Намка символизирует всеобщее пространство, в котором проявляются пять первоэлементов. Цвет каждой нити обозначает конкретный элемент и качество энергии: зеленый — дерево, красный — огонь, желтый — земля, белый — металл, синий — вода.
Намка можно сравнить с энергетическим дублем человека, где элементы личности символично представлены цветами нитей. С помощью магического предмета настраиваются личные энергии и сила (которую тибетцы называют ча) на резонирующие эманации Вселенной (внешнюю ча).
Намка известен со времен древнего Бона, однако практические знания о способе гармонизации индивидуальных энергий пяти элементов были утеряны с течением времени. В 1983 году выдающийся учитель Дзогчен Чогьял Намкхай Норбу Ринпоче получил во сне руководство по созданию и освящению намка от Пувэра — божества Бон, известного своими способностями в гадании и астрологии; после чего написал текст под названием «Изготовление намка, который упорядочивает энергию элементов» и начал передавать знания ученикам. Таким образом, спустя многие века практика намка вновь стала доступна бонпо.
namkha.ru
Для создания намка необходимо знать астрологические данные человека по тибетскому календарю: символическое животное, элемент и мева (кармическую метку) года рождения. Мастер при изготовлении атрибута располагает элементы в определенных точках орнамента так, чтобы привести их в согласие друг с другом. Внутренние аспекты энергии отображаются в верхней части намка, а внешние — в нижней. Когда конструкция готова, она оплетается нитью одного цвета, символизирующей ла, защитную энергию человека. Затем намка приводится в действие с помощью особого ритуала (на который должна быть передача от Учителя).
При инициации намка призываются божества, неразрывно связанные с физическим телом человека и управляющие элементами пяти начал. Ритуал рекомендуется проводить на растущей Луне, в астрологически благоприятный день, с учетом даты рождения. После инициации призванные в намка божества присутствуют в изделии на тонком плане так же, как и в человеческом теле. Чтобы оберег не утратил силу, повторять ритуал рекомендуется каждый лунный месяц, минимум — раз в год, поскольку время вносит коррективы в энергетическое состояние, в том числе на уровне физического здоровья.
Намка зачастую используются как торма — ритуальное подношение божествам или духам. Так, изделие может быть создано по совету ламы или астролога с целью исключения угрозы смерти, болезни и ущерба. В таких ритуалах необходимым элементом является изображение жертвы, которая должна быть выкуплена у духов, приносящих вред. Намка также задействуют в ритуалах благополучия, культе пукхла — божеств дома, которые живут вместе с семьей и защищают всех ее членов.
namkha.ru
Вместе с тем стоит заметить, что практика намка считается вторичной по отношению к практике жизни в состоянии понимания своего собственного состояния, которое является самосовершенным. «В естественном состоянии нет нужды призывать силу какого бы то ни было божества, дабы оно снизошло и благословило нас. Мы уже Самантабадра, состояние за пределами мужского и женского аспектов и в то же время источник обоих», — пишет автор Адриано Клементе о практиках дзогчен. Однако люди не всегда пребывают в естественном состоянии, потому существуют такие практики как намка.
Источники:- Namkhai Norbu. Drung, Deu and Bon. Narrations, Symbolic Languages and the Bon Tradition in Ancient Tibet, 1995;
- Виктор Кругликов. Практика намка и вокруг нее, 2007;
- Giuseppe Tucci. The Religions of Tibet, 1980;
- Сайт namkha.ru;
- Robert Beer. The Encyclopedia of Tibetan Symbols and Motifs, 1999.