Са-ца в ца кханге монастыря Менри
При выполнении любого подношения в традиции Юнгдрунг Бон те, кому оно адресовано, практически всегда визуализируются как четыре вида гостей, даже если в конкретном ритуале делается акцент на какую-то отдельную группу. Это собрание называется гостями, потому что их ритуально приглашают к месту практики и просят принять подношения. Совершение подношений каждому виду гостей служит своей особой цели. Данное собрание включает в себя всех просветлённых существ, а также всех, кто скитается по сансаре.
Первая группа гостей
К первому виду гостей относятся гости почитания. Это просветлённые существа, которым мы подносим наше уважение и преданность. Это высшие гости, те, в ком мы принимаем прибежище от страданий сансары. Являясь просветлёнными, они не имеют желаний, которые нужно было бы удовлетворять посредством подношений. Тем не менее, мы совершаем им подношения в качестве искусного метода для накопления заслуг, развития в себе щедрости и очищения от омрачающих эмоций цепляния и привязанности. Они испытывают радость от нашей добродетельной активности и даруют нам свои благословения и посвящения.
Вторая группа гостей
Второй вид гостей – это гости, наделённые благородными качествами: защитники и духовные охранители. Они, в свою очередь, делятся на две категории: полностью просветлённые существа, которые проявляются как защитники живых существ, например, Еше Валмо и Сипе Гьялмо, а также мирские защитники, такие как охранители богатства и десяти направлений, которые не являются просветлёнными, но пребывают в высших сферах сансары. Эти великодушные мирские защитники обладают великими силами и магическими способностями. Они приняли обеты действовать в интересах религии Юнгдрунг Бон и её практикующих. Сюда входят семьдесят два пальгона, или благородных защитника, которые являются правящими божествами планет и звёзд, охранители десяти направлений, высшие божества богатства, восемь великих лу (на санскрите – наги), четыре великих гьялпо и драла. Совершая подношения второму виду гостей, мы напоминаем им о принятых ими обетах защищать учение и его практикующих.
Третья группа гостей
К третьему виду гостей относятся гости кармических долгов. Сюда входят восемь классов божеств и духов, которые, подобно второму виду гостей, обладают магическими способностями, но являются гневными, и их легко обидеть или рассердить. Когда они получают подношения, то становятся радостными и готовы оказать поддержку. Когда их беспокоят или обижают, они стремятся отомстить, вызывая беспокойства, разрушения или болезни. Поскольку мы причиняли этим существам вред и наносили обиды на протяжении бесчисленного множества жизней, то имеем перед ними кармический долг. Это создаёт причину для их стремления отомстить. Так, совершая подношение третьей группе гостей, мы выплачиваем наши долги перед ними и усмиряем их жажду мести.
Четвёртая группа гостей
Четвёртый вид гостей – это гости сострадания, или гости милосердия. Эта группа включает себя наиболее слабых существ среди всех шести видов скитальцев сансары, куда входят (1) обитатели адов, (2) голодные духи, (3) животные, (4) люди, (5) полубоги и (6) боги. Хотя полубоги и боги находятся в сансаре, поскольку у них есть большие силы и способности, они не классифицируются как гости сострадания. Боги и мирные полубоги относятся к категории мирских защитников, а полубоги, склонные к насилию, относятся к восьми классам существ. Первому, второму и третьему виду гостей мы делаем подношения, а четвёртой группе – совершаем даяние. Причина в том, что у них меньше сил, чем у нас, поэтому мы совершаем подаяние из нашего сострадательного ума. Таким образом мы развиваем в себе сострадание и приносим удовлетворение их умам, ощущающим себя обделёнными всем необходимым и желаемым.
Наконец, после подношения ца-ца совершённые действия запечатываются созерцанием таковости. Это осознавание пустотной природы того, кто совершает подношение, того, кому совершается подношение и того, что подносится. Посредством наших добродетельных действий по созданию, освящению и подношению ца-ца накапливаются заслуги, которые затем посвящаются на благо всех живых существ, а после возносятся молитвы-благопожелания.
Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Оригинал статьи опубликован на сайте ravencypresswood.com. Копирование текста и изображений на другие ресурсы запрещено автором.
Original article written by Raven Cypress Wood and published at ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood.