Ритуал Садак Нье Лам Де Жи: восстановление мира и гармонии окружающей среды

Ритуал Садак Нье Лам Де Жи: восстановление мира и гармонии окружающей среды

Автор:
445 просмотров
Иллюстрация_1.jpg

Мандала, символизирующая дворец, созданная для ритуала Садак Нье Лам Де Жи

Каждый год с 12-го по 16-й день четвертого лунного месяца в Тритен Норбуце проводится ритуал Садак Нье Лам Де Жи, который Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче включил в ежегодный религиозной календарь монастыря. В 2023 году эти даты выпадают на 1-5 июня. Обычно ритуал сокращенно называют Нье Лам Де Жи, а монахи часто говорят о нем как о «Летнем ритуале». Дословно Садак Нье Лам Де Жи переводится как «четыре коротких пути к садакам». Термин садак означает божеств земли, и ритуал в первую очередь направлен на четыре конкретные группы садаков в рамках этой широкой категории: 1) лу (санскр. нага), которые связаны с водоемами, 2) подгруппу садаков, которые связаны с землей и почвой, 3) ньен, которые связаны с открытыми полями и небом, и 4) тё, которые связаны с валунами и скалами, особенно красными. Цель ритуала – умиротворить духов, страдающих из-за вмешательства людей в окружающую среду. Таким образом, восстанавливается гармония между нами и исцеляется природная среда и ее элементы – земля, вода, огонь и ветер. Текст Нье Лам Де Жи, который используется для ритуала, был обнаружен как терма, или скрытое сокровище, Пёнсе Кхюнгго Цалом в 12 или 13 веке на горе Кайлаш.

Ритуал Нье Лам Де Жи включает в себя молитвы с извинениями перед четырьмя группами мирских духов за то, что мы беспокоим их, вырубая деревья, вмешиваясь в естественное течение рек, нарушая почвенный покров, разрушая или перемещая камни, и в целом причиняя вред окружающей среде. Наше вмешательство в природные системы вызывает дисбаланс элементов и становится причиной болезней и недовольства этих мирских духов. Поэтому мы, в свою очередь, сталкиваемся с эпидемиями, засухами, неурожаем, ростом насилия и увеличением числа военных конфликтов, а также со стихийными бедствиями, такими как наводнения, землетрясения, ураганы и оползни.

Иллюстрация_2.jpg

Намка и подношения для ритуала Садак Нье Лам Жи. Автор фото неизвестен.

Во время ритуала Нье Лам Де Жи мы искренне просим духов принять наши подношения и извинения, и просим их больше не вызывать эпидемии, катаклизмы, засухи, военные конфликты, несчастные случаи и т.д. Ритуальные действия в сочетании с медитативным сосредоточением способны усмирить мстительные и обиженные умы этих духов и таким образом предотвратить любой дальнейший вред или несчастья, причиняемые ими. Более того, эти духи будут поддерживать нас и способствовать росту нашего благосостоянии, охранять наш урожай и домашних животных, защищать нас от опасностей и несчастных случаев и в целом работать на наше благо. 

В течение четырех дней множество монахов выполняют подготовку к ритуалу в монастыре. Сооружение дё, который представляет всю вселенную, начинается с создания песочной мандалы. Она служит архитектурным представлением невообразимо прекрасного дворца, в который во время ритуала и совершения подношений будут приглашены просветленные и мирские божества.

Иллюстрация_3.jpg

Монахи Юнгдрунг Бон создают песочную мандалу садак ньелам в Институте Гьялшен. Автор фото неизвестен.

В центре мандалы на четырех лепестках лотоса расположены четыре коренных слога четырех главных просветленных: Сатриг Эрсанг, Тонпа Шенраба, Сангпо Бумтри и Шенла Окара. Во внешних углах мандалы находятся коренные слоги для четырех видов мирских духов, для которых совершаются подношения. Далее расположены четверо врат в каждом из четырех направлений, они символизируют вход во дворец мандалы. Дворец заполняется намка и торма и его украшают зелеными ветвями, зернами и другими драгоценными субстанциями. Вокруг него располагают различные подношения для духов.

Иллюстрация_4.jpg


Сам ритуал начинается с подготовительных практик, в ходе которых очищают и благословляют все подношения, ритуальный инвентарь и участников. Затем проводится краткий ритуал, в котором богиню земли Сайи Лхамо просят дать свое разрешение и благословение на проведение Садак Нье Лам Де Жи. Эти подготовительные практики необходимы только в начале, в последующие дни их уже не выполняют. После завершения подготовки участники ритуала произносят соответствующие мантры, совершают подношения и приглашают просветленных и мирских божеств во дворец мандалы. Это также нужно сделать только один раз. Теперь, когда божества пребывают во дворце, к ритуальному дё можно приближаться только для подношения или выражения почтения. Начитывание восхвалений качеств божеств и молитвы для каждого из видов подношения повторяются в течение всех дней ритуала. В заключение духов четырех групп, полностью умиротворенных, просят вернуться в свои дома. Затем читают молитвы пожелания здоровья, счастья, процветания и удачи, а заслуга, полученная в результате проведения Садак Нье Лам Де Жи, посвящается на благо всех страдающих существ. Во время этого многодневного ритуала группы монахов постоянно читают специальные тексты, связанные с лу, садак, ньен и тё (Лу Бум, Садак Бум, Ньен Бум и Тё Бум).

Помимо сложного ритуала Садак Нье Лам Де Жи в традиции Юнгдрунг Бон существует множество наставлений и искусных методов для взаимодействия с мирскими духами. Следуя этим указаниям, мы сможем обеспечивать себя за счет природных ресурсов, при этом не беспокоя духов окружающей среды и не создавая дисбаланс элементов. Так, например, прежде чем приступить к строительству здания, важно изучить характеристики земли и найти подходящее место для котлована. Традиционно участок земли представляют в виде черепахи. Если строить на «голове» черепахи, то дух земли умрет, а почва станет бесплодной и пустой. Лучше всего строить в области «живота» черепахи, потому что там больше пустого пространства и не будут повреждены «главные органы». После определения подходящего места важно пообщаться с духами, обитающими в этом месте, и заверить их, что вы не желаете им зла и заранее попросить прощения за любое беспокойство, вызванное строительством. Таким образом, мы поддерживаем гармоничные отношения с окружающей средой и ее обитателями, одновременно заботясь о своих потребностях.

При необходимости нарушения почвенных покровов часто используется ритуал Нанг Са Нанг Гье Дю Па, или просто Нанг Са. 

А ОМ ХУНГ Богам наверху, лу внизу и ньен посередине тридцати ньенпо наверху, девяти видам йен топо посередине и одиннадцати йен на земле, местным духам - хозяевам горных областей и восьми классам богов и демонов этого отдаленного места: примите эти торма из зерна и золотого эликсира. Теперь благодаря моему подношению этого драгоценного торма, чтобы я ни делал на этой земле и куда бы я ни путешествовал по этой земле, не завидуйте и не расстраивайтесь.
— Отрывок из «Разрешения на использование земли» из «Восемь классов богов и демонов».

Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Копирование текста на другие ресурсы запрещено автором. Original article written by Raven Cypress Wood and published at Ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood. No content, in part or in whole, is allowed to be used without direct permission from the author.



Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Ритуалы очищения водой в традиции Юнгдрунг Бон Ритуалы очищения водой в традиции Юнгдрунг Бон
В рамках традиции Юнгдрунг Бон существует множество ритуалов по обогащению воды благословениями и си...
Читать далее
Мандала божественного: алтарь Юнгдрунг Бон Мандала божественного: алтарь Юнгдрунг Бон
Как устроен алтарь традиции Бон, что и где на нем располагается, как правильно оформить алтарь, где ...
Читать далее
Священные танцы традиции Юнгдрунг Бон Священные танцы традиции Юнгдрунг Бон
Чам — уникальный тибетский танец ритуальных костюмов и масок, уходящий корнями в древние церемонии т...
Читать далее
Колесо звука — графическая поэзия Юнгдрунг Бон Колесо звука — графическая поэзия Юнгдрунг Бон
В традиции Юнгдрунг Бон существует поэтический стиль, который считается высшей формой искусства и ча...
Читать далее
Три коренные мантры традиции Юнгдрунг Бон Три коренные мантры традиции Юнгдрунг Бон
В традиции Юнгдрунг Бон есть три мантры, которые в совокупности воплощают всю полноту учения Будды Т...
Читать далее
totop