Подношение ца-ца: наставления по практике от Будды Тонпа Шенраба

Подношение ца-ца: наставления по практике от Будды Тонпа Шенраба

Автор:
308 просмотров
r1.png

Ца-ца в форме Шераб Джаммы. Фото: Raven Cypress Wood

Давая учения по Пятому Пути Бона, Пути Геньена, обширному собранию человеческих и нечеловеческих существ, богов и юнгдрунг семпа (санскрит: бодхисаттвы) в необычайной местности Олмо Лунгринг, Будда Тонпа Шенраб Мивоче объяснил основу высших путей в религиозной традиции Юнгдрунг Бон. Юнгдрунг семпа по имени Цангпа Цукпу попросил об этих учениях на благо всех живых существ. Он был назначен держателем линии передачи Пятого Пути. Так, он попросил Учителя о милости – дать наставления собравшимся относительно деталей практик, включая подношение ца-ца. На это Учитель ответил:

«Слушай, Цангпа Цукпу. Если входишь во врата Бона Пути Геньена и практикуешь усердно, тренируясь в чистом нравственном поведении шенов, тебе следует практиковать изготовление ца-ца. Практика состоит из трёх разделов: подготовка – создание ца-ца; основная часть – освящение ца-ца и церемония подношения; заключительная часть – беспредметное запечатывание и посвящение корней добродетели.»

Изготовленные из сделанных заранее форм, ца-ца представляют собой миниатюрные копии чортена (санскрит: ступа) или просветлённых существ, предназначенные для разных целей в зависимости от мантры и субстанций, помещённых внутрь, а также от места, где они в итоге будут находиться. На Пути Геньена главной целью создания ца-ца является накопление заслуг и мудрости. Есть три основных вида ца-ца, которые можно приготовить и поднести в зависимости от использованных элементов. Са-ца делаются из глины, элемента земли. Чу-ца делают с использованием элемента воды. Лунг-ца изготавливают с участием элемента ветра. Для са-ца требуется больше времени, так как их создание включает в себя поиск, отмывание, очистку, лепку и раскрашивание глины. У всех этих трёх видов ца-ца одни и те же цель и объекты подношения, а также одинаковое посвящение заслуг.

r2.png

Формы для изготовления ца-ца. Фото: Raven Cypress Wood

Существуют довольно подробные наставления по созданию са-ца, которые включают в себя особые мантры и визуализацию для поиска и сбора глины, её мытья, замешивания, лепки, освящения благословением, наполнения формы глиной и её удаления из формы. Всё начинается с прошения благословения у ламы и у пяти божеств-йидамов геньена, принятия в них прибежища и порождения просветленного настроя. Затем глину ритуально очищают водой и благовониями. Чтобы подготовить форму для са-ца, её покрывают изнутри тонким слоем сливочного или растительного масла. Глину замешивают и делают чуть большего размера, чем сама форма, а затем с силой вдавливают в форму. Чтобы создать отверстие, в центре дна са-ца удаляется небольшая порция глины. В это отверстие вкладывается мантра просветлённых тела, речи, ума и активности. Также туда помещается сыпучая смесь из пяти драгоценностей: золота, серебра, бирюзы, коралла и хрусталя, – а также освящённое лекарство из трав, известное как мендруб, шесть превосходных субстанций и пять видов зёрен. Чтобы закрыть это отверстие и тем самым запечатать субстанции внутри са-ца, используют кусочек глины. Когда глина высохла, са-ца раскрашивают в серебристый, золотой или цвета элементов, а затем освящают. По традиции после этого са-ца помещают внутри чортена или ца кханг, дома для са-ца, который защищает их от воздействия элементов. Эти ца кханг могут находиться в любом месте, но чаще всего их можно найти в священных местах и построенными таким образом, чтобы вокруг них можно было делать обхождения. Если ца кханг отсутствует, са-ца могут размещать в пещерах на вершинах гор или в местах паломничества. 

Чу-ца делают из воды у природного источника, такого как река, озеро или океан. Оттуда набирают воду и смешивают её с названными выше субстанциями. Затем её разливают по формам для чу-ца, дуют на неё мантры и возвращают в природный водный источник. Зимой воду и драгоценные субстанции разливают в формы и оставляют на улице под влиянием элементов, давая замёрзнуть. На восходе формы кладут правой стороной вверх, пока они не согреются настолько, чтобы отделиться от замороженной воды. Образ, похожий на хрусталь, можно оставить в водном источнике или на земле, чтобы по мере таяния он распространял на окружающую среду благословение. Лунг-ца изготавливают с помощью ветра, в особенности на вершинах гор или в штормовую погоду. Форму для ца-ца держат так, чтобы ветер вошёл внутрь, туда добавляется щепотка драгоценных субстанций, а затем форма поворачивается, чтобы выпустить ветер.

Чтобы принести пользу существу, которое недавно умерло, выполняют кремацию са-ца, добавляя небольшое количество пепла от от останков умершего к субстанциям внутри са-ца. Путём такого установления связи между ушедшим и образом просветлённого поддерживаются условия для благого перерождения. Эти са-ца традиционно красят в цвет того элемента, который относится к году рождения умершего. Кремация са-ца может быть выполнена в случае ухода реализованного духовного мастера, и тогда это становится священной реликвией и объектом почитания для учеников. 

Защитные са-ца создаются с целью оградить от внешних препятствий или угроз, например, для защиты семьи от заразных болезней. Это один из видов защиты, данный Сигьял Драк Нгак в «Сердечной Капле Сигьял, Всеохватывающей и Очищающей Омрачения и Болезни», которую иногда называют практикой исцеляющих вод Еше Валмо. Мантру начитывают минимум тысячу раз и затем дуют на белые зёрна, например, на ячмень или рис, которые после этого кладут внутрь са-ца. 

Как только са-ца сделана по всем правилам, проводятся следующие приготовления: принятие прибежища, порождение просветлённого настроя, раскаяние в недобродетелях и очищение, приглашение божеств и т.д. После этого выполняют освящение, которое очищает объекты от любых загрязнений и омрачений, а также наделяет их благословением и силой просветлённых тела, речи и ума. Ритуал освящения, данный Учителем в Учении о Пятом Пути, – довольно обширный и глубокий и сосредоточен в основном на главных божествах-йидамах Пути Геньена. Если у практикующего есть время, то это самый благоприятный метод освящения. Для случаев, когда в силу времени и обстоятельств нет возможности его провести, есть более короткие ритуалы. В дополнение Учитель дал наставления по краткому и исчерпывающему методу освящения с начитыванием мантры МА ТРИ.

Цель подношения

После церемонии освящения выполняют подношение са-ца посредством визуализации и начитывания ритуальных текстов. Согласно Пути Геньена основная причина создания ца-ца – очищение от двух видов омрачений и накопление заслуг и мудрости. Также великий йогин Тонггьюнг Тучен давал следующие наставления относительно цели создания ца-ца:

«Это способ долгосрочного очищения от омрачений и мгновенного обращения вспять неблагоприятных условий, накопления заслуг и добродетели, продления жизни и растворения негативных влияний, а также непрерывной практики добродетельных действий и очищения омрачений практикой Шен.»

Выдержка из «Ритуала Подношения Мандалы, Совершенно Распространяющего Сострадание Пяти Семей Посредством Ца-ца», составленной Тонггьюнгом Тученом

Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Оригинал статьи опубликован на сайте ravencypresswood.com. Копирование текста и изображений на другие ресурсы запрещено автором. 

Original article written by Raven Cypress Wood and published at ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood.


Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Годовщина двенадцатого деяния Будды: демонстрация истины о непостоянстве Годовщина двенадцатого деяния Будды: демонстрация истины о непостоянстве
В новолуние первого зимнего месяца года Водяного Кролика Будда Тонпа Шенраб Мивоче продемонстрировал...
Читать далее
Наставления Будды Тонпа Шенраба для практикующих мирян. Часть 9. Наставления Будды Тонпа Шенраба для практикующих мирян. Часть 9.
В девятой части наставлений Будды Тонпа Шенраба о Пути Геньена даются разъяснения о подношениях, пра...
Читать далее
Омовение, выполнение простираний и обхождений Омовение, выполнение простираний и обхождений
Седьмая часть наставлений Будды Тонпа Шенраба для практикующих мирян, в которой разъясняются практик...
Читать далее
Пять внешних правил, пять промежуточных практик и пять йидамов геньена Пять внешних правил, пять промежуточных практик и пять йидамов геньена
Шестая часть наставлений Будды Тонпа Шенраба для практикующих мирян, в которой разъясняются пять пра...
Читать далее
Наставления Будды Тонпа Шенраба для практикующих мирян. Часть 1. Наставления Будды Тонпа Шенраба для практикующих мирян. Часть 1.
Наставления Будды Тонпа Шенраба для тех, кто следует Пятому Пути Бона – Пути Геньена, или того, кто ...
Читать далее
totop