О любящей доброте и дарах открытого сердца

О любящей доброте и дарах открытого сердца

Автор:
411 просмотров


Выдержка из учений в Непале в 2024 году

Его Святейшество Далай-лама, которому в июле исполнилось 90 лет, самым чудесным образом распространяет по миру послание о любящей доброте и сострадании. Он искренне продвигает в массы и доносит до людей идею о бодхичитте. И это очень простая идея. Для нас движущей силой для зарождения этой мысли о бодхичитте является тот факт, что если будешь заботиться о других людях, то будешь счастливее, чем если будешь думать только о себе. В этом и состоит мотивация. Мы все хотим быть счастливыми. Тогда откуда берётся несчастливое состояние? Оно появляется из фокуса на самом себе, беспокойства исключительно о себе по многу часов в день, при этом мы даже не осознаём, что когда думаем о других, то всё равно думаем о себе. В этом и есть причины несчастья.

Если вы пытаетесь вылечить свою болезнь, бодхичитта и любящая доброта совершенно точно являются лекарством. Были исследования, где наблюдали за монахами, которые практиковали сострадание в течение 15 минут, и выяснилось, что в этот промежуток времени у них активировалось около 40% стволовых клеток. Очевидно, что когда ваше сердце открыто и испытывает к кому-то такую любящую доброту, способность тела защищать и исцелять себя активируется, возможно, лучше, чем от любых витаминных добавок. И это очень просто. Бодхичитта лучше, чем любое успокоительное, к тому же у неё нет побочных эффектов. Скорее наоборот – множество положительных “побочных” эффектов. Каждая клетка вашего тела получает послание этой любящей доброты. 

Если вы хотите покоя в своей жизни, ответом будет бодхичитта. Почему у вас нет покоя? Потому что кажется, что кто-то мешает вашему ощущению покоя. Кто-то сделал что-то, например, оставил комментарий, задевающий ваше эго или ваше больное место, и вы не можете ответить на это никаким иным образом, кроме как в привычной манере – так, как реагируете на подобные вещи всегда. Вы отреагировали, приняли это на личный счёт, и до сих пор прокручиваете эти мысли и эмоции в своей голове снова и снова. И, как следствие, вы остаётесь на этом уровне мыслей, чувств и эмоций, а покоя не ощущаете.

Возможно, этот комментарий написал ваш друг, или брат, или сестра. Конечно, это неприятно, и, может быть, не очень хорошо. Но одно это действие, этот краткий момент длится 20, 30, 40 лет и до сих пор продолжается и вполне может занять всю вашу оставшуюся жизнь. Он даже может проявиться в следующей жизни, это отношение, эти действия и ранящие эмоции. Так каково же решение? Это бодхичитта. Что такое бодхичитта? Прощение. А как простить? Через понимание их боли. Потому что зачастую мы не понимаем их боль, мы не открыты этому, потому что полностью застреваем в нашей собственной боли и сливаемся с ней.

В таких случаях это не у вас есть боль, а вы есть боль. Если у вас боль, то вы, вероятно, имеете какое-то окно возможностей выхода из неё. Но когда вы сами являетесь болью, выбраться из неё становится трудно. Без слияния с болью вы можете распознать и увидеть: «О, понятно, похоже я почти становлюсь тем, чем, по их словам, я являюсь». И вместо того, чтобы реагировать, вы открываетесь. И тогда вы можете просто сказать: «Так, то, что они сделали со мной, сказали мне, абсолютно неприемлемо». Но вы также способны ясно увидеть, что то, что вы делаете с ними, тоже не хорошо. И в какой-то момент вам необходимо постараться и понять полную картину того, почему этот человек сделал это с вами в прошлом, и также попытаться увидеть то, что вы делаете с ними на протяжении последних 25 лет в плане своих негативных мыслей и эмоций, от случая к случаю критикуя и осуждая их. И так много лет. Это тоже не хорошо.

И это приводит нас к тому, что кому-то придётся измениться. Кому же? Очень часто я слышу от людей что-то вроде: "Я уже звонил своей сестре, теперь её очередь мне звонить". Вы принимаете решение ждать, пока кто-то другой сделает шаг. Зачем вам этого ждать? В погоне за просветлением вы хотели бы быть первым, так ведь? Даже если вы соревнуетесь с членами своей семьи, вы хотите быть первым, не так ли? Это здоровое соревнование; вы соревнуетесь в своём пути к просветлению. Но вы сами подрываете свои шансы, когда ждёте, что кто-то другой сделает шаг. Разумеется, у меня тоже иногда проявляется тенденция ждать. Но в такие моменты я напоминаю себе, что это гонка за просветлением, и просто делая первый шаг – снова, и снова, и снова – я не проиграю. И если в процессе я не могу помочь другому человеку открыться, то, по крайней мере, я сам могу открыться больше, чем раньше. И затем я просто повторяю процесс. Поэтому сделайте эти шаги. Каждый из них – это шаг к бодхичитте. 

Пожалуйста, просто остановитесь на секунду прямо сейчас и подумайте о том, что бы вы хотели совершить или чего хотели достичь в своей жизни. Многие люди говорят, что им в жизни очень нужно немного покоя. И ответом всегда будет любящая доброта. И вы можете сказать: "Вы имеете в виду проявлять любящую доброту ко всем, кроме тех, с кем у меня проблемы?" Нет, на этих людях как раз и нужно прежде всего фокусировать свою любящую доброту! А об остальных можете пока забыть, хорошо? Потому что у тех, кого вы не знаете, нет силы создать для вас беспокойство. А вот у тех, кого вы знаете, есть шанс вас побеспокоить. И когда вы перестаёте общаться с такими людьми, у них становится ещё больше силы беспокоить вас. А значит, они и есть подходящий объект для вашего сострадания. Но проблема в том, что вместо этого вы их избегаете; вы убегаете, выходите из контакта с ними, держите дистанцию. А сострадание бодхичитты – это не выдерживание дистанции, это вхождение в контакт с человеком и забота. И эти простые слова – вхождение в контакт и забота – это то, чего вам не хватает в отношении этих людей. 

Пока я это говорю, вы можете подумать: "Кажется, он не сталкивался в жизни с серьёзными проблемами. Он не знает моего близкого человека." Нет, у меня много близких людей. И это всё, чего не хватает: быть в контакте с человеком и заботиться. Большинство наших историй с близкими людьми не такие уж серьёзные. Мы легко можем отпустить эти истории. Мы можем простить и открыть своё сердце.

В чём заключается дар дхармы, которую вы изучаете и практикуете, которая вам помогает? В том, что вы можете помочь тем, с кем перестали общаться, тем, кого не простили. У вас есть сила сделать это. И тогда совершенно точно – я вам гарантирую – вы обретёте покой. Вы получите покой, простив их. Чего ещё вы бы хотели в своей жизни, кроме покоя? Если вы назовёте что-нибудь из того, чего хотите, я вам объясню каким образом ответом будет бодхичитта. 

Просто подумайте об этом. Это очень практичная вещь, не так ли? Мы все – жертвы излишних рассуждений и концептуализации всего в нашей жизни. Вот чем мы занимаемся: всё анализируем, высчитываем. Но если вы действительно хорошо высчитываете, то естественным результатом ваших расчётов было бы исцеление. Любые расчёты, которые приносят ещё больше боли, чем было в начале, – неверные расчёты. И любой анализ, от которого становится больнее, чем было в начале, – это плохой аналитический подход. Любая мирная конференция или переговоры, которые приводят к ещё большим конфликтам, – это плохая конференция, плохой диалог, плохие переговоры. Потому что в таком общении отсутствует главное – любящая доброта.

В нашей жизни всегда будет полно людей, которые критикуют. Просто посмотрите на социальные сети. Единственное, что нужно помнить с такими людьми, которые способны только критиковать, это то, что не нужно их ранить. Такое обязательство. Что бы они ни делали с вами, не делайте им больно. Будьте терпеливыми, тихими, добрыми. Найдите решение.

И тогда от вашей тишины они научатся большему, чем от вашей речи, наполненной болью. Они научатся большему от вашего терпения, чем от вашей агрессии. Я пытаюсь донести то, что всегда будет достаточно людей, которые бурно реагируют, но прямо сейчас в мире нам нужно больше людей с конструктивным, а не деструктивным отношением, и больше внимания на том, как объединить людей, а не стать более изолированными. И в заключение я скажу ещё раз: чего бы вы ни хотели получить, что бы это ни было, ответ всегда один – бодхичитта. Это решение любой проблемы.

Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения Тензина Вангьяла Ринпоче. Копирование текста на другие ресурсы запрещено. Оригинал статьи опубликован на сайте voiceofclearlight.org ‒ платформе международного сообщества практикующих бон Ligmincha International, основанного Тензином Вангьялом Ринпоче.

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Тензин Вангьял Ринпоче о предписании дзогчен «оставлять всё как есть» Тензин Вангьял Ринпоче о предписании дзогчен «оставлять всё как есть»
Тензин Вангьял Ринпоче отвечает на вопрос о предписании дзогчен «оставлять всё как есть»....
Читать далее
Проживая жизнь в осознавании настоящего момента Проживая жизнь в осознавании настоящего момента
Тензин Вангьял Ринпоче рассуждает об исследовании разных граней собственной личности, о важности при...
Читать далее
О чрезмерных усилиях в медитации О чрезмерных усилиях в медитации
Тензин Вангьял Ринпоче отвечает на вопрос ученика о том, может ли напряжённое усилие помочь найти св...
Читать далее
Обретение покоя в осознавании, лежащем в основе всех наших историй и личностей (часть 1) Обретение покоя в осознавании, лежащем в основе всех наших историй и личностей (часть 1)
«Хорошо, что то понятие мудрости, о котором я столько говорю, не конфликтует ни с какими другими тра...
Читать далее
totop