, как позиция прояснена, «вопрошатель» приступает к попыткам склонить «защищающегося» к принятию истинности утверждений, которые либо приведут к противоречию его тезису, либо установят позицию, выходящую за рамки здравого смысла.
Во время формальных дебатов защищающийся должен отвечать быстро, иначе аудитория присоединится к вопрошателю, чтобы усилить давление на защищающегося, или, что еще хуже, начать открыто насмехаться над ним.
Если защищающийся доходит до того, что прямо противоречит его начальной позиции, то спор заканчивается и спрашивающий побеждает. Однако бывает также, что защищающийся выдвигает достаточно сильный аргумент, который разбивает стратегию вопрошающего и тот не может придумать, что сказать дальше. В этом случае победа за тем, кто защищался.
Дебаты также могут завершаться и без явного победителя.
Внешне дебаты смотрятся как активная физическая деятельность, и неосведомленному наблюдателю они могут даже показаться довольно агрессивными. Формальные дебаты могут длиться несколько часов и продолжаться до глубокой ночи.
После того, как студент сдал выпускные экзамены, выполняется также множество церемоний и ритуалов, которые проходят в течение многих дней.
После окончания учебы многие геше возвращаются в свои родные регионы, чтобы занять должности руководителей и наставников в местных храмах. Другие остаются в монастыре или же отправляются в другие страны Азии или Запада, распространяя учение Юнгдрунг Бон.
Примечания:
1. Тиб. དགེ་བཤེས, dge bshes, сокращенно от dge-ba'i bshes-gnyen.
Статья переведена и опубликована на портале «Чистые Земли» с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Копирование текста на другие ресурсы запрещено автором.
Original article written by Raven Cypress Wood and published at Ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood. No content, in part or in whole, is allowed to be used without direct permission from the author.