Что такое тханка?
Тханка (также танка или тхангка, буквально — «вещь, которую разворачивают») — иконописное изображение в тибетском буддизме и религии бон, служащее опорой при медитации.
На тханках изображаются Будда Тонпа Шенраб, буддийские иерархи, пантеон, житийные циклы, мандалы, сюжеты бардо. Тханка также может использоваться в религиозных процессиях, интерьерах храмов, в домашнем алтаре.

Будда Тонпа Шенраб. Изображение: thangka-bon.com
По некоторым оценкам, традиция написания тханок в Тибете восходит к периоду Гупта 330-520 гг. н.э. Самые ранние образцы датируются IX или X веками.
Тханки создаются по строго определенным каноническим правилам. В роли автора выступает старший монах, хорошо знающий священные тексты. Перед тем, как приступить к творчеству, мастер подготавливает свое сознание, проходя садхану: медитирует в строгом уединении, постится и ограничивает себя во сне.
Лики будд и бодхисаттв, а также надписи, прорисовываются на тханке лишь по благоприятным дням, которые специально определяет лама-астролог.
В тибетском лунном календаре также существуют фиксированные благоприятные дни: 15-й (полнолуние) и 30-й (новолуние) каждого месяца. Лик божества прорисовывается в 15-й день, а краски накладываются в 30-й.
Во время работы читаются мантры изображаемого божества. Каждый цвет на тханке имеет свое четкое соответствие звуку, так что опытный лама может услышать тханку как симфонию, связанную и со звуками-цветами мантр изображенных божеств.

Большинство тибетских авторов не датируют и не подписывают свои работы. Акт творения тханки считается сакральным, а художник — всего лишь простым проводником, личность которого не имеет значения.
Законченная тханка обводится парчовой каймой, после чего освящается — один из высоких лам оставляет на обратной стороне отпечаток своей руки или ноги. С этого момента тханку запрещается брать на хранение непосвященному и увозить за пределы ламаистского мира.
Источники:
Пер Кверне. Бонская религия Тибета: Иконография живой традиции, 1995;
Е.Н. Молодцова. Тибет: сияние пустоты, 2005;
Boon Nee Loh, J., 2002. Decision From Indecision: Conservation of Thangka Significance, Perspectives and Approaches. Journal of Conservation and Museum Studies.
На тханках изображаются Будда Тонпа Шенраб, буддийские иерархи, пантеон, житийные циклы, мандалы, сюжеты бардо. Тханка также может использоваться в религиозных процессиях, интерьерах храмов, в домашнем алтаре.

Будда Тонпа Шенраб. Изображение: thangka-bon.com
По некоторым оценкам, традиция написания тханок в Тибете восходит к периоду Гупта 330-520 гг. н.э. Самые ранние образцы датируются IX или X веками.
Тханки создаются по строго определенным каноническим правилам. В роли автора выступает старший монах, хорошо знающий священные тексты. Перед тем, как приступить к творчеству, мастер подготавливает свое сознание, проходя садхану: медитирует в строгом уединении, постится и ограничивает себя во сне.
В Тибете делать тханку — значит, создавать реальное присутствие изображаемого божества.
Чаще всего тханки раскрашивают, но иногда и вышивают. Основу — шелк, холст, бумагу или хлопчатобумажную ткань — покрывают слоем клея и мела, после чего традиционно шлифуют ракушкой либо камнем, чтобы лучше проникал цвет. Ученик наносит красной тушью контуры изображения по строго заданным пропорциям — чаще всего с помощью трафарета или ксилографической доски. После этого к работе приступает мастер: сначала на тханке расписывается окружение божества, а затем — ключевая фигура.Лики будд и бодхисаттв, а также надписи, прорисовываются на тханке лишь по благоприятным дням, которые специально определяет лама-астролог.
В тибетском лунном календаре также существуют фиксированные благоприятные дни: 15-й (полнолуние) и 30-й (новолуние) каждого месяца. Лик божества прорисовывается в 15-й день, а краски накладываются в 30-й.
Во время работы читаются мантры изображаемого божества. Каждый цвет на тханке имеет свое четкое соответствие звуку, так что опытный лама может услышать тханку как симфонию, связанную и со звуками-цветами мантр изображенных божеств.

Большинство тибетских авторов не датируют и не подписывают свои работы. Акт творения тханки считается сакральным, а художник — всего лишь простым проводником, личность которого не имеет значения.
Законченная тханка обводится парчовой каймой, после чего освящается — один из высоких лам оставляет на обратной стороне отпечаток своей руки или ноги. С этого момента тханку запрещается брать на хранение непосвященному и увозить за пределы ламаистского мира.
Источники:
Пер Кверне. Бонская религия Тибета: Иконография живой традиции, 1995;
Е.Н. Молодцова. Тибет: сияние пустоты, 2005;
Boon Nee Loh, J., 2002. Decision From Indecision: Conservation of Thangka Significance, Perspectives and Approaches. Journal of Conservation and Museum Studies.
26 ноября 2022
643 просмотров
Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон
Программа «Основы Тантры и Дзогчена»
Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон
Программа «Основы Тантры и Дзогчена»
Подписка на рассылку центра
Будь в курсе самых последних новостей мира Бон
* При подписке Вы даете согласие на обработку персональных данных