Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче, старейший из ныне живущих мастеров традиции Юнгдрунг Бон и встречающий в этом году свой сотый день рождения, изменил жизни многих людей. Кхенпо Гелек Джинпа, настоятель Шентен Даргье Линг, – один из них. В связи с этим Кхенпо Гелек вспоминает свою первую встречу с Ринпоче и связывает оживление своих духовных поисков с вдохновляющей личностью любимого учителя.
Совсем скоро состоится празднование столетия Йонгдзина Ринпоче, и я воспользуюсь этой возможностью, чтобы поразмышлять обо всём хорошем, что Ринпоче сделал для меня и других.
Впервые я услышал о нём в начале восьмидесятых. В то время напряжение между Китаем и Индией немного ослабло и через границы стало проходить больше информации, люди могли слать друг другу письма. Тогда я был маленьким мальчиком и жил в тибетской провинции Кхам со своей семьёй. Однажды вечером – у меня сохранилось ясное воспоминание об этой ситуации – мой отец за ужином сказал, что Чиме Юнгдрунг жив и проживает в Индии, где он основал поселение и монастырь. Чиме Юнгдрунг – это имя Йонгдзина Ринпоче, данное ему родителями. Мать моей матери и мать Йонгдзина Ринпоче были родственницами, они происходили из одной семьи, и я помню как моя мама сказала, что мать Йонгдзина Ринпоче несомненно была рада от такой хорошей новости, и ей очень повезло иметь такого прекрасного сына.
Моя первая встреча с Ринпоче случилась несколькими годами позже, в 1986 году. Мне тогда было 19 лет, я трудился кочевником, следя за скотом нашей семьи. Была поздняя весна, и в то время года деревенские жители обычно просили провести ритуал для защиты своих посевов. Мой отец велел мне спуститься с гор для ритуала. Я отправился в путь и услышал, как люди обсуждали важного мастера, который был с визитом в нашей местности, Кхьюнгпо, и давал посвящения. Я пошёл посмотреть на мастера вместе с остальными. Это был Ринпоче, и я был абсолютно поражён. Сотни людей ждали его, кто-то плакал, кто-то смеялся от радости. Представьте себе, как гордились им его родственники.
Вскоре после этого наш деревенский лама сказал мне, что я должен стать монахом. Он зародил в моём уме эту мысль. После того, как я встретил Ринпоче, эта мысль окрепла, и я решил выбрать этот жизненный путь. Я принял начальные монашеские обеты и стал изучать бонскую философию со своим первым мастером, одним из первых геше – выпускником монастыря Менри в Доланджи, Индия. Он давал нам учения в очень ясной манере.
В 1992 году Ринпоче вернулся в Кхьюнгпо с новым визитом. В то время я был уже полностью посвящённым монахом. Во время его визита я и несколько других монахов решили поехать за ним за границу. У меня не было других желаний, кроме как получить от него наставления, так как он был единственным держателем линии преемственности некоторых наиболее драгоценных учений. Пока Ринпоче ещё находился в Тибете, мы отправились в рискованное путешествие в Непал через горы на границе. В нашей группе были несколько лам, которые отличились позже, такие как Понлоп Цангпа Тензин, главный учитель Тритен Норбуце, или геше Самтен Цукпхуд, лама, проживающий в Шентене, и другие.
Мы успешно пересекли горы и остановились в Катманду в ожидании Ринпоче. Когда он прибыл, то сказал, что мы не можем остаться с ним и вместо этого должны отправиться в Индию, в монастырь Менри, чтобы завершить учёбу. Я был сильно разочарован. Лично у меня не было желания становиться геше, я просто хотел получать драгоценные наставления от Ринпоче и практиковать их. Конечно, я послушался его, ведь что ещё я мог сделать, и мы отправились в Менри. Но там мой ум так и не успокоился. Это отличный монастырь, где даётся превосходное образование, там находился Его Святейшество Менри Тризин Лунгток Тенпай Ньима, но я всё равно не чувствовал себя счастливым. Мы были монахами с низким статусом и не могли получать учения напрямую от Его Святейшества. И тогда я подумал: «Зачем я совершил такое опасное путешествие, рискуя жизнью, если всё равно не могу учиться с величайшими мастерами?»
По прошествии двух лет я больше не мог продолжать. Я решил покинуть монастырь и поехать к Йонгдзину Ринпоче в Катманду. Я надеялся, что он меня не прогонит. Позднее ко мне присоединились и другие монахи из моей группы.
Ринпоче ничего не сказал. Он принял всё так, как есть. Начался самый прекрасный период моей жизни. Мы были там, с ним, и получали от него наставления, это было чудесно. Каждый день мы учились и практиковали. Наконец, я окончил Тритен Норбуце и получил там степень геше. Ринпоче дал нам исчерпывающие наставления по сутре, тантре и дзогчену, а также все необходимые посвящения. И не один раз. Думаю, я получал от Ринпоче передачу Шанг-Шунг Ньен Гьюд пять раз. И с каждым разом приходило больше понимания, больше ясности.
На протяжении всех тех лет я также получал от него личные рекомендации для разных случаев. Я вспоминаю их, когда чувствую себя неспокойно. Конечно, так бывает, ведь я обычный человек и могу испытывать злость, или разочарование, или зависть – все эти вещи. Благодаря Ринпоче я продолжаю сосредотачиваться на внедрении практики в сложные моменты своей жизни. Некоторые из его высказываний сильно помогли мне пройти через трудности. Он говорил: «Не следуй за тем, что говорят люди. Если будешь так делать, тебе придётся плакать сотни раз, потому что кто-то сказал про тебя что-то плохое, и тебе придётся смеяться сотни раз, потому что кто-то сказал про тебя что-то хорошее. Ты будешь полностью зависеть от других. Ты не будешь собой.»«Делай лучшее, что можешь, – говорил он, – и не переживай слишком сильно. Также не ожидай слишком многого. То, что должно случиться, – случится. Что бы это ни было. Делай лучшее, что можешь. Ты не можешь сделать больше, чем лучшее, на что способен.» Также он говорил: «Будь честен. Будь честен, правдив и прозрачен.»
Ещё я помню, как он говорил: «Оставь всё как есть. Люди зачастую беспокоятся ни о чём: мы беспокоимся о прошлом, которое уже ушло, беспокоимся о будущем, которое ещё не наступило. И прошлое, и будущее – ничто. Даже если происходит что-то плохое – отпусти. Мы можем помнить об этом, но нужно отпустить, не держаться за это. Иначе у нас будет ещё больше стресса и тревожности. Не гонись за прошлым, не создавай будущее, держи свой ум ясным.»
Я очень многому научился у своего мастера. Иногда он не отвечал моим ожиданиям, и от этого я тоже учился. Это, вы знаете, самое большое наставление. Однажды случилось так, что Ринпоче давал нам учения по внешнему циклу Шанг-Шунг Ньен Гьюд, но отказался давать учения по внутреннему циклу. Мы сами уже были старшими учителями в Тритен Норбуце и почувствовали себя униженными таким решением. Он раздавил наши эго.
Со временем Ринпоче стал так или иначе нераздельным с моим умом. Я всегда беру его с собой. Его присутствие, его благословения всегда со мной. Я постоянно вижу его рядом с собой, серьёзно, без шуток. Я чувствую себя очень удачливым. Мне действительно повезло провести с ним столько лет.
Думаю, многие люди из нашей сангхи ощущают то же самое. Он оказал огромное влияние на жизни всех нас. Вот почему так много людей планируют приехать в Катманду на празднование дня рождения Ринпоче. Будет хорошо отпраздновать и с почтением вспомнить все достижения Ринпоче вместе.
Ничего не было, пока он не приехал в Индию и Непал. А теперь целых два великих монастыря, которые основали он и Его Святейшество 33-й Менри Тризин, сохраняют и распространяют традицию Юнгдрунг Бон – учения о дхарме, искусство, культуру – за пределами Тибета.
Я счастлив, что мы с моей командой закончили документальный фильм о Йонгдзине Ринпоче в декабре – как раз вовремя, к столетнему юбилею Ринпоче. Это не планировалось, но случилось. Как тибетская, так и английская версии готовы и будут показаны на экране на предстоящих празднованиях. Думаю, это очень благоприятно.
Статья переведена и опубликована с разрешения автора — Джитки Полански, главного редактора сайта speechofdelight.org. Копирование контента на другие ресурсы запрещено автором.
Фото: Кхенпо Гелек Джинпа