Его Святейшество 33-й Менри Тризин
Ниже представлены две выдержки из учений, данных Его Святейшеством Лунгтоком Тенпа Ньимой Ринпоче в 1999 году на ежегодном летнем ретрите в Серенити Ридж (США). Его Святейшество давал учения по “Двадцати Четырем Мастерам Шанг-Шунг Ньенгью”, важнейшему циклу учений дзогчен в тибетской традиции Бон. В первой выдержке Его Святейшество, можно сказать, закладывает фундамент для получения сущностных наставлений мастеров; вторая выдержка – из его учений по 24-му мастера, Даве Гьялцену.
Главное учение здесь – об опытах мастеров Шанг-Шунг Ньенгью. Оно начинается с четырех разновидностей передачи. Первая – передача от ума к уму. Вторая – устная передача. Третья – передача опытом, от одного йогина к другому, с использованием знаков и символов. Четвертая – передача словами или объяснениями.
Благословения мастера ученику понимаются четырьмя разными способами, непрерывные, как земля, глубокие, как океан, обширные, как небо, и неизмеримые, как солнечный свет. Учения были переданы четырьмя различными способами, сопровождаемые множеством благословений.
Изначально не предполагалось, что эти учения будут записаны на бумаге. В давние времена передача происходила от ума к уму, напрямую. Позднее передача случалась через знаки, символы и жесты, но не созданные концептуальные схемы. Ещё позднее передача проводилась посредством коммуникации через речь. Данные учения передавались далее, и наконец были записаны как самая суть, ключевые, сущностные наставления всех практиковавших мастеров. Эти учения не являются концептуальными. Это самая суть, квинтэссенция. И нам посчастливилось иметь связь и доступ к этим учениям.
В следующей выдержке Его Святейшество представляет Даву Гьялцена, о котором многие из вас могли слышать от Тензина Вангьяла Ринпоче на его ретритах, учениях или в его книгах.
Дава Гьялцен, последний из 24-х мастеров, также учил Нангджера Лопо, главного ученика Тапихрицы, пяти главным аспектам введения. [Тапихрица был 25-м в устной линии передачи мастеров дзогчен, достигших радужного тела. Он был первым мастером, который позволил своему ученику, Нангджеру Лопо, записать свои учения на благо будущих поколений.]
Находясь в ретрите в западном Тибете, Дава Гьялцен говорил о пяти аспектах введения: видимость – это ум; ум пуст; пустота – это ясный свет; ясный свет – это единство; единство – это великое блаженство.
Видимость – это ум
Все внешние явления (или видимости), такие как собственный опыт шести чувств, возникают, пребывают и освобождаются. Всё является проявлением нашего ума.
С пониманием, что каждая видимость – это ум, приходит осознание того, что собственный ум или “я” совершенно пусто, но ясно присутствует. То же самое относится и ко всему снаружи. Я вижу, слышу и обоняю, но всё пустое, яркое и ясное. Если вы понимаете, что видимость – это ум, то понимаете пустоту как не имеющую основы.
Тот, кто испытывает неудобства и страдания – это ум. Все опыты, основанные на заблуждении, и психологический дискомфорт происходят внутри этого сознания. Нет никакой сущности под названием ум, отдельной от этих видимостей. Посмотрите на свой ум; посмотрите, что это такое. Он всегда с чем-то связан. Нет никакой независимой сущности. Мир проецируется вовне, но и здесь тоже ничего нет.
Всё, что мы испытываем – связь нашего ума с видимостями. Первый аспект состоит в том, чтобы понять видимости как ум. Когда мы медитируем, наше чувственное восприятие открыто. Вы не можете закрыть уши. Что бы с вами ни происходило посредством органов чувств, внимательно слушайте, смотрите или чувствуйте, не разделяя. Сказать, что видимости – это ум, будет хорошим началом. Смотрите на цвета. Войдите в состояние, в котором то, что вы видите, неотделимо от вас. Таково первое из пяти наставлений.
Оригинал статьи опубликован на сайте voiceofclearlight.org ‒ платформе международного сообщества практикующих Бон Ligmincha International, основанного Тензином Вангьялом Ринпоче. Также, начиная с 2009 года, Ринпоче регулярно в прямом эфире дает наставления и ведет медитации, а также приглашает к диалогу ученых и духовных лидеров. Присоединиться к просмотру и обсуждению может любой желающий. Записи всех трансляций доступны в архиве портала cybersangha.net.