Несмотря на то, что Чод относится к четырем видам даяний вместе с подношением Санг, Сур и Ленчак Торма, эта практика стоит особняком. Ее особенность заключается в том, что подносятся не пища, вода или благовония, а собственное тело (мысленно). Это одна из самых глубоких и сложных для понимания концепций, которые можно встретить в тибетских духовных практиках, рассчитанная на тех, у кого уже есть опыт визуализации.
Буквальное значение слова «чод» (тиб. сhod) - разделять, разрезать на части. Пригласив несметное количество живых существ в разных состояниях, нужно предложить им свое тело в качестве пищи. Посредством визуализации оно трансформируется в чистые субстанции и “нектар бессмертия”, а затем подносится невидимым гостям всех видов, приглашенным на пир. Сюда входят и просветленные существа, и мирские защитники, и обитатели шести миров сансары. В это время происходит начитывание текста под аккомпанемент специальных музыкальных инструментов.
История происхождения
Будда Шераб Джамма. Источник: cypresswood.com
Во многих буддийских школах существуют различные варианты Чода. Основательницей практики считается Мачиг Лабдрон, воплощение Ваджрайогини, которая жила в X-XI веках. Однако в контексте традиции Бон Чод был передан Шераб Джаммой, Любящей Матерью Изначальной Мудрости, и донесен через посвященных мастеров до наших дней. Одна из наиболее популярных разновидностей Чода, Смех Дакини, была составлена в XX веке великим бонпо Шардза Таши Гьялценом, который при жизни реализовал Радужное Тело.
Великий мастер Дзогчен Шардза Таши Гьялцен Ринпоче (1859-1935)
Уровни Чода
-
Внешний
Внешний аспект Чода - это выполнение практики в местах, вызывающих страх, где присутствуют разные пугающие энергии, например, кладбище. Это помогает более ясно почувствовать привязанность к материальному телу и боязнь его потерять, делая практику более действенной.
-
Внутренний
К внутреннему аспекту Чода относится визуализация, которая является полезным упражнением для ума. Когда мы выполняем такую работу мысленно, это оказывает на нас сильный эффект и способствует продвижению на пути.
-
Сущностный (тайный)
Поднося себя в дар другим, мы приучаемся отказываться от собственного тела - самого дорогого и ценного, что у нас есть. Это означает отбросить все привязанности и страхи ради достижения высшей цели – окончательного пробуждения на благо всех живых существ. Подношение себя невидимым гостям позволяет практикующему искоренить свою привязанность к бренному физическому телу и преодолеть идентификацию со своим иллюзорным эго, что является существенным препятствием на пути обретения реализации. Таким образом, на тайном уровне ума посредством Чода отсекается главный корень неведения - привязанность к собственному эго.
Значение практики
Помимо основного смысла практики, Чод имеет глубокое философское значение, связанное с развитием всеобъемлющего сострадания, или бодхичитты. В этом отношении жертвоприношение представляет собой редчайшую возможность направить бестелесных существ в сторону достижения окончательного пробуждения и полного освобождения от страданий, которые они испытывают, пребывая в круговороте сансары. Духи и прочие существа во время пира удовлетворяют свои потребности. Это на время уменьшает их страдания, и они перестают приносить вред другим. В процессе выполнения Чода практикующий создает искреннее намерение помочь всем страдающим существам и желает им обрести всевозможные благие качества.
Не менее важным результатом практики становится очищение от кармических препятствий - освобождение от долгов кармическим кредиторам, а также трансформация потока ума - избавление от страхов и умиротворение.
Практика Чода подробно рассматривается в рамках трехлетнего курса «Путь к Дзогчену». Ознакомиться с программой курса и зарегистрироваться можно по ссылке https://boncenter.msk.ru/