Главный учитель Тритен Норбуце Понлоб Цангпа Тензин Ринпоче в интервью онлайн-журналу Speech of Delight рассказал о роли предварительных практик (Нёндро) в обучении медитации Дзогчен, а также об организации учебного процесса в монастыре.
Ринпоче отвечает в монастыре за поддержание высочайших стандартов монашеского образования и дисциплины, вдохновляя своими знаниями и блестящими преподавательскими навыками. С момента его назначения на эту должность в 2004 году множество геше прошли обучение и получили высшее образование под его руководством. Цангпа Тензин Ринпоче также преподает в Европе, где его высоко ценят за интеллект, приверженность медитативной практике и способность объяснить любую тему в очень доступной форме, напрямую связывая ее с практикой медитации.
— В учении Дзогчен говорится, что медитация в естественном состоянии — это самый мощный способ очистить ум и избавиться от омрачающих эмоций. Говорят, что это лекарство от 100 болезней. Ринпоче, как бы вы объяснили западным ученикам, что даже если это правда, не следует пренебрегать предварительными практиками? Для них Нёндро могут показаться менее эффективными и трудными для выполнения.
— Да, ко мне иногда приходят западные ученики и говорят, что им не очень нравится Нёндро, и у них нет желания выполнять предварительные практики. По их словам, они любят Дзогчен, но не любят Нёндро. Такое отношение ошибочно. В Дзогчене есть три категории практикующих: с наивысшими, средними и наименьшими способностями. Тем, кто относится к первому и второму классу, не нужно практиковать Нёндро, но таких практикующих мало, среди тысячи человек можно найти не более одного. Подавляющее большинство практикующих относятся к третьему классу и нуждаются в предварительных практиках, которые являются ключом к практике Дзогчен. Нёндро подобен горшку с содержимым — практикой Дзогчен. Это как фундамент дома. Предварительные практики очень, очень важны.
Гьялва Чактри, комментарий и практическое руководство к циклу Шанг-Шунг Ньен Гью, был основан на опыте автора в практике Дзогчен. Это не интеллектуальная конструкция, это эмпирический текст, и он начинается с Нёндро. После предварительных практик у Дру Гьялва Юнгдрунга развилась реализация, и он перешел к практике фиксации ума. Затем, овладев ею, он перешел к практике Трекчо, и, наконец, начал практиковать Тогал. Он строил свою реализацию постепенно и таким образом достиг результата. Вот почему я почувствовал, что обучение на Западе очень важно начать с Нёндро, и я очень рад, что учение было переписано и превращено в книгу, выпущенную Vajra Books. После того, как издание было опубликовано, я получил сообщения от западных студентов, что они нашли книгу очень интересной, что она заставила их осознать важность предварительных практик. Я благодарен людям, которые сделали это возможным: переводчику Сангмо Янгри и редактору Гидеону Макину.
Фото: Vajra Books
— Когда монахи выполняют Нёндро в монастыре? Обычно они очень заняты учебой. Дают ли им на это срок? Является ли это условием для введения в основную практику?
— В монастыре есть две группы монахов и два курса обучения: одни монахи учатся в Гомдре, школе медитации, а другие изучают философию в Диалектической школе, Шедре. В то время как Гомдра основана на опыте, ученики Диалектической школы начинают с философских текстов Сутры, космологии и близких предметов, а затем продолжают изучение Винаи — монашеского кодекса поведения. Они также изучают поэзию и осваивают различные ритуалы в течение 10 лет обучения. На 11-м году, прежде чем приступить к изучению Тантры, они проходят 50-дневный ретрит, в течение которого должны пройти обучение по Нёндро. Им не разрешается покидать монастырь в этот период, и им рекомендуется интенсивно выполнять предварительные практики, чтобы накопить 100 тысяч повторений каждой из девяти практик. Только после этого они знакомятся с естественным состоянием ума и получают последующие учения по Тантре и Дзогчену. Полный учебный план длится 13 лет, а для некоторых студентов даже дольше. Кроме того, ученики Гомдры должны завершить Нёндро в течение четырехлетней программы. Обычно они посвящают этому один час в день, как своему первому занятию, очень рано утром. Монахи получают наставления и рекомендации Йонгдзина Ринпоче, который всегда подчеркивает важность выполнения Нёндро. Если вы действительно хотите понять Дзогчен, вам нужно пройти через Нёндро, говорит он им.
— Ринпоче, поделитесь с нами, как вы подошли к предварительным практикам и какие преимущества заметили?
— Я выполнил Нёндро, когда мне было 18 лет, и следовал тексту Калунг Гьяцо Шардзы Ринпоче, это комментарий к циклу "А-Три Дзогчен", посвященный Нёндро. Я определенно почувствовал влияние таких практик, как созерцание непостоянства или бодхичитты, на мой ум. Мой ум действительно изменился, в нем развились преданность и доверие к учению. Без сомнения, практика оказывает очень положительное влияние на ум.
— За что вы отвечаете, как настоятель монастыря?
— Вообще говоря, я отвечаю за образование монахов Диалектической школы, и конкретно я занимаюсь преподаванием старших классов 13-летнего учебного плана, я преподаю предметы, которые приходятся на 11-13 годы обучения. Монахи учатся в разных классах, и я учу каждую группу по часу в день, что обычно составляет три часа в день, утром. Никаких перерывов на чай между занятиями (улыбается).
— Каково расписание монахов? Сколько часов в день они получают учения?
— Обычно монахи начинают свой день около 7:00. Их расписание включает занятия по философии, личные занятия и дебаты до обеда. В 15:30 они продолжают заниматься другими предметами, например, поэзией, и снова практикуют философские дебаты. Если у них нет групповой программы, они должны изучать или накапливать повторения Нёндро.
— Как долго монахи изучают каждый предмет?
— Обычно год.
— Вы даете какие-то учения тибетцам, которые не являются монахами? Если да, то какое учение они получают и каким образом?
— Да, тибетские миряне приезжают в монастырь по некоторым случаям, например, на годовщину дня рождения Тонпа Шенраба, и по этому случаю я даю им учения, обычно о пользе духовной практики, сострадании, бодхичитте, накоплении добродетели и т.д.
— Адаптируете ли вы содержание или стиль преподавания под практикующих мирян или обучаете их так же, как обучаете монахов?
— Стиль немного другой. У монахов упор делается больше на философские рассуждения. С мирянами нам не нужно вдаваться в эти сложные вещи, и обучение может быть более прямым. Кроме того, конечно, это зависит от того, говорят ли люди, которых я обучаю, на тибетском языке. Если нет, мне приходится преодолевать языковой пробел, поэтому учение не может быть точно таким же, как когда я выступаю перед тибетской публикой.
Фото facebook.com/BonpoMonastery
Полную англоязычную версию этой беседы можно прочитать на сайте Speech of Delight. Статья была частично переведена и опубликована на портале «Чистые Земли» с разрешения автора — Jitka Polanska, главного редактора сайта speechofdelight.org. Копирование текста на другие ресурсы запрещено автором.
Original article written by Jitka Polanska and published at speechofdelight.org. No content, in part or in whole, is allowed to be used without direct permission from the author.