Пятый путь Бона: Служение добродетели

Пятый путь Бона: Служение добродетели

Автор:
2494 просмотров

Пятый из девяти путей Бона называется «Путь практикующих добродетельных мирян» и определяет надлежащее поведение и обязательства мирянина, принимающего обеты. Пятый путь — это первый из Девяти путей, относящихся к «Путям результата» или «Бону плода». По-тибетски практикующий мирянин называется «геньен» (тиб. dge bsnyen), что дословно означает «тот, кто служит добродетели» или «тот, кто приближается к добродетели». Отвечая на вопрос о значении этих понятий, просветленный всезнающий учитель Будда Тонпа Шенраб Миво говорил: 

«Добродетельный — значит не совершающий негативных деяний. Это тот, кто предан служению добродетели своими телом, речью и умом. Служить — значит не иметь противоречивых взглядов и оставаться непоколебимым в служении добродетели».

Шенла Окар
Центральная фигура тибетской тханки, относящейся к Пятому пути

В целом, мирянин обязуется практиковать десять благих деяний тела, речи и ума и отвергнуть соответствующие десять неблагих деяний. Будда Тонпа Шенраб очерчивает этот отказ как обязательство: 1) не совершать таких деяний, 2) не просить о них и не поощрять к их совершению других людей, 3) не радоваться, когда другие совершают подобные деяния. Что касается благих деяний, то человек обязуется: 1) действовать в соответствии с десятью благими деяниями, 2) поощрять других совершать добродетельные деяния, 3) радоваться, когда другие совершают такие деяния. 

В этом заключается внутренняя практика.

Три благих деяния тела:

  1. Защищать жизнь других существ (вместо того, чтобы убивать). 
  2. Практиковать щедрость (вместо того, чтобы воровать). 
  3. Отказаться от неправильного сексуального поведения и не склонять других к нарушению обетов; соблюдать свои обеты и уважать обеты других.

Четыре благих деяния речи:

  1. Говорить правду (вместо того, чтобы лгать).
  2. Говорить так, чтобы объединять людей (вместо того, чтобы вносить раздор).
  3. Говорить мягко и доброжелательно (вместо того, чтобы ранить словами).
  4. Говорить с пользой либо читать молитвы (вместо того, чтобы сплетничать или бездумно болтать).

Три благих деяния ума:

  1. Быть великодушным и открытым (вместо того, чтобы желать чужое и завидовать достижениям других).
  2. Взращивать желание помогать другим (вместо того, чтобы копить обиды или желать вреда). 
  3. Практиковать учение Юнгдрунг Бон и формировать истинное и подлинное воззрение (вместо того, чтобы придерживаться ошибочных взглядов). 

Когда люди попросили Будду Тонпа Шенраба дать учение о внешней форме практики мирян, он поручил собравшимся соорудить первый «изящный Юнгдрунг чортен»1 (ступу) согласно своим подробным указаниям. Когда чортен был закончен, Будда освятил его и дал учение о внешних формах и поведении геньена (практикующего мирянина).

Бонский чортен
Изящный Юнгдрунг чортен, символизирующий этапы просветления

Практикующий должен предстать перед подлинным ламой, который дает наставления ученикам, и принять надлежащие обеты. Согласно комментарию 23-го настоятеля монастыря Менри, его Святейшества Ньимы Тензина Ринпоче:

«Что касается обетов геньена, существует пять видов пожизненных обетов. Это отказ от убийства, отказ брать то, чего тебе не давали, отказ от нечестивых, неправильных видов сексуального поведения, отказ от произнесения лжи. Это четыре. Пятым обетом станет отказ от одного из четырех видов пищи. Некоторые включают как дополнительный обет отказ от алкоголя.

Такова мирская практика полного отказа согласно этим пяти установленным законам. Таким образом, геньен чистого поведения отказался от базовых видов нечистых деяний».

Что касается убийств, то следует отвергнуть убийство в гневе, особенно убийство другого человека. Необходимо отказаться от воровства, особенно когда оно движимо сильным желанием, страстью. Необходимо отказаться от насильственного и влекущего ущерб сексуального поведения. Необходимо отказаться от наносящих вред высказываний, особенно когда они вызывают раскол в духовном сообществе. Необходимо отказаться от лжи, в особенности в том, что касается собственного духовного опыта и достижений в практике. 

Что касается пятого, дополнительного обета, то здесь следует отказаться от одного из четырех видов пищи. В данном контексте эти четыре вида пищи следующие: 1) мясо, 2) чеснок, 3) твердая пища после обеда, 4) интоксиканты, такие как наркотики и алкоголь. Что касается наркотических веществ и алкоголя, то отказ от интоксикации ими несет глубокий смысл, так как она является препятствием для осознанности и провоцирует негативное поведение.

Чортен в Менри
Чортен в монастыре Менри

Согласно Будде Тонпа Шенрабу:

«Что касается пожизненных внутренних правил, следует отказаться от убийства под влиянием гнева; отказаться брать то, что не было дадено, поддаваясь желанию или привязанности; отказаться от тайных действий с целью получить желаемое, не задумываясь о причинах и последствиях, поддаваясь влиянию невежества; отказаться совершать нечистую работу, поддаваясь влиянию гордыни; отказаться от грубой и оскорбительной речи, бессмысленных разговоров и лжи. Следует посвятить себя развитию противоположных этим качеств».

Продолжая описывать внешние практики, Будда говорит:

«Что касается пяти промежуточных принципов, следует совершать обряды очищения чистой водой, с преданностью и устремлением выполнять простирания и совершать обходы, изготавливать и размещать ца-ца2 и подносить торма. Совершение подношений — это способ обрести два вида накоплений».

Примечания:

1. В традиции Юнгдрунг Бон существует 120 различных видов чортенов (ступ) — сакральных архитектурных сооружений, символизирующих ум будды.
2. Ца-ца — это уменьшенная копия чортена (ступы) или рельефное изображение просветленного существа, выполненное из глины методом прессования или отливки в форме. Подробнее в этой статье на нашем сайте.

Статья переведена и опубликована на портале Bon.su с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Копирование текста на другие ресурсы запрещено автором.

Original article written by Raven Cypress Wood and published at Ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood. No content, in part or in whole, is allowed to be used without direct permission from the author.



Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Девятый путь Бона: Непревзойденный путь (Дзогчен) Девятый путь Бона: Непревзойденный путь (Дзогчен)
Из Девяти путей Бона девятый является наивысшим. Это практика Дзогчена, Великого Совершенства....
Читать далее
Восьмой путь Бона: Путь изначального Шена Восьмой путь Бона: Путь изначального Шена
Восьмой из Девяти путей Бона — это Путь изначального Шена. Он посвящен высшим тантрическим практикам...
Читать далее
Седьмой путь Бона: Путь белого «А» Седьмой путь Бона: Путь белого «А»
Седьмой из девяти путей Бона — Путь белого «А». Данный путь — первый из девяти путей, чье воззрение ...
Читать далее
Шестой путь Бона: Путь полностью посвященных монахов Шестой путь Бона: Путь полностью посвященных монахов
Шестой из девяти путей Бона — это путь полностью посвященных монахов — или, в дословном переводе, «п...
Читать далее
Четвертый путь Бона: Ритуалы для умирающих и посмертные ритуалы Четвертый путь Бона: Ритуалы для умирающих и посмертные ритуалы
Четвертый из девяти путей Бона называется «Путь шена (практики) существования» и посвящен, в...
Читать далее
totop