Хадак — традиционный церемониальный шарф, который подносят в знак глубокого уважения, благопожелания или приветствия в традиции Юнгдрунг Бон и тибетском буддизме.
Далай-лама и Лопон Тензин Намдак. Фото wikimedia.org
В прошлом в качестве подношения в Тибете использовали шкуры животных. Согласно историческим записям Бон, во времена девятого короля Дегонга Джейши люди, отправляясь на религиозные ритуалы, повязывали себе на шею овечью шерсть. Однако со временем для этих целей начали шить шарфы из натуральной ткани, такой как шелк или атлас. В современное время все чаще встречаются хадаки, сделанные из хлопка или полиэстера.
Тибетские хадаки бывают пяти цветов, символизирующих пять элементов: землю, воду, огонь, ветер и пространство.
Согласно буддийской легенде, божества, великие йогины после обращенных к ним молитв спускались с неба, с вершин гор в сиянии пяти цветов. Эти цвета означали единство сансары и нирваны, основу всего сущего. Сияние пяти цветов при приближении материализовывались в легкие ткани. Поднося при приветствии хадаки пяти цветов, наложенные друг на друга, люди выражали самое глубокое уважение.
Хадак цвета синего неба служит знаком чистоты и спокойствия; зеленый – это символ дерева, означает процветание и рост. Красный хадак символизирует огонь – знак душевной теплоты, любви и сохранности, а желтый – символ земли, означает стабильность, уверенность и мудрость. Белый хадак – символ воды, олицетворяет доброту, щедрость и непрерывность.
Фото wikimedia.org
Хадаки могут быть разного размера. На больших экземплярах часто вытканы различные буддийские символы, знаки и лики святых.
Перед подношением хадак складывают в два слоя. Ведущий держит хадак обеими руками, вытянутыми перед собой, и делает поклон или полупоклон, в зависимости от объекта приветствия. Получатель также принимает его обеими руками, вытянутыми перед собой, надевает себе на шею и носит. Сразу же отложить хадак в сторону — значит, проявить неуважение.
Когда хадак подносится старшим, обе руки должны быть подняты над головой. При вручении хадака людям того же возраста или младше дарящий может привязать хадаки непосредственно к их шеям. Этот обычай происходит от древней практики украшения божеств одеждой и превратился в приветствие уважения и заботы.
При подношении хадаков пяти цветов снизу кладется желтая ткань, на нее – белая, затем красная, синяя и, наконец, зеленая. Иногда синий хадак с зелёным меняются местами, т.е. после красного сразу следует зеленый, а синий – наверху.
Фото wikimedia.org
Существует обычай хранить хадаки на домашнем алтаре. В хадак заворачивают изображения и статуи святых и божеств; также, благословив и завязав его особым образом, хадак используют в качестве оберега.
Старые или испорченные хадаки не принято держать дома. Такие церемониальные шарфы сжигают либо подносят к основе ступ или статуй.
Источники:
- Khata: It's a Tibetan scarf. Tibetpedia, tibetpedia.com;
- Photo Story: Lhakar with Tibetan White Scarf. Central Tibetan Administration, tibet.net.