Геше Ньима Кунчап и геше Тензин Еше готовят девять чаш для ритуала подношений воды, или чутора. Фото: Raven Cypress Wood
Обширная подготовка, практика и завершение подношений водяных торма можно разделить на пятнадцать этапов. Тибетское слово «торма» в целом означает «разбросанное», «рассеянное». Существует множество торма для разных целей, в том числе различные водяные торма, но основные моменты ритуала сходятся. Лучше иметь как можно больше разных субстанций для подношений. Некоторые из них добавляются в воду, другие подносятся отдельно. Если нет возможности использовать много разных материалов, приготовьте по крайней мере чистую воду с цветками шафрана и немного молока. Лучшим вариантом будет молоко от белой коровы или белой козы.
-
Обещание. Первое – это обещание практиковать с определённой периодичностью, будь это шесть раз в день, один раз в день, раз в неделю, раз в месяц, в определённые благоприятные дни и так далее.
-
Субстанции. Согласно Учителю, Будде Тонпа Шенрабу, нужны пять видов чистой воды, пять видов зёрен, пять лекарств, пять цветов, пять драгоценностей и пять превосходных ингредиентов. Субстанции для подношений должны быть чистыми, и добывать их тоже необходимо чистым образом. Например, не следует их красть. Также нужны три белых субстанции, три красных, ткань наподобие шёлка и т.д. Используйте для подношений любую чистую и драгоценную субстанцию, которая у вас есть. Например, хотя в тексте говорится, что нужны пять видов лекарств, существует 360 различных видов, которые можно использовать для подношений. Тем не менее, хорошо иметь хотя бы пять. Можно поднести много разных цветков, за исключением тех, которые растут на растениях с шипами. Что касается места для подношений, лучший вариант – стол из золота, серебра или меди, но можно использовать и деревянный или каменный. Сама вода, согласно учениям Пути Геньена, делится на следующие пять видов: (1) вода, выпадающая как роса или дождь, (2) вода из волн большого океана, (3) вода из главного канала большой реки, (4) талая вода, которая появляется на земле естественным образом и (5) вода, которая сходит с высоких снежных гор. Неподходящими источниками воды являются вода из слияния двух рек, стоячая вода, например, из пруда или канавы, вода, которая является домом для множества насекомых, а также вода из центра деревни или города. Девять чаш с водой ставятся спереди и наполняются водой для подношений.
-
Мудра, мантра и созерцание. Вовлечение в добродетельные действия тела, речи и ума посредством использования мудры (тело), начитывания мантры (речь) и концентрации (ум). Это три вида созерцания: созерцание таковости, созерцание полноты внешних явлений и созерцание причины. Созерцание таковости – это размышление о пустотной природе реальности. Созерцание полноты внешних явлений – это из пустотности думать о всех живых существах и зарождать сострадательный ум и четыре безмерных1, желая им всем освободиться от страданий. Созерцание причины – это медитировать на коренные слоги и на божеств. В данном контексте это будут божества-йидамы Пути Геньена.
-
Благословения. Субстанции получают благословение слогами А, ОМ и ХУНГ от просветлённых тела, речи и ума божеств.
-
Очищение. Сиянием, которое испускает слог А, очищается вся вселенная и её обитатели.
-
Умножение через визуализацию. Количество субстанций для подношений увеличивается посредством медитативной визуализации, пока они не заполнят вселенную трёх тысяч уровней. Центральная чаша трансформируется в гору Меру, а окружающие её восемь чаш – в восемь континентов.
-
Приглашение. Божеств приглашают в объекты-опоры, таких как изображения и статуи.
-
Прошение остаться. Божеств просят остаться на время ритуала.
-
Провозглашение намерения совершить подношения и просьба принять их. Подношения описываются, и к божествам обращаются (сразу ко всем или по отдельности) с просьбой их принять.
-
Простирания. Следует совершить простирания перед божествами телом, речью и умом.
-
Раскаяние в недобродетелях и очищение. В присутствии божеств мы раскаиваемся в наших недобродетелях и проступках и получаем полное очищение четырьмя силами.
-
Восхваления и совершение подношений. Совершаются подношения четырём видам гостей, при этом нужно визуализировать, что это приносит им радость, и все живые существа получают то, чего хотят или в чём нуждаются.
-
Призыв божеств к действиям. Совершив подношения всем четырём видам гостей, мы просим первую группу гостей послать свои благословения и сохранять учение. Вторую группу мы просим защитить учение и практикующих. К третьей группе гостей мы обращаемся с просьбой не причинять вред живым существам. Четвёртую группу просим насладиться подарками и удовлетвориться, не создавая привязанность.
-
Посвящение заслуг и запечатывание практики пустотностью. Как объяснялось ранее, после совершения подношений нужно запечатать действия осознанием пустотности дающего, получающего и поднесённых субстанций; заслуги, накопленные от добродетельной активности, посвящаются на благо всех живых существ.
-
Молитвы-благопожелания. По сути, мы молимся о том, чтобы четыре вида гостей удовлетворились подношениями. Первая группа растворяется обратно в обширное пространство сути Бон, вторая группа гостей остаётся и продолжает свою деятельность по сохранению и защите, гости третьей группы усмиряются и больше не имеют стремления вредить, а гости четвёртой группы пребывают в радости и удовлетворении.
Когда ритуал подношения водяных торма закончен, их можно вынести на улицу в чистое место. Воду можно вылить на землю или в природный источник.
1Четыре безмерных: безмерное сострадание, безмерная любовь, безмерная радость и безмерная равностность.
Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Оригинал статьи опубликован на сайте ravencypresswood.com. Копирование текста и изображений на другие ресурсы запрещено автором.
Original article written by Raven Cypress Wood and published at ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood.