Юнгдрунг Бон — одна из самых древних духовных традиций на Земле. Уходя корнями в далекие времена, задолго до появления Будды Шакьямуни, в течение многих веков Бон был ведущей религией и образом жизни Тибета. Учение живо и процветает сегодня: недаром в переводе с тибетского слово «юнгдрунг» означает «вечный». Словно сияющая драгоценность, оно освещает мир бесценным знанием, к которому, в том числе и благодаря развитию цифровых технологий, в наше время может прикоснуться любой желающий.
Мудрость, актуальная во все времена
Учение и практики традиции Юнгдрунг Бон доступны нам сегодня благодаря непрерывной линии Учителей, священным текстам, бережно сохраненным сквозь тысячелетия, усилиям людей, вносящим свой вклад в поддержание и распространение этого богатого культурного, философского и духовного наследия. Каждому, кто соприкасается с ним, оно помогает развить сострадание, мудрость и ясность в уме и сердце, способствует исцелению, прощению, миру, — а также содержит знание о полном просветлении для каждого живого существа. С историей традиции, терминологией и основополагающими фактами можно познакомиться на этой странице.
Пятая школаПятая школа
В 1977 году лидеры Бон направили своих представителей в Дхарамсалу, чтобы начать переговоры с Его Святейшеством Далай-ламой XIV. В результате Далай-лама посоветовал тибетскому правительству в изгнании и Ассамблее тибетских народных депутатов принять в свои ряды практикующих Бон. Он сказал: «Подобно четырем тибетским буддийским традициям, община Бонпо будет избирать представителей в Ассамблею тибетских народных депутатов». В 1978 году, после посещения Школы Диалектики в только что построенном монастыре Менри в Доланджи годом ранее, Далай-лама назвал Бон пятой религиозной школой Тибета наряду с Ньингма, Сакья, Кагью и Гелуг. С тех пор Бон получил официальное признание как религиозная группа, пользующаяся теми же правами, что и тибетские буддийские школы. Это было еще раз подтверждено Его Святейшеством в 1987 году, когда он запретил дискриминацию Бонпо в Тибете, заявив, что она недемократична и саморазрушительна. В России буддизм является одной из четырех основных религий — наравне с христианством, исламом и иудаизмом. Духовным лидером и главой всех буддистов в мире, вне зависимости от принадлежности к той или иной школе, является Его Святейшество Далай-лама.
РезиденцияРезиденция
По аналогии с тибетским правительством в изгнании, главная резиденция последователей религии Бон — Бонпо — находится в Индии. Монастырь носит название Таши Менри Линг (или сокращенно Менри) и расположен в предгорье Гималаев, штат Химачал Прадеш, в небольшой тибетской деревушке Доланджи. Настоятелем монастыря Менри и духовным лидером традиции Бон является Его Святейшество 34-й Менри Тризин Лунгток Дава Дардже Ринпоче. Его возведение на трон состоялось в сентябре 2018 года, спустя ровно год со дня ухода великого Учителя, прибежища и защитника, Его Святейшества 33-го Менри Тризина Лунгтока Тенпай Ньимы, вернувшегося назад в сферу абсолютной реальности. Познакомиться с историей Менри вы можете на этой странице.
Культурная сокровищницаКультурная сокровищница
Юнгдрунг Бон — это огромная культурная сокровищница, целый мир, имеющий собственную историю, непрерывную линию передачи Учителей, космологию, мифологию и пантеон. Священные тексты традиции представляют собой бесценный дар человечеству — и в буквальном смысле содержат в себе ответы на все вопросы, которыми каждый из нас задается в течение земной жизни.
КолесницыКолесницы
В Юнгдрунг Бон cуществует особенная последовательность практик — так называемые «Девять Колесниц». Каждый из нас отличается индивидуальной кармой, способностями и силой воззрений: поэтому Просветленные дали девять Колесниц в соответствии с уровнем развития человека, соприкасающегося с практикой. Они состоят из четырех Колесниц Причины, четырех Колесниц Плода и Высшей Колесницы — Учения Великого Совершенства Дзогчен.
Колесницы Причины. Почему они называются именно так? Главная практика этих «Низших Колесниц» связана с зарождением причины для достижения состояния будды. Прежде всего к этому относятся гадания, астрология, ритуалы и медицина. Следом следует Учение Сутры. Так, предварительные практики нёндро cодержат знание о «четырех безмерных»: безмерном сострадании, безмерной любви, безмерной радости и безмерной равностности. Основываясь на этом, осуществляется практика «десяти совершенств» (парамит): парамита даяния, парамита нравственности, парамита усердия и так далее. Таким образом, на уровне Сутры практикующие главным образом занимаются практиками, создающими фундамент, причину для достижения состояния будды — поэтому эти колесницы называются Колесницами Причины.
Колесницы Плода получили свое название благодаря тому, что в них делается акцент на составляющих результата, плода (практики). На уровне Тантры практикующий представляет, что уже достиг результата, визуализируя себя в образе просветленных божеств, медитируя на мандалу божества, выполняя практики керима (стадия зарождения) и дзогрима (стадия завершения).
ДзогченДзогчен
В Высшей колеснице — Дзогчен — практика связана исключительно с самоосознающей изначальной мудростью ригпа, являющейся самой по себе состоянием будды. Нет ничего выше ее. После ознакомления с ригпа дальнейшая практика заключается в уменьшении количества омрачений, мешающих видеть ее постоянно. Представьте, что вы стоите перед окном с запыленными стеклами, но в них есть небольшой просвет, через который виден кусочек неба. Будда видит то же самое небо, только он стоит где-то на открытом пространстве и видит все небо полностью. Небо, которое мы видим, — одно и то же. Только для нас оно предстает смутно и на протяжении короткого времени, а для достигшего состояния будды — постоянно. Дом, стены и стекла, которые закрывают от нас небо, — это наши мысли и концепции. Небо — то есть самоосознающая изначальная мудрость ригпа — является результатом, к которому стремится практикующий, поэтому относится к Колеснице Плода. Более глубокое знание об Учении вы можете получить, пройдя программу «Основы Тантры и Дзогчена», созданную «Исследовательским центром тибетской культуры и религии Юнгдрунг Бон» под руководством Кхенпо Геше Ринчена Тензина Ринпоче.
Медитативные практики и нейронаука
Глубокие знания о человеческом сознании и вселенной, сокрытые в древних священных текстах и медитативных практиках, образовали новый пласт современной науки: ученые-нейробиологи, нейрофизиологи, конгитологи, психологи все более пристально исследуют их влияние на ум и сознание человека. Впечатляющие результаты демонстрируют очевидную корреляцию между эффектами, оказываемыми на мозг медитацией, — и передовыми открытиями современной нейронауки. Более подробно мы рассказываем об этом в статье «Сознание Будды».
Буддиcты XXI века
Его Святейшество Далай Лама XIV активно поддерживает именно такое видение. Так, 10 мая 2019 года в Дхарамсале на учениях для россиян он призвал всех своих последователей быть современными «буддистами XXI века»: полагаясь в практике не cтолько на веру, cколько на логику и научные исследования. Его Святейшество активно содействует светским ученым в использовании достижений буддийской психологии в науке — ради мира и счастья на всей планете. Он поддерживает изучение древней философии современными педагогами для передачи знаний молодым ученикам. Вот уже не одно десятилетие Далай-лама встречается с западными учеными, ведя с ними активный диалог о влиянии медитативных практик на сознание человека. Cовсем недавно Его Святейшество стал сотрудничать и с ведущими российскими нейробиологами, генетиками, квантовыми физиками, философами и психологами.
В 2018 году американским издательством Shambhala Publications Inc. была выпущена книга «Where buddhism meets neuroscience» («Где буддизм встречается с нейронаукой»), которая представляет собой кульминацию встреч Его Святейшества Далай-ламы с группой выдающихся западных нейробиологов и психиатров.
Неустанное исследованиеНеустанное исследование
Таким образом, cегодня мы открываем для себя новое понимание, новую, современную, интерпретацию достижений древних йогинов — и практик, дошедших до нас в неизменном виде, но насчитывающих тысячелетнюю историю. Эта удивительная взаимосвязь, которая дает новые «ключи» к осознанию глубины традиции Юнгдрунг Бон, рассматривается на нашем портале особенно подробно. Ей посвящена деятельность «Исследовательского центра тибетской культуры и религии Юнгдрунг Бон (Вечное Учение)», занимающегося изучением и популяризацией традиции на территории России. Его работа неразрывно связана с Благотворительным фондом «Чистые Земли», благодаря которому ведется финансирование исследований, создание обучающих программ и строительство тибетского Ретритного центра в Кингисеппском районе Ленинградской области.
Приглашаем каждого из вас открыть для себя вселенную Юнгдрунг Бон!