8 мирских дхарм: что это такое и как они влияют на нашу жизнь

8 мирских дхарм: что это такое и как они влияют на нашу жизнь

Автор:
584 просмотров

В буддизме 8 мирских дхарм (тиб. jig rten chos brgyad) - это факторы, которые приводят к страданию и привязанности. Когда мы учимся освобождать себя от погони за ними, отпускаем наши желания и страхи - это и есть подлинная практика. 

К восьми мирским дхармам (их также называют восемь мирских забот) относятся:

  • желание удовольствия и страх боли;

  • желание обретения и страх потери;

  • желание хорошей репутации и страх позора;

  • желание похвалы и страх порицания.

Они описаны в “Письме к другу” величайшего буддийского философа Нагарджуны к королю и представляют собой наши привязанности и объекты избегания, которые удерживают нас в сансаре, заставляя бесконечно вращаться в круговороте бытия. Несмотря на то, что Нагарджуна представляет школу буддизма Махаяны, к нему относятся с большим почтением представители всех традиций, включая Бон, а его комментарии к текстам Учения оказали значительное влияние на тибетский буддизм. В соответствии с наставлениями Нагарджуны, следует одинаково воспринимать как похвалу, так и критику, как приятные эмоции, так и неприятные, и так же все остальные мирские дхармы, поскольку они заставляют нас впустую тратить время, пока мы имеем редкую возможность практиковать, обладая драгоценным человеческим телом. 

Как проявляются восемь мирских дхарм

Когда мы говорим о восьми мирских дхармах, важно понимать разницу между человеком, захваченным мирскими делами, и практикующим буддизм. Под обычным, мирским поведением подразумевается поведение, основанное на удовлетворении собственных нужд и беспокойстве исключительно о своей текущей жизни, когда человек сосредоточен на своих потребностях и выгодах, которые можно получить сейчас, в этой жизни. Это может касаться славы, похвалы, хорошей репутации, богатств, красивой одежды и т. д. То есть интерес такого человека вращается вокруг всего приятного и желанного, что можно обрести сразу, в настоящей жизни. В то же время, он пытается защитить и обезопасить себя от всего, что вызывает страх или может принести страдания. Это называется мирским поведением. 

Что же касается практикующих буддизм, их поведение представляет собой совершенно другой подход. Это касается тех, кто слушает наставления, изучает тексты, размышляет об учении и тем или иным образом вовлекается в практику, будь то медитация, отслеживание своих ментальных привычек и т. д. Такие люди постоянно помнят о том, какая это большая удача - родиться в драгоценном человеческом теле и встретиться с учением. Вследствие этого можно сказать, что просветление практически у нас в руках, нужно лишь усердно практиковать. Необходимо использовать этот шанс прямо сейчас, потому что никто не знает, что случится завтра. 

Опираясь на это знание, практикующие формируют намерение не увлекаться сансарическими заботами настолько, чтобы забывать о своей главной цели - следовать духовному пути. Поэтому на первый план выходит не стремление к собственной выгоде, а ровное отношение к приятным/неприятным эмоциям и помощь другим из чувства сострадания. Страдания же воспринимаются с терпением и благодарностью, поскольку они учат нас закону причины и следствия, а также помогают исчерпать плохую карму. Такое поведение приносит соответствующие плоды в виде благоприятных обстоятельств в этой и последующих жизнях.

Тем не менее, даже следуя учению, можно обнаружить в себе влияние мирских забот.

То, насколько правильно и искренне мы практикуем, можно отследить по тому, насколько наши намерения продиктованы восемью мирскими дхармами. Это является своеобразным индикатором. Главное не то, насколько драгоценным или секретным является то или иная духовная традиция, которой мы следуем, а каковы предрасположенность нашего ума и наше намерение.

Формирование правильной мотивации

Чтобы понять, какое намерение соответствует подлинной духовной практике, можно обратиться к следующему примеру. Мы все боимся заболеть. И когда это происходит, нам свойственно искать способы поскорее выздороветь, обращаясь к множеству методов, будь это традиционная медицина или какие-то ритуалы - в зависимости от менталитета. Так, тибетцы в случае болезни имеют привычку обращаться к ламам для проведения церемоний, молятся Будде медицины, читают мантры и т. д. Для предотвращения потенциальных опасностей они также делают подношения божествам богатства и здоровья. На Западе или в России способы могут быть иными, но то, что ими движет - одно. Эти активности продиктованы желанием защититься от страданий. Подобная мотивация может принести определенные плоды, тем не менее она связана со стремлением избежать боли и потерь, то есть с одной из мирских дхарм.

Если же мы говорим о стремлении к удовольствиям или счастью, то это очень распространенная мотивация, которую можно обнаружить даже у опытных практикующих. Речь идет о надежде на получение каких-либо выгод в результате нашей практики, таких как, например, уважение, похвала или положительная репутация. В то время как настоящая цель учения - это служить противоядием от наших привязанностей, страхов и разрушающих эмоций. И если мы мотивированы мирскими дхармами, то такая практика может даже усугубить негативные эмоциональные состояния. 

Поскольку это всего лишь своеобразные ловушки для ума, важно не подпадать под их влияние и следить за собственной мотивацией. Завязана ли она на восьми мирских заботах? То, что я делаю, ослабляет или усиливает негативные эмоции внутри меня? Будет проще отпускать ощущения привязанности и отвращения, если помнить о непостоянстве сансары и о том, что все мирские явления преходящи. Следует спросить себя: «Действительно ли я стремлюсь к полному и окончательному освобождению на пользу всех живых существ?»


Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

totop