Практика привнесения сновидений на путь делится на две части — йога сновидений и йога сна.
Йога сновидений — это практика осознанных сновидений, когда мы используем специальные методы для того, чтобы во сне понять, что мы спим. Это предварительный этап для йоги сна.
Осознав, что сон — это сон, мы учимся вспоминать во сне о практике, и тогда наступает следующий этап — йога сна — практика, связанная с состоянием сна.
Ученик:
Если мы избавимся от намток (рассудочных мыслей), то сны нам больше не будут сниться?
Ринчен Тензин Ринпоче:
Сны будут, но в них не будет цепляния. Сейчас, когда мы находимся в состоянии мачёпа (состояние несоздавания), видимости у нас есть, но цепляний за эти видимости не происходит.
Раз нет цепляния, то и намток, соответственно, нет. Во сне будет то же самое.
Вот, например, нам снится сон, в котором мы идем по узенькой тропинке где-то над обрывом.
Если цепляние есть, то нам во сне станет страшно.
Если же цепляния нет, то страха не возникнет.
Ученик:
А если не будет цепляния, мы будем помнить то, что видели во сне, или нет?
Ринчен Тензин Ринпоче:
Помнить будем.
Опять же, когда мы находимся в мачёпа, мы же не забываем о том, что происходит вокруг.
Хотя цепляние и отсутствует.
То же самое и во сне.
Зачем нам заниматься изучением сновидений и йогой сна?
Мы делаем это для того, чтобы получить дополнительные методы, способствующие развитию и усилению пребывания в естественном состоянии ума.
Обычному человеку состояние сна просто помогает поддерживать свою жизнедеятельность. Но когда мы задействуем сон в своей практике Дхармы, он становится тем путем, который ведет нас к состоянию будды.
То есть если днем у нас не возникает цепляний, связанных с рассудочным умом, то и ночью их не появится.
Обычно во сне у нас происходит точно такое же цепляние за самость, как и днем. Именно поэтому нам во сне кажется, что «Со мной что-то происходит», «Я чего-то боюсь».
И именно поэтому мы во сне воспринимаем внешние объекты как отделенные от нас самих. Хотя по факту все то, что мы видим во сне — это мы сами и есть.
Поддерживая в себе концепцию «я» во время бодрствования, воспринимая внешние видимости как нечто отдельное от себя, мы создаем двойственность — и во сне получаем то же самое.
Пока у нас продолжается цепляние за самость, говорить о продвижении в практике очень трудно. Поэтому очень важно использовать какие-либо методы, позволяющие максимально уменьшить цепляние за самость.
В тантре и дзогчене таким методом является именно практика «мачёпа».
Когда мы во время бодрствования чем-то активно занимаемся, это создает кармический отпечаток в уме, и после этого нам снятся сны, связанные с этим занятием.
Если днем мы активно практикуем нендро, и ночью нам снится, что мы продолжаем заниматься этой практикой, это говорит о том, что мы практикуем правильно. И что наша практика имеет хороший уровень.
То есть если дневные добродетельные действия ночью возникают во сне, то они являются добродетельными действиями должного рода.
Точно так же, если днем мы практикуем мачёпа, если снова и снова вспоминаем об этом состоянии, если нам нужно мало времени, чтобы ум в него входил, то за счет кармических отпечатков это приводит к тому, что во сне нам это состояние тоже начинает сниться и «работать» с ночными видимостями так же, как и с дневными.
В итоге мы достигаем того, что называется «схватыванием ясного света сна», то есть способности пребывать в естественном состоянии ума даже в то время, когда спим.
Ученик:
Где находится сознание и ветер, когда нам снятся благие сны — о том, что мы занимаемся практикой, помогаем живым существам, изучаем Дхарму?
Ринчен Тензин Ринпоче:
В левом красном канале. Сказано, что этот канал связан с изначальной мудростью. Поэтому если нам снятся сны, связанные с десятью парамитами или четырьмя безмерными, то в этот момент сознание находится в левом красном канале.
Ученик:
Поясните, пожалуйста, такой момент. Отпечатки проявляются, потому что ветер заходит в эти каналы? Или же наоборот — ветер заходит в эти каналы из-за того, что там отпечатков много и сознание за них цепляется?
Ринчен Тензин Ринпоче:
Ветер в данном случае — это условие.
Кровь и ветер ведут за собой сознание.
Вот сейчас мы сидим в здании, где много разных залов. В одном зале даются учения по Дхарме. В другом люди изучают единоборства. В третьем — слушают лекцию по медицине. В четвертом еще что-нибудь происходит.
А теперь представьте себе человека, который водит гостя центра по всем этим залам. И в зависимости от того, в какой зал его приведут — то он и увидит.
Гость — это сознание. А тот, кто его водит — это кровь и ветер.
Залы — это каналы и чакры. Но возможны оба варианта, которые вы озвучили. То есть может быть и так, что отпечатки поднимаются из-за того, что ветер заходит в определенную чакру или канал. И так, что если отпечатков каких-то накоплено очень много, то они притягивают сознание.
Откуда у нас возникают сновидения?
Мы вращаемся в сансаре с безначальных времен, накапливая в сознании-основе самые разные кармические отпечатки.
Когда мы спим, эти отпечатки всплывают. Они воспринимаются умом и проявляются как образы сновидений.
Чаще всего нам снятся сны, связанные с теми отпечатками, которые у нас плотнее или которых больше.
Говорится, что когда сознание и ветер заходит в одну из шести чакр нашего тела, то нам снятся сны, связанные с теми отпечатками, которые там находятся.
Если сознание и ветер попадают в чакру стоп, то нам снятся сны, связанные с ядом гнева.
Это могут быть такие образы, как падение в огромную яму, на дне которой пылает огонь.
Или же нам снится, что нас уносит водой или ветром, снятся какие-то жестокие убийства, отсечения рук или ног (при этом убивать можем как мы, так и нас).
Это сны, связанные с миром адов.
Если сознание и ветер попадают в чакру тайного места, то снятся сны, связанные с привязанностью.
Это могут быть сны, наполненные сексуальной страстью, а также сны, в которых мы мучаемся от голода или жажды или испытываем какие-то сильные желания по отношению к любым объектам.
Это сны, связанные с миром голодных духов.
Если сознание и ветер попадают в пупочную чакру, то снятся сны, связанные с тупостью и миром животных.
Могут сниться самые разные животные, насекомые или птицы, водные, летающие или сухопутные.
Также могут возникать такие образы, как грязь, как будто мы находимся в каком-то очень грязном месте, вокруг текут нечистоты. Мы видим прокаженных, и у нас самих какие-то заболевания кожи и тому подобное.
Если сознание и ветер попадают в сердечную чакру, то снятся сны зависти, связанные с миром людей.
Это такие образы, как узкие тропинки, тесные дома, попытки протиснуться в какую-то очень узкую дверь или пройти через узкий проход между скалами.
Если сознание и ветер попадают в горловую чакру, снятся сны, связанные с таким ядом сознания, как гордыня. Поднимаются отпечатки, связанные с миром полубожеств.
Образы сновидений — полки солдат, доспехи, оружие, битвы, молнии, град. Мы с кем-то сражаемся на поле боя и тому подобное.
Если сознание и ветер попадают в теменную чакру, то снятся сны, связанные с миром божеств.
Здесь во сне могут проявляться все пять ядов сразу (считается, что в теменной чакре все пять ядов пребывают в равном состоянии), либо же нам может сниться, что мы поем, танцуем, смотримся в зеркало, прихорашиваемся или же надеваем на себя различные украшения.
Ученик:
Как относиться к тому, что во сне приходят умершие люди? И почему они нам снятся?
Ринчен Тензин Ринпоче:
Сам умерший человек во сне к нам никак прийти не может. Он уже давно переродился.
Как и в случае с любыми другими ночными видимостями.
Это всплывают наши собственные отпечатки.
Отпечатки — как фотографии, которые мы когда-то сделали, и они у нас хранятся.
Если они поднимаются, то возникает соответствующая видимость.
Ученик:
Почему детей в России часто мучают сильнейшие кошмары, причину которых обычно очень трудно понять? У взрослых в такой степени это редко бывает...
Ринчен Тензин Ринпоче:
Это происходит со всеми детьми, не только в России.
И действительно, маленькие дети часто видят такие кошмары, что порой вскакивают, кричат, плачут, машут руками и так далее.
Это связано с тем, что у детей все каналы еще очень «свежие».
Поэтому отпечатки подвижны, и сны снятся очень легко.
У взрослых уже не так.
В особенности, если у человека консистенция слизи или есть какие-то болезни слизи, то каналы загрязнены, а сны вообще снятся мало.
Не стоит думать, что страшные сны, которые нам снятся, содержат в себе какие-то знаки и предзнаменования. Например, когда снится змея, человек может начать думать, что ему собирается причинить вред какой-нибудь наг или сабдаг (дух — хозяин местности, часто проявляющийся в виде змеи).
Но на самом деле страшные сны нам снятся только из-за того, что поднимаются наши же собственные отпечатки. Проявляется наша негативная карма. А змеи снятся тогда, когда в сознании проявляется отпечаток, связанный с нашим же перерождением в сфере животных.
Если же мы будем думать о вреде от нагов и беспокоиться о нем, то на самом деле подобный вред может возникнуть. Только связан он будет не со сном, а именно с этими рассудочными мыслями (намток).
Если снятся какие-то сны, которые вас беспокоят и пугают, то лучшее, что можно сделать — это как можно больше заниматься практикой раскаяния. То есть раскаиваться в той негативной карме, которая может привести нас к перерождению в низших мирах.
Ученик:
Почему нам бывает снится, что мы летаем?
Ринчен Тензин Ринпоче:
Это происходит по двум причинам.
Первая причина — какая-то болезнь ветра.
Вторая — это сны, связанные с отпечатками мира божеств.
Подобные сны называются «снами отпечатков».
То есть нам снится то, что оставило прежде сильный отпечаток в сознании-основе.
Бывает так, что из-за того, что какой-то определенный отпечаток в целом доминирует у нас, наши действия и в состоянии бодрствования оказываются обусловлены этим же отпечатком. И если это продолжается достаточно долго, то наше следующее тело обретается согласно этому отпечатку.
Бывает, что нам снятся сны, связанные с самыми недавними отпечатками.
Например, как-то раз в Индии я сидел на занятиях и мне вспомнилась моя родина — Тибет.
Я погрузился в приятные воспоминания о высоких горах, ярко-синем небе, бурлящих реках и заснул. Образы моих воспоминаний всплыли во сне. И мне приснилось именно то, о чем я до этого думал.
То есть образ родины возник в уме. Произошло цепляние за него. И когда я заснул, этот образ ушел в сновидение.
Для того, чтобы изучение йоги сновидений действительно стало полезной практикой, имеет смысл подходить к ней, уже имея определенный опыт нахождения в состоянии мачёпа («не-создавание», «не-изменение»).
Сейчас есть много людей, которые интересуются осознанными сновидениями и изучают их, используя самые разные способы. В том числе методики американских индейцев, у которых тоже есть традиция осознанных сновидений.
И хотя осознавание сновидений без мачёпа является, скорее, развлечением, плюс здесь есть в том, что впоследствии, если человек начинает заниматься практикой мачёпа, она ему дается легче (подобно тому, как она дается легче после достижения устойчивого шине).
Зачем нам нужно иметь устойчивый опыт в состоянии мачёпа?
Обычно, когда нам снятся сны, мы воспринимаем их, как нечто реально происходящее. И так же, как днем, испытываем самый разный спектр эмоций по отношению к событиям сновидения. Чего-то боимся, на что-то злимся и чего-то желаем.
Вспоминая о состоянии несоздавания во время сна, мы можем сделать так, чтобы ночные видимости самоосвобождались и растворялись так же, как и дневные.
Тогда, какие бы видимости ночью у нас ни возникали, они не будут нас обманывать. И мы не будем оказываться под их влиянием.
Ученик:
А бывает ведь так, что во сне понимаешь, что можешь изменить то, что там происходит. И если принимаешь такое решение, то сон меняется и становится совсем другим. Правильно ли так делать?
Ринчен Тензин Ринпоче:
Это хорошо, если у вас такое получается.
Если вы осознаете во сне, что сон — это сон, это очень хорошо.