Мандала божественного: алтарь Юнгдрунг Бон

Мандала божественного: алтарь Юнгдрунг Бон

В религиозной традиции Юнгдрунг Бон главный алтарь называют «Мандалой божественного» или «Высшей мандалой». Устроенный должным образом, алтарь становится священным местом для величественного пребывания божеств и их благословений. Тем самым он становится мощной опорой для духовной практики и развития практикующего. 

Будут быстро реализованы стремления того, кто пред ламой, лопоном или одной из трех опор (статуей, текстом или чортеном) читает мантру МА ТРИ, простираясь или совершая обход.
Из «Преимуществ практики чтения, являющейся драгоценным светильником»

Независимо от размера алтаря, практикующий представляет и подношения, и присутствие божеств бесконечно огромными. Однако даже если алтарь состоит из одной лишь масляной лампы, важно, чтобы это место было чистым и почиталось как священное.

Алтарь в Менри
Практикующий преклоняется перед алтарем в монастыре Менри в Доланджи, Индия. Фото: Татьяна Семенова для Bon.su.

Традиционно алтарь располагается на возвышенном месте, например, на самом верхнем этаже здания. В самом лучшем случае он должен быть обращен на восток и виден при входе в комнату. Если повернуть его на восток невозможно, вторым лучшим вариантом будет юг, хотя иногда единственными доступными вариантами являются запад или север. 

В идеале алтарь делают трех-, четырех- или пятиуровневым. Все, что кладется на алтарь, должно быть чистым, неповрежденным и иметь особое предназначение. Иногда алтарь расписывают красками, иногда покрывают шелком. Как правило, белый, черный и зеленый цвета не подходят для алтаря — хотя и существуют определенные ритуалы, предписывающие использование белых или черных тканей.

Просветленные божества на алтаре
Просветленные божества на алтаре. Фото: Редакция Bon.su.

Когда в тексте сказано, что разместить некий предмет на алтаре надо «слева» или «справа», всегда имеется в виду взгляд божеств. Поэтому «левая сторона» становится «правой» для практикующего, когда он стоит лицом к алтарю. Например, согласно тексту, красное подношение чая или ракты защитникам помещается слева, а белое подношение алкоголя — справа. Однако для практикующего, стоящего лицом к алтарю, красное подношение чая или ракты находится справа от него, а белое подношение алкоголя — слева. 

Церемониальный алтарь в Менри
Особый церемониальный алтарь в монастыре Менри в Доланджи, Индия. Автор фото: неизвестен.

Верхние уровни алтаря

Важно иметь на алтаре образы просветленных Тела, Речи и Ума. Просветленное Тело представляют статуи и изображения (например, тханки), просветленную Речь олицетворяют тексты, а просветленный Разум символизируют чортены. Тексты священных писаний Юнгдрунг Бон всегда размещаются максимально высоко, чтобы выше них не было ничего. Они считаются даже более важными, чем изображение Будды, потому что содержат конкретные методы и инструкции, которые избавляют живых существ от страданий. Иногда, если места не хватает, их размещают на одном уровне со статуями божеств.

33-й Менри Тризин Ринпоче
Его Святейшество 33-й Менри Тризин. Позади него и слева лежат завернутые в красную ткань тексты на полках над статуями божеств. Автор фото: неизвестен.

Как правило, статуи и йидам-торма располагаются уровнем ниже текстов. Под статуями ставят изображения высоких лам. Если изображение ламы всего одно, оно должно быть помещено в центре. Если их два и больше, то изображение самого высокого ламы помещают слева от практикующего, второго по иерархии — справа, третьего — слева от первого изображения, и так далее.

Нижние уровни алтаря

На нижних уровнях алтаря размещают подношения божествам. Наиболее важными являются пять ежедневных подношений — масляные светильники, чистая вода, пища, благовония и цветы. Кольца мандалы ритуально наполняются сухим ячменем или рисом и ставятся в качестве подношения. Если мандала только одна, ее размещают в центре. Если две, то слева и справа. Сбоку от алтаря кладут цветы, а внизу ставят зажженные благовония.

Подношение мандалы
Подношение мандалы. Фото: Редакция Bon.su.

Когда все установлено должным образом, алтарь ритуально очищается окроплением чистой водой и дымом чистых благовоний вместе с начитыванием соответствующей мантры. Все визуализируется как идеально чистое. Затем практикующий совершает по меньшей мере три простирания тела, речи и ума с преданностью в сердце. В этот момент алтарь «открывается». С этой минуты и до его «закрытия» вечером при приближении к алтарю нужно совершать простирания. Всякий раз подходя к алтарю в то время, когда он «открыт», из уважения прикрывают рот, чтобы сохранить его в полной чистоте.

Согласно текстам, алтарь открывается утром, «когда птицы покидают гнездо», и закрывается вечером, когда «птицы возвращаются в гнездо». Традиционно считается, что это рассвет и поздний вечер перед заходом солнца. 

Приобретая предметы для алтаря, устраивая его, открывая и закрывая каждый день, мы представляем, что благодаря этой добродетельной активности очищаются пять ядов ума — яд невежества, гнева, привязанности, гордыни и ревности.

Ринчен Тензин Ринпоче и алтарь

Статья переведена и опубликована на портале Bon.su с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Копирование текста на другие ресурсы запрещено автором.

Original article written by Raven Cypress Wood and published at Ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood. No content, in part or in whole, is allowed to be used without direct permission from the author.

30 июня 2022
904 просмотров

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Как работает карма? Как работает карма?
Как работает карма? Обнуляется ли карма после смерти? Что такое коллективная карма? Как проявляется ...
Читать далее
Пять внешних ежедневных подношений Пять внешних ежедневных подношений
Пять внешних ежедневных подношений, которые ставятся на алтарь традиции Юнгдрунг Бон, а также мантры...
Читать далее
Семь шагов для развития совершенного сострадания в потоке ума Семь шагов для развития совершенного сострадания в потоке ума
Одним из четырех безмерных качеств является сострадание. Чтобы помочь практикующим в развитии этого ...
Читать далее
Четвертый путь Бона: Ритуалы для умирающих и посмертные ритуалы Четвертый путь Бона: Ритуалы для умирающих и посмертные ритуалы
Четвертый из девяти путей Бона называется «Путь шена (практики) существования» и посвящен, в...
Читать далее
Подписка на рассылку центра
При подписке Вы даете согласие на обработку персональных данных
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Гапсальская, д. 1, к. 2, литера О, помещение 309
Тел: 8 800 250 3301 (звонок бесплатный)
E-mail: info@bon.su

Мы в соцсетях
Напишите нам