4 размышления, отвращающие ум от сансары

4 размышления, отвращающие ум от сансары

Автор:
751 просмотров


Понятия, о которых пойдет речь, являются основополагающими для всех разделов буддизма, включая Дзогчен. Их можно назвать базовыми, но это слово также подразумевает что-то простое, а последователи учения Великого Совершенства часто стремятся к более сложным знаниям, таким как, например, практика Туммо или Шесть Йог Наропы. Тем не менее важно систематически подходить к освоению материала и хорошо знать основы. Здесь можно провести аналогию со строительством дома: необходимо заложить качественный фундамент, чтобы возвести ровное и прочное здание, которое будет пригодно к использованию и станет надежным укрытием. 

Поэтому нужно уделять время размышлениям, которые направляют наш ум в сторону Дхармы и помогают взрастить искреннее стремление к практике. Они способствуют ослаблению привязанности к мирским благам и к явлениям сансары в целом. Можно сказать, что эти четыре пункта включают в себя все необходимое для того, чтобы понять суть буддийского учения. Они способствуют подготовке ума и обретению правильной мотивации. А мотивация особенно нужна для поддержания регулярности в практике, так как бывают моменты, когда практиковать не хочется в силу усталости или отвлечений, и здесь может помочь понимание того, зачем вы это делаете. 

1. Размышление о драгоценности человеческого рождения

Наше тело - это ценный сосуд, с помощью которого мы можем совершить множество самых разных действий, направленных как на получение временных, сансарических удовольствий, так и на заботу о наших следующих перерождениях - действий, ведущих нас к просветлению. Почему же полученное вами сейчас человеческое рождение можно считать драгоценным?

Из всех шести миров сансары (ады, голодные духи, животные, люди, полубоги, боги) лишь в нашем мире есть возможность практиковать Дхарму до достижения полной реализации. Обитатели адов и мира голодных духов не могут этого сделать, так как они непрерывно испытывают мучения, животные не имеют соответствующих умственных способностей, а жители двух высших миров: боги и полубоги - недостаточно мотивированы, поскольку их существование лишено трудностей.

Но даже в мире людей далеко не у всех есть возможность следовать учению, ведь для этого нужны различные условия. Например, надо оказаться в месте, где есть учение, встретить учителя, иметь возможность слушать и понимать наставления. Здесь тоже бывают разнообразные препятствия, такие как неполноценное физическое тело или болезни, связанные с психикой. Также нужно, чтобы у вас были закрыты базовые потребности (наличие еды, жилья, средств к существованию), иначе интереса к учению просто не возникнет - на первом плане будет выживание. И это лишь маленькая часть всех возможных препятствий. 

Если подумать о том, у скольких людей нет всех перечисленных условий, становится понятно, почему ваше текущее рождение драгоценно. Размышляя подобным образом, можно прийти к выводу, что мы получили редкий шанс, и его нельзя упускать, откладывая практику на потом.

2. Размышление о непостоянстве

Непостоянство подразумевает постоянное изменение и заключает в себе три этапа: рождение, существование, смерть. Этим циклам подчинены все явления, возникающие в силу причин и условий (составные явления). Таким образом, например, наше тело, наши эмоции - радость, которую мы ощущаем, боль, от которой мы страдаем - все это непостоянно, то есть имеет временный характер. 

Но это не нужно воспринимать как что-то негативное. Можно посмотреть на ситуацию под другим углом. Непостоянство означает, что в вашей депрессии заключается потенциал для ее исчезновения. Непостоянство означает, что ваша тревожность несет в себе потенциал для ее преодоления. Непостоянство означает, что если у вас какое-либо заболевание, то в нем заключен потенциал для изменения ситуации. Наконец, непостоянство подразумевает, что мы не будем вечно изнашивать одно и то же тело, и у нас будет шанс переродиться в новом теле, в другой стране, для наполнения себя новыми опытами. 

Поэтому непостоянство - это вовсе не плохо, и его не нужно пугаться. В целом это просто факт, описание того, как устроена природа всех составных явлений. Поэтому как плохое, так и хорошее в нашей жизни рано или поздно закончится. И точно так же как не стоит расстраиваться от неприятных событий, не следует привязываться к приятным опытам и объектам. 

3. Размышление о карме - законе причины и следствия

Все является проекцией нашего собственного ума. И это напрямую связано с понятием кармы. Это не какая-то сила или существо вне нас, которое ведет учет наших поступков. Прямой перевод слова «карма» с санскрита - «действие», и объяснить этот термин можно всего лишь с помощью двух слов: причина и следствие. 

Чтобы было понятно, возьмем пример. Вы хотите вырастить цветок. Для этого вы берете семя цветка и сажаете его в землю. При этом вам нужно его регулярно поливать, поддерживать подходящую температуру, удобрять и т.д. Если все условия соблюдены, через некоторое время у вас вырастет цветок. Он является результатом, посаженное семечко - причиной, ваш уход за растением и почвой - условиями.

Точно так же у всех наших действий есть причина, и когда складываются необходимые условия, мы получаем результат. 

Проблемой здесь является то, что в краткосрочной перспективе нам нетрудно увидеть последствия наших действий. Но при более долгих промежутках времени эта связь для нас исчезает. Поэтому мы теряем понимание процесса и спрашиваем себя: «За что мне это все?»,«Это не моя вина! Что я сделал, чтобы заслужить такое?» и т.д. Тем не менее наши текущие жизненные обстоятельства могут быть вызваны поступками, которые мы совершили множество жизней назад. Карма работает таким образом, что любое наше действие даже спустя многие кальпы (миллиарды лет) может проявиться в виде результата, как только созреют подходящие условия. 

Благодаря этому знанию вы можете использовать свои трудности и проблемы не для того, чтобы ощущать обиду и чувство несправедливости, а осознать кармический закон и не создавать себе новых страданий в будущем. Ведь, то что у нас сейчас есть - следствие кармы, а то, что мы с этим делаем - наш выбор. 

4. Размышление об изъянах сансары

Очень важно помнить об изъянах сансары, потому что это помогает к ней не привязываться. Кто-то может сказать: «Сансара - это чудесно! У меня есть дорогая машина, большой особняк, много друзей, и я не вижу в сансаре ничего плохого!» Таким образом они попадают в сансарические ловушки - привязываются к красивым иллюзорным проявлениям. И это очень грустно - видеть человека, пойманного в ловушку собственных иллюзий, которые он сам же создал. 

Это все равно, что наблюдать за сумасшедшим, который переживает психоделические опыты и восхищается красивыми картинками в своей голове. У него нет дома, ему нечего кушать, но он этого даже не осознает. Он увлечен иллюзиями в своем уме, они его бесконечно притягивают, в то время как на самом деле даже не существуют. Именно так многие люди проживают сансару. Они привязываются к видимостям явлений и не проявляют никакого интереса к тому, чтобы увидеть истинную природу этих явлений. Внешние проявления вещей могут быть невероятно привлекательными, вызывающими зависимость и буквально заманивать в плен сансары. 

Так люди застревают в этой петле, бесконечно повторяющемся, цикличном существовании. Они наблюдают различные объекты, людей, опыты, но ничего из этого на самом деле не существует - это все иллюзии. И причина, по которой они кажутся такими настоящими, заключается в том, что за множество кальп и эонов мы привыкли к ним и закрепили их в нашем уме. А противоядие от них - медитация, практика. 

Закрепление размышлений

Необходимо постоянно размышлять о четырех перечисленных аспектах, сделав их частью аналитической медитации. Ее смысл заключается в том, что после многочисленного повторения данные размышления входят в привычку и становятся вашей второй натурой. Это одна из причин, почему, к примеру, мы начитываем мантру не один раз, а тысячи и миллионы раз. Через повторение создается привычка. Подобная практика позволяет нам ближе познакомиться и свыкнуться с какой-либо идеей, объектом, божеством, образом учителя и т.д. И подобно тому, как мы зарождаем внутри себя какую-то полезную привычку, можно напоминать себе об определенных вещах, пока они не станут частью нашей жизненной философии.


Статья составлена на основе лекции Чокьонга Пальга Ринпоче, тулку линии преемственности Друкпа (Chokyong Palga Rinpoche, «4 thoughts that turn the mind»).

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

totop