Шесть миров буддистской космологии

Шесть миров буддистской космологии

Автор:
980 просмотров

Существа сансары населяют шесть лок (миров). Это представление, общее для всей тибетской традиции — мы найдем здесь немного отличий между учениями, которые идут от Будды Шакьямуни, и теми, что происходят от Будды Тонпа Шенраба. Тем не менее, в этой статье мы будем опираться на тексты традиции Юнгдрунг Бон.

Шесть миров — это миры адов, голодных духов, животных, людей, полубогов и богов. Эта последовательность связана с интенсивностью страданий, которые испытывают существа.

Под «мирами» не стоит понимать разное пространственное расположение. Дело обстоит не так, что, например, боги существуют на небесах или на другой планете, а голодные духи обитают под землей.

Вернее будет сказать, что каждый мир формируется общей для всех его обитателей кармой, но пространственно они могут существовать. Например, люди и животные сосуществуют так, что мы можем это заметить. Богов же мы обычно не можем видеть не потому, что нас разделяют километры, а потому, что для этого у нас нет кармических предпосылок. Поэтому иногда корректнее говорить даже не о шести мирах, а о шести типах существ.

6-mirov-1.png

Колесо перерождений, изображение создано Йонгдзином Лопоном Тензином Намдаком Ринпоче, находится в монастыре Тритен Норбуце. Источник: Ligmincha.org

Зачем знать о шести мирах


Все существа, пребывающие в круговороте сансары, подвержены страданиям. Даже рождение в мире богов, хоть и считается благоприятным, не избавляет существо от страданий. На этом уровне тяжело накапливать добродетели, и считается, что после исчерпания благой кармы существо вновь перерождается в нижних мирах.

Страдания каждого из миров являются следствиями недобродетелей, каждая из которых знакома нам и в мире людей. Так, накопленная карма гнева ведет существо к перерождению в адах, карма жадности — к рождению голодным духом, карма тупости — в мир животных. Мы видим, к каким последствиям могут привести наши поступки, и укрепляемся в намерении освободиться от круговорота перерождений. Углубляется и наше сострадание ко всем живым существам шести миров.

Практическое значение знания о мирах связано с ритуалом очищения шести лок. Он относится к рушенам — предварительным практикам Дзогчена, подготовкой к обнаружению природы ума. В ходе ритуала практикующий освобождается от семян перерождения в каждом из шести миров.

6-mirov-2.png

Шенла Окар, Будда Высшего сострадания, руководящая сила Тонпа Шенраба, открывшего Учение Юнгдрунг Бон на благо всех существ

Мир адов


Существа адов испытывают наибольшие мучения в сансаре. Перерождение здесь связано с наиболее тяжелыми недобродетелями — теми, что связаны с гневом (например, убийства), а также с ложными воззрениями.

Обитатели адов испытывают непрерывные мучения, причем они не могут сопротивляться или терпеть боль. При этом пребывание в теле адского существа до следующего воплощения — очень длительное. Одни сутки пребывания в аду равняются 50 человеческим годам, и в своем летоисчислении существа могут жить в аду тысячи лет.

К основным типам адов относят шесть горячих и шесть холодных.

В горячих адах страдания в основном связаны с жаром. Существа здесь или непрерывно убивают друг друга (в аду «Возрождение»), или подвергаются многочисленным истязаниям: их варят в котлах, разрезают на части, насаживают на раскаленные копья.

В холодных адах страдания связаны с холодом. Существа от страшного мороза и сильного ветра покрываются волдырями и растрескиваются на части.

Существуют также смежные (или переменные, переменчивые) ады. Существа здесь испытывают мучения разного рода, которые сменяют друг друга. В периферийных (или неопределенных) адах, куда попадают обычно лжеучителя, существа могут испытывать несколько страданий одновременно: например, половина тела погружена в жар, половина — в холод.

6-mirov-3.png

Ады на буддистской тханке Колеса жизни. Источник: Rigpa Wiki

Мир голодных духов


На санскрите существа этого мира называются прета, на тибетском языке — йидаг. Существа здесь страдают от мучений, которые порождены сильными желаниями. Недобродетели, из-за которой перерождаются в этом мире, связаны с жадностью.

Духи с внутренними омрачениями могут страдать от сильного голода, но при этом воспринимать еду как огонь, яд, нечистоты и поэтому не находить себе пищи.

Духи с внешними омрачениями видят еду, но не могут утолить голод, потому что их живот огромен, а рот и горло — очень узкие.

Духи с внутренними и внешними омрачениями воспринимают пищу правильно и могут ее съесть, но она превращается в огонь или яд и причиняет им мучения.

6-mirov-4.png

Тибетское изображение йидага с узким горлом и большим животом. Источник: Himalayan Art Resourses

Арта Лама Ринпоче в книге «Глубокие наставления по самоочищению шести видов существ» добавляет, что йидаги страдают не только от голода. Он объединяет предыдущие типы духов в группу «пребывающие на месте» и говорит также о двух других типах духов.

«Движущиеся в небе» духи страдают от того, что ничего не имеют, скитаются без пристанища, и от злобы и грубого ума занимаются тем, что насылают болезни и другие препятствия на существ.

Есть несколько разновидностей таких йидагов: например, дри за, которые питаются только запахами, друльбум, пьющие кровь, сулпо дугпа, провоцирующие гниение, и другие.

«Вращающиеся в сансаре в силу шести причин» духи сменяют разные виды страданий. Одни умирают каждую неделю в одном из шести миров, переживают посмертное бардо и переносятся в следующий мир, испытывая его страдания и при этом также собственные, связанные с жадностью.

Другие духи проживают попеременно разные типы страданий, свойственных йидагам.

Мир животных


Существа перерождаются в животных из-за недобродетелей, связанных с невежеством и тупостью.

Мир животных делится на три уровня.

Самый нижний — уровень Мирового Океана. Некоторые исследователи относят к этому уровню также подземных животных. Эти существа находятся в постоянной борьбе за свое существование, пожирают друг друга или паразитируют.

Средний — уровень темного промежуточного пространства между континентами. Животные пребывают здесь в тоске, оцепенении и бессознательном состоянии. Они никогда не видят света солнца и луны.

Верхний — уровень пространства под небом. Эти животные сосуществуют в одном мире с людьми. Несмотря на свободу от жестокости самого нижнего уровня и оцепенения среднего, эти существа также много страдают. Они находятся в неведении, страхе перед многочисленными опасностями, а люди их эксплуатируют.

Мир людей


Рождение в этом мире связывают с недобродетелями зависти и ревности.

Кроме нас, то есть привычных нам человеческих существ, бонская космология описывает и другие типы. Например, вокруг священной горы Меру живет четыре вида существ с развитыми добродетелями: чистой нравственностью, усердием, щедростью и терпением.

Другие виды людей живут на четырех материках, окружающих Меру. Мы живём на южном материке Дзамбулинг. Это рождение считается наиболее благоприятным для того, чтобы практиковать Учение.

Считается, что на малых материках живут миамчи («то ли люди, то ли нет») — это существа-химеры с различными частями тел от людей и животных, а также человекоподобные существа с нечеловеческим поведением: например, тингцугчен — вампиры, которые питаются жизненной силой.

6-mirov-5.png

Гора Меру и четыре материка. Подробнее о мироустройстве относительно горы Меру и связи с мандалой — в другой статье на нашем сайте

Мир полубогов


Рождение существа в мире полубогов связывают с недобродетелями гордыни, высокомерия и сопутствующим им гневом. По-тибетски эти существа зовутся йены, и одно из значений слова — «раздор».

Есть различные классификации полубогов согласно бонской космологии. Арта Лама Ринпоче упоминает три разновидности: йарйены (высшие йены), барйены (полубоги промежуточного пространства) и сайены (обитающие на земле).

Сайены, обитающие на земле йены, — духи, связанные с природой. Одни из самых известных сайенов — наги (по-тибетски лу), могущественные змееподобные существа.

Барйены, йены промежуточного пространства, связываются с различными небесными телами (солнце, луна, звезды) и явлениями (радуги, лучи, облака, ветра).

Йарйены, высшие йены, внешне напоминают богов. К этим йенам относятся, например, мара (по-тибетски ду) — вредоносные демоны. Хотя полубоги не могут победить богов, они вынуждены сражаться с ними каждый день из-за своей ярости и беспокойного ума.

Все виды йенов, от низших до высших, воздействуют в том числе на людей. Поэтому существуют ритуалы, которые проводят для того, чтобы их умилостивить. С барйенами связана также тибетская астрология.

6-mirov-6.png

Изображения духов, низших йенов. Источник: Himalayan Art Resourses

Мир богов


В этом мире меньше всего страданий. Боги проводят большую часть времени проводят в праздности. Их умы обладают сверхвозможностями, а если у них есть физическая форма, то их тела красивы. Хотя перерождение в мире богов считается благим, с ним связаны омрачения лени, гордыни и тщеславия.

Основные страдания этого мира связаны с тем, что боги ожидают перерождения в более низших мирах, о чем они знают благодаря своему ясновидению. В силу же своей расслабленности они не могут воспринимать Учение, и условия их пребывания не располагают к тому, чтобы накапливать благую карму.

Мир богов делится на три уровня: низший — шесть сфер богов мира желаний, средний — семнадцать сфер богов мира форм, высший — четыре измерения богов мира без форм.

В мире желаний боги еще могут иметь привязанности. К этому уровню относятся те, кто сражаются с полубогами и те, кто проводит время в праздности и занимается искусством.

В мире форм боги уже не пребывают во власти чувственных желаний, но обладают тонкими физическими телами из света. Этот мир чист от изъянов, порождаемых привязанностями.

В мире без форм боги свободны от физического проявления и пребывают в чистом сосредоточении. Однако поскольку у них сохраняется восприятие, они несвободны от двойственности. Боги первого уровня воспринимают себя как чистое пространство, второго уровня — как безмерное сознание. На третьем уровне нет ни того, ни другого. На четвертом уровне само восприятие ставится под вопрос: «не присутствие и не отсутствие восприятия».

Даже этот высочайший уровень шести лок называется относящимся к сансаре, поскольку существует сознание и сохраняется двойственность. Существа, которые исчерпали свою благую карму, спускаются в миры ниже — хотя если у них нет тел, то они не переживают разрушение элементов и состояния бардо, а мгновенно просыпаются в другом мире.


Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Совет для духовных практиков от мастера VIII века Дренпа Намки Совет для духовных практиков от мастера VIII века Дренпа Намки
Существовало три основные эманации Дренпа Намки, и каждая была реинкарнацией предыдущей. Эманации на...
Читать далее
Вселенная миллиарда миров: что это такое? Вселенная миллиарда миров: что это такое?
В космологической литературе Юнгдрунг Бон даются подробные и точные описания вселенной явлений. По с...
Читать далее
Будды прошлого, настоящего и будущего Будды прошлого, настоящего и будущего
Просветленные существа могут спонтанно проявляться любым способом и в любое время, благоприятное для...
Читать далее
totop