Ца-ца — это уменьшенная копия чортена (ступы) или рельефное изображение просветленного существа, выполненное из глины методом прессования или отливки в форме.
В традиции Сутры изготовление ца-ца считается методом накопления заслуг и может быть одной из ежедневных практик щедрости. Практика создания ца-ца была описана Буддой Тонпа Шенрабом среди добродетельных практик для последователей-мирян (генинов).
«Для тех, кто искренне хочет отказаться от негативного и неблагочестивого поведения, практиковать десять добродетелей, кто следует Пути Генинов или желает изучать добродетельные практики Шен, подношение ца-ца состоит из трех частей. Это предварительная практика создания просветленного образа, основная практика ритуального освящения образа посредством благословений и заключительная практика запечатывания беспредметных корней добродетели и стремлений посвящением заслуг», — Шардза Таши Гьялцен, из ритуала ца-ца из «Пути Генинов», входящего в «Зи Джи».
Существуют подробные инструкции по созданию ца-ца, включающие в себя особые мантры и визуализации, которые можно практиковать во время поиска и сбора глины, ее очистки, замешивания, формирования, благословления и так далее.
В целом же, как правило, все начинается с запроса благословения ламы, принятия прибежища и порождения просветленного настроя. Затем глина ритуально очищается водой и благовониями. Подготовка формы для ца-ца заключается в том, что она слегка смазывается внутри сливочным или растительным маслом.
Глину замешивают, формируют и плотно вдавливают в форму. Затем часть глины из центра вынимается. В получившуюся выемку вкладывают свернутые мантры просветленного тела, речи, ума, качества и действия, порошок из пяти драгоценностей (золота, серебра, бирюзы, коралла и хрусталя), благословенное лекарство из трав, известное как мендруб, шесть драгоценных субстанций и пять зерен. Затем выемку вновь закрывают глиной, тем самым запечатывая все это внутри каждого ца-ца.
Высохшие и затвердевшие ца-ца красят золотой или серебряной краской, а затем освящают. После этого ца-ца традиционно ставят в чортен или «ца-ханг», дом для ца-ца, который защищает их от воздействия элементов.
Ца-ханги могут находиться где угодно, но часто встречаются в священных местах и установлены таким образом, чтобы их можно было обойти вокруг. В отсутствие ца-ханга ца-ца оставляют в пещерах на вершинах гор или в местах паломничества.
Кремационные ца-ца могут изготавливаться, чтобы принести пользу умершему существу. Для этого небольшое количество пепла после кремации добавляют к тем веществам, которые запечатываются внутри ца-ца. Установленная таким образом связь между умершим и просветленным образом создает условия для его благоприятного перерождения. Если же умирает реализованный духовный учитель, его кремационные ца-ца становятся священными реликвиями и объектами поклонения для учеников.
«Согласно словам Учителя, если последователи Пути Генинов или любые другие последователи Бон практикуют с верой, создав и освятив хотя бы одно ца-ца в просветленной форме, то добродетель не может быть исчерпана даже по прошествии многих тысяч эонов. Положительные качества невозможно измерить или сосчитать.
Поэтому человек должен верить и тренироваться в этой глубокой добродетельной практике Шен. Таким образом следует правильно приумножать корни добродетели. Благодаря этой драгоценной причине освобождения живых существ можно достичь абсолютно чистого и совершенного состояния будды. Твердо запомните это!»
(Шардза Таши Гьялцен, из ритуала ца-ца из «Пути Генинов», входящего в «Зи Джи»)
Статья переведена и опубликована на портале Bon.su с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Копирование текста на другие ресурсы запрещено автором.
Original article written by Raven Cypress Wood and published at Ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood. No content, in part or in whole, is allowed to be used without direct permission from the author.