Что такое речь? Врата речи.
Согласно учению Юнгдрунг Бон, человек функционирует и взаимодействует с миром посредством тела, речи и ума — трёх дверей, или трёх врат. Через эти три двери мы накапливаем либо положительную, либо отрицательную карму. Все наши действия выполняются при помощи этих трёх врат.
Каждое негативное действие наших тела, речи или ума создаёт семена кармы, которая удерживает нас в цикле бесконечных перерождений — сансаре. Однако те же самые тело, речь и ум могут использоваться как двери к счастью, освобождению от страданий и достижению просветления. Поэтому можно сказать, что трое врат определяют всё человеческое существование.
Западная психология, а также нормы морали и этики, как правило, подчёркивают важность ментальной сферы (мыслей, действий ума) и физической (поступков, действий тела), а также отмечают связь между ними — однако с речью не всё так очевидно. Действительно ли речь так важна, чтобы обращать на неё отдельное внимание и выделять её в отдельную категорию?
Древние знания традиции Бон говорят нам о том, что речь и звук — нечто большее, чем одна из составляющих личности: это врата энергетического измерения человека. Именно поэтому осознанная речь имеет намного более важное значение для продвижения по духовному пути, чем это может представляться на первый взгляд.
«В своем чистейшем аспекте речь относится к энергии и вибрации, или пране 1. Прана — это не только мистическая исцеляющая энергия, связанная с такими восточными дисциплинами, как акупунктура, тайцзи или йога; это фундаментальная энергия основы всего мироздания — энергия, из которой рождаются все события и ощущения», — объясняет лама традиции Бон Тензин Вангьял Ринпоче.
Всемирно известный учитель Дзогчена Чогьял Намкай Норбу Ринпоче также ставит знак равенства между речью и энергией, говоря: «Наши трое врат — это физическое тело, энергия и ум». И далее: «Благодаря материальному измерению тела мы можем понять его энергию, или «речь», — второй аспект человека. Энергия нематериальна, невидима и неосязаема. Это нечто более тонкое и трудное для понимания. Одним из её воспринимаемых аспектов является вибрация, или звук, поэтому её также называют речью».
Всё это совпадает с точкой зрения ньютоновской физики: природа вибраций, являющихся материально ощутимым объектом, находится ближе всего к формам энергии, таким как свет и электричество.
Путь к осознанной речи
В текстах традиции Бон содержатся конкретные указания на тему того, каким образом практикующий может начать свой путь к осознанной речи — такой, которая способна стать инструментом для достижения просветления, дверью к реализации нашей истинной природы.
Для того, чтобы речь стала более чистой и приводила к накоплению благоприятных кармических отпечатков, в первую очередь учителя Бон советуют отказаться от так называемых «недобродетелей речи» 2. Их выделяют всего четыре: 1) ложь 2) сплетни и клевета 3) грубые слова 4) пустая болтовня.
Отказ от лжи
Чем больше человек лжёт, то есть намеренно искажает в своей речи реальные факты, тем больше он создаёт внутри себя напряжение, которое требует от него повышенных затрат энергии, изматывает и утомляет. Даже если мы не осознаём этого, ложь всегда порождает страх, дискомфорт, чувство вины, а значит, нарушает естественное течение энергии, мешая нам быть спокойными, здоровыми и счастливыми.
Тензин Вангьял Ринпоче рекомендует быть точными и правдивыми в своих высказываниях, что в результате порождает речь, более окрашенную осознанием. Причем, по его словам, воздерживаться имеет смысл не только от откровенно лживых высказываний, но и от «тонких форм лжи» — имеющих место, когда, например, мы говорим: «Я постараюсь заглянуть к вам завтра», в то время как нам известно, что это абсолютно невозможно.
Часто бывает, что люди лгут по мелочам — например, отвечая на телефонный звонок, говорят, что они в одном месте, находясь при этом совершенно в другом. Лама традиции Бон Ринчен Тензин Ринпоче предупреждает о последствиях такого, казалось бы, мелкого вранья: «Вроде бы особого вреда от такой лжи нет, но опасность заключается в том, что у человека формируется привычка — и впоследствии у него может сорваться с языка гораздо более крупная и серьезная ложь, при этом он сам не будет даже понимать, как же так вышло».
Существуют, однако, и исключения — такие ситуации, когда ложь желательна или даже необходима. Например, ложь, которая может спасти жизни живых существ, — это благая ложь, не приводящая к накоплению негативных кармических отпечатков в нашем сознании. Ринчен Тензин Ринпоче приводит для иллюстрации такой пример: «Возвращаясь домой из леса, вы встречаете охотников, которые интересуются, есть ли в лесу дикие звери. В этом случае, даже если вы видели множество зверей, лучше, конечно, ответить, что нет, не видели ни одного».
Отказ от сплетен и клеветы
Сплетни и клевета — достаточно трудноуловимое и очень вредное явление в современном обществе. По сути, речь идёт о высказывании суждений, которые могут внести разлад в отношения между людьми.
В разговорах людей друг с другом лицом к лицу и за спиной всегда присутствуют какие-то, пусть даже малейшие различия. Крайне редко бывает, что люди, даже будучи друзьями, говорят в лицо и за спиной абсолютно одно и то же. Одновременно с этим мы часто рассказываем другим то, что слышали о них от кого-то ещё. В результате, когда люди начинают передавать кому-либо то, что было сказано о них другими, это часто приводит к ссорам, разладу в отношениях, ревности, зависти, соперничеству и снижению доверия к окружающим в целом. А ведь, на первый взгляд, желания внести разлад ни у кого и не было — к этому привел лишь недостаток осознанности, породивший в итоге именно то, что и называется сплетнями и клеветой.
Если человек намерен заниматься духовной практикой, учителя Бон рекомендуют соединять полученные знания с собственным сознанием и действием. Соединением практики с сознанием в случае сплетен со стороны говорящего будет ситуация, когда человек остановил желание кому-то рассказать то, что о нём сказал кто-то другой, вспомнив о практике осознанной речи.
С другой стороны, противоядие клевете и сплетням возможно и со стороны их адресата. 22-й Менри Тризин Сонам Лодро Ринпоче, также известный как Шерап Гонгьял, в «Сорока трёх упражнениях для просветленного ума» пишет так:
«Даже если кто-то постоянно рассказывает всему миру обо мне скверные вещи,
Я буду хранить добрый настрой и говорить о хороших качествах этого человека».
Действовать подобным образом практикам Бон помогает сострадание ко всем живым существам — то есть в том числе и к тем, кто настроен по отношению к ним враждебно.
Отказ от грубых слов
Грубые слова — это необязательно слова, которые произносятся грубо, со злостью. Они вполне могут говориться ласковым тоном и даже с улыбкой. В учении Бон грубыми словами называются такие слова, которые могут ранить другого человека, огорчить его, разозлить — то есть, в конечном счёте, причинить вред.
При этом говорящий вредит не только собеседнику, но и самому себе. Как разъясняет Шерап Гонгьял: «Когда грубые слова используются, чтобы разрушить чей-то разум, это разлагает практику порождения просветленного ума. Поэтому непозволительно разрушать ум других грубой речью. Следовательно, откажитесь от грубых слов».
Бывает, что мы произносим неприятные или обидные слова неосознанно, в состоянии смятения чувств, когда чувствуем себя неловко или неуверенно. «Таким образом, ещё один способ отказа от грубых слов заключается в том, чтобы всегда отдавать себе отчёт о своем собственном душевном состоянии», — советует Тензин Вангьял Ринпоче.
Самым тяжёлым видом грубости в традиции Бон считается оскорбление людей с ограниченными возможностями. Также учителя особо предостерегают от оскорблений раскаявшихся и отбывших наказание преступников и снявших свои обеты бывших монахов или монахинь.
Отказ от пустой болтовни
Пустая болтовня — это такие разговоры, которые не вредят и не помогают, но при этом тратят впустую наше время. На первый взгляд эти лишние бессодержательные беседы не кажутся большой проблемой, однако, исключив их из своей жизни, мы можем заметить сдвиг в своей реальности — и своей духовной практике.
«Даже тот, кто вошел в Великую колесницу, наивысшую практику, если много говорит, то его сосредоточение нарушается. Не комментируя хорошее или плохое в себе или других, размышляй о том, что невыразимо и неизменно», — пишет об этом Шерап Гонгьял.
Ринчен Тензин Ринпоче, в свою очередь, предлагает задуматься: «Представьте, насколько больше было бы пользы, если бы вместо ведения бесцельных и бесполезных разговоров мы начитывали бы мантры?».
Добродетельные формы речи
Отказавшись от четырёх недобродетелей речи, практик бонпо начинает практиковать их противоположности, то есть соответствующие им четыре добродетели, а именно: 1) правдивую речь 2) мягкую и добрую речь 3) речь, объединяющую людей 4) полезную и осмысленную речь. Также он начинает выполнять ряд практик, связанных со звуком — к ним относятся, например, мантры и семенные слоги.
Мантры
Мантры в традиции Бон являются одной из самых добродетельных форм речи. Мантры — это ряд слогов, звучание которых имеет силу. В случае традиции Бон это слоги на языке шангшунг3 — языке одноименного древнего государства Шанг-Шунг, где зародилось это учение и воплотился его основатель Будда Тонпа Шенраб.
По мнению Тензина Вангьяла Ринпоче, мантры помогают нам достичь высокого уровня осознанности и чистоты намерения, наделяют нашу речь силой, ослабляют негативную энергию, помогают нам соединиться с присутствием Учителя, пробудить просветленную активность божества-защитника или отождествиться на глубоком уровне с нашей собственной внутренней мудростью. Они также могут избавлять от эмоций и болезней, усиливая жизненную энергию и сводя к минимуму беспокойные мысли и заблуждения.
Поскольку мантры являются тем, что произносил Будда, они не переводятся ни на современный тибетский, ни на какие-либо другие языки. Точнее, переводы, безусловно, существуют, но при практиках начитывания или пения используется всегда только язык шангшунг. «Таким образом мы оставляем неизменным звук, который идет от Будды, оставляем неизменной речь просветленных существ. У таких звуков особая благая сила. Поэтому их лучше никак не менять и не переводить», — объясняет Ринчен Тензин Ринпоче.
Наиболее известными и широко практикуемыми как монахами, так и мирянами-бонпо мантрами являются ньингпо намсум — три сущностные мантры Юнгдрунг Бон. Подробнее о них можно прочесть в этой статье. Сказано, что даже простое повторение этих мантр с верой и преданностью без понимания их значения или знания особых методов реализации приносит благословение и силу практикующему.
Мантры обладают благословением за счёт силы звука — именно поэтому практиковать их можно и без знания смысла. Завершая практику, важно не забыть посвятить заслуги от её выполнения всем живым существам.
Семенные слоги
Согласно учению Бон, семенные слоги (или слоги-воины) были первыми звуками, возникшими в истинной природе. Это чистые звуки, связанные с пустотой — основой всего. Их называют воинами, потому что они побеждают наших внутренних демонов — пять ядов ума4.
Всего слогов-воинов пять: А, ОМ, ХУМ, РАМ и ДЗА. Вот руководство по их произношению, которое даёт Тензин Вангьял Ринпоче:
А — произносится как долгое открытое «а»
ОМ — звучит как в английском слове home
ХУМ — конечный звук близок к носовому «н»
РАМ — долгое открытое «а»
ДЗА — произносится резко и с ударением
Каждый семенной слог связан с определенной чакрой и цветом, имеет свои качества и характеристики, свою вибрацию. С каждым слогом также связана одна из пяти мудростей5.
Тема семенных слогов, а также медитаций и практик, осуществляемых в опоре на них, очень обширна, поэтому имеет смысл осветить её в отдельной статье.
Просветлённая речь
Согласно учению Бон, просветлённые существа — в отличие от обычных живых существ — обладают просветлёнными телом, речью и умом.
Просветленное тело обладает такой особенностью, что оно неизменно. Дословно по-тибетски оно называется «тело юнгдрунг», то есть «тело неизменности». Опорой просветленных тел являются изображения или статуи будд.
Просветлённый ум — это ум, в котором нет ни малейшего заблуждения. Опорой просветленного ума в нашем мире являются ступы, или, по-тибетски, чортены (сакральные архитектурные сооружения).
Что касается просветлённой речи, то это речь, которая произносит только такие слова, которые приносят пользу другим живым существам, а также является совершенным инструментом для духовного общения и объяснения философии и практик Дхармы. Такая речь не находится под влиянием заблуждений, полностью очищена и осознанна.
С просветлённой речью и горловой чакрой связан священный слог ОМ — символ неиссякаемой речи всех будд.
Опорой просветлённой речи являются тексты учений — наставления о том, как достичь реализации. В связи с этим бонцы относятся к книгам с большим почтением — их не кладут на пол или рядом с ногами, не бросают и обращаются с ними очень уважительно.
Тибетское слоговое письмо вообще считается священным — ведь именно эти слоги веками используются для записи наставлений и учений будд. «Многие тибетцы стараются даже не выбрасывать письма и печатные материалы в мусор, а сжигать их, используя чистый элемент Огня для «растворения» текстов. Настоящий тибетец никогда не бросит газету на землю и не переступит через книгу», — рассказывает Тензин Вангьял Ринпоче.
Слово как духовная практика
Освобождая нашу речь от нечистых аспектов, делая ее правдивой, несущей благо, объединяющей и осознанной, мы приближаем к себе просветленные качества будд, а значит и высшую цель — реализацию. Если мы намерены практиковать, то хорошей опорой и вдохновением могут послужить слова реализованного мастера традиции Бон Шардзы Таши Гьялцена Ринпоче:
«Концептуальный ум подобен королю, а речь подобна его министру. Министр выполняет приказы короля, однако сам по себе король не способен сделать ничего. Точно так же, если мы остановим бесчисленные проступки, обретя контроль над речью посредством самоосознавания, то негативные аспекты ума никогда не реализуются».
Примечания:
1. По-тибетски жизненная энергия (прана) называется лунг.2. Кроме четырех недобродетелей речи, выделяют три недобродетели тела (убийство, воровство и неправильное сексуальное поведение) и три недобродетели ума (алчность, вредоносный ум и ложные воззрения).
3. Язык шангшунг — мёртвый язык, относящийся к западно-гималайской ветви тибето-бирманских языков.
4. Пять ядов ума: гнев, зависть, привязанность, гордыня и невежество (тупость).
5. Пять мудростей: мудрость пустоты, зерцалоподобная мудрость, мудрость равенства, мудрость различения и мудрость всесвершения.
Статья написана с использованием источников:
1. Тендзин Вангьял Ринпоче «Тибетская йога тела, речи и ума». Книжное издательство «София», 2014.2. Тендзин Вангьял Ринпоче «Тибетское исцеление звуком». Уддияна, Санкт-Петербург, 2008.
3. Bonpo Dzogchen Teachings according to Lopon Tendzin Namdak: Dzogchen Teachings from the Retreats in Austria, England, Holland, and America (1992). Перевод с английского: Т. Науменко, Ф. Маликова (2000).
4. Устные наставления Кхенпо Геше Ринчена Тензина Ринпоче, ламы традиции Бон (2015-2020 гг., Москва).
5. Сайт Nine Ways: Ancient Wisdom from the Yungdrung Bon Tradition — ravencypresswood.com.
6. Намкай Норбу Ринпоче «Дзогчен — состояние самосовершенства». Шанг-Шунг, Санкт-Петербург, 2001.
7. Лекции Намкая Норбу Ринпоче на июньском ретрите 2003 года в Москве.
8. Намкай Норбу Ринпоче «Три пути освобождения. Устный комментарий к тексту «Драгоценный светоч: краткое объяснение трех путей освобождения».