Вселенная миллиарда миров: что это такое?

Вселенная миллиарда миров: что это такое?

Автор:
1587 просмотров

Схема устройства отдельного мира в космологии Юнгдрунг Бон.jpg

Схема устройства отдельного мира в космологии Юнгдрунг Бон

Вселенная миллиарда миров


В космологической литературе Юнгдрунг Бон даются подробные и точные описания вселенной явлений. По сути, вселенная, о которой говорится в буддийской космологии, состоит из миллиарда отдельных миров. Каждая из таких вселенных переживает четыре периода. Первый - эон возникновения - начинается с движения изначального ветра, который создает колебания и тепло, и в результате появляется влага. Влага густеет и со временем превращается в форму. Второй эон - пребывания в стабильном состоянии - начинается, когда рождается первое чувствующее существо. Наша вселенная в настоящий момент находится в конце этого эона. В третий эон - растворения - в результате крайне негативных действий человеческая жизнь сокращается до 10 лет, а пища теряет питательные свойства и вкус. В этот эон мораль практически исчезает, насилие становится повсеместным, и даже те, кто находится у власти, обездолены и совсем не заботятся о других. В конце концов вселенная, состоящая из миллиарда миров, разрушается огнем, водой и ветром (за исключением высших миров). После этого идет четвертый эон - пустоты. После него цикл начинается снова с эона возникновения.

Ученые продолжают дискутировать о том, как следует воспринимать бонскую и буддийскую космологию: буквально, метафорически или как абсолютно не соответствующую действительности. Но в любом случае, для практикующего Юнгдрунг Бон такие представления об устройстве мира дают возможность расширить понимание и развить осознавание. Мы практикуем четыре безмерных качества равностности, любящей доброты, сострадания и радости по отношению ко всем чувствующим существам во всех мирах вселенной. В практике йидама визуализация наполняет всю вселенную миллиарда миров и/или излучает свет, которые очищает всех существ во всех мирах вселенной. Таким образом, даже общее представление об этой концепции делает духовную практику более глубокой. Отсылки ко вселенной миллиарда миров встречаются и в текстах молитв, и в практиках визуализации Юнгдрунг Бон. Так, Сипе Гьялмо, царица Вселенной, главная гневная божество-покровительница и защитница учения Юнгдрунг Бон, изображается с тремя лицами, которые видят прошлые, настоящие и будущие события в каждом из миллиарда миров вселенной. Это качество отражено в названии текста гадания, в котором мы обращаемся к ней для получения нужной информации: «Зеркало ясновидения СиГьял Шести времен вселенной миллиарда миров».

Или же в Восхвалении Божества Высшей мудрости Шераба Маве Сенге говорится:

«Ты восседаешь на драконовом троне, и твой победоносный звук известен по всей вселенной миллиарда миров».
«Когда сознание освобождается от тела, появляются видения, которые наполняют вселенную миллиарда миров».
Отрывок из Пховы просветленной мудрости (The Most Excellent Wisdom Windhorse Powa)
«Эмахо! В прекрасном драгоценном дворце, который охватывает вселенную миллиарда миров, являя собой совершенное Тело Бон, проявляется тело Учителя, главного объекта Прибежища. Я обращаюсь к Учителю, который с любящей добротой относится ко всем существам сансары и который показал чувствующим существам в каждом из миллиарда миров вселенной полный блаженства путь к освобождению!»
Отрывок из Молитвы призывания линии учителей, Драгоценный светильник, Тантра МА ТРИ

Устройство отдельного мира

Отдельный мир в рамках такой вселенной изображается в двухмерном формате в виде вертикальной системы местоположений и важно помнить об ограничениях, присущих такому способу представления. Например, четыре высших сферы - это четыре бесформенных мира, обитатели которых лишены физической формы и точного местоположения. Поэтому когда их изображают, как имеющих форму, это может ввести в заблуждение, если не помнить об их фактических качествах. И хотя у каждого элемента системы мира есть подробно описанные подкатегории, общего представления вполне достаточно, чтобы в целом понять масштаб и устройство мира.

В центре мира находится гора Меру. Над ней - миры форм и бесформенные миры, у ее подножия - континенты, субконтиненты, горы и океаны, ниже - миры голодных духов и адов. Тысяча таких миров считается маловой мировой системой. Тысяча малых мировых систем называется средней мировой системой. И тысяча средних мировых систем образует вселенную, которая содержит миллиард миров. 

Вертикальная схема устройства отдельного мира2.jpg

Вертикальная схема устройства отдельного мира

Вертикально сверху вниз каждый мир состоит из:

  • Четырех бесформенных миров: у них нет фактического местоположения, и у его обитателей есть лишь тонкие ментальные «тела». Например, высший мир из этих четырех - это сфера бесконечного пространства.
  • Семнадцати миров формы: эти миры и их обитатели обладают подобием физической формы и местоположением, но они недоступны нашему восприятию. Эти семнадцать миров сгруппированы в пять чистых местопребываний, а также делятся на четыре группы, каждая из которых содержит три уровня.
  • Мир желаний: его обитатели в большей или меньшей степени подчинены чувственному восприятию удовольствия и боли. Мир желаний далее подразделяется следующим образом:
  • Шесть миров богов, четыре из которых расположены над горой Меру.
  • Гора Меру, которая находится в центре мира. Некоторые сравнивают ее с горой Ганг Тисе (Кайлаш), и у них действительно есть некоторое сходство. Так, у горы Кайлаш четыре грани, и четыре великие реки берут свое начало на ее склонах. Однако гора Меру - это не физическое местоположение, и ее не способны воспринимать и тем более посещать обычные существа, чье чистое восприятие омрачено пятью ядами. В самом центре горы Меру располагается дворец Нампар Гьялвы. Половина горы расположена над поверхностью океана, половина - под ней.
  • Небеса тридцати трех богов: они расположены на самой вершине горы Меру. Говорится, что один день в этом мире равняется ста годам жизни в мире людей.
  • Небеса четырех великих царей и их свиты в каждом из четырех направлений. Говорится, что солнце, луна и звезды расположены в этой сфере.
  • Семь золотых горных цепей, семь спокойных озер и семь рек: все они окружают гору Меру у ее основания.
  • Четыре континента и восемь субконтинентов: за пределами цепей золотых гор находится огромный океан с четырьмя континентами и восемью субконтинентами. На каждом континенте есть скала в форме животного, откуда течет вода. Это четыре источника воды.
    • На восточном континенте Пурвавидеха (тиб. Лю Пакпо) живут очень высокие люди. Здесь вода течет со скалы в форме слона.
    • На северном континенте Уттаракуру (тиб. Дра Ми Нен) люди живут тысячу лет и им не надо работать для пропитания. На этом континента вода течет со скалы в форме льва.
    • На западном континенте Апарагодания (тиб. Ба Ланг Чо) у жителей нет домов, и они спят на земле. На этом континенте вода течет со скалы в форме лошади.
    • На южном континенте Джамбудвипа (тиб. Дзамбулинг) появляются Будды, и это наилучшее место для рождения в мире людей. На этом континенте вода течет со скалы в форме павлина. Это континент, на котором мы все родились.

«Те, кто родился на других континентах, не могут накопить заслугу, чтобы родиться в высших мирах. И они не совершают негативных действий, которые стали бы причиной рождения в низших мирах. Учение Тонпы не появляется на этих континентах. Цель жизни этих людей - истощить благую карму. Поэтому делайте пожелания, чтобы родиться на южном континенте Дзамбу».
Отрывок из наставлений Шардза Таши Гьялцена по предварительным практикам

Вертикальная схема устройства отдельного мира с указанием трех нижних миров2.jpg

Вертикальная схема устройства отдельного мира с указанием трех нижних миров

По периметру великий океан, в котором находятся континенты и субконтиненты, огражден железными горами, которые, в свою очередь, окружены стеной огня. Под той частью горы Меру, что находится под поверхностью океана, расположен слой воды, а под ним - круг ветра. Под ним расположены:

  • Мир голодных духов: существа этого мира пребывают в вечной агонии из-за неутолимых голода и жажды. Несмотря на то, что их изображают внизу, в целом голодные духи занимают те же области, что и люди, хотя по большей части они населяют пустыни и пустоши. Также их восприятие окружающей среды очень отличается от восприятия людей. Там, где человек увидит чистую реку, голодный дух увидит отвратительный поток гноя и грязи.
  • Восемь горячих адов: на каждом последующем уровне горячего ада мучения сильнее, чем на предыдущем, а срок жизни в восемь раз длиннее.
  • Восемь холодных адов: на каждом последующем уровне холодного ада мучения сильнее, чем на предыдущем, а срок жизни в двадцать раз длиннее.

Таково устройство каждого отдельного мира. Представление о вселенной, как состоящей из миллиарда таких миров, важно для практики подношения мандалы Полю прибежища.

Монахи в монастыре Менри в Индии подносят мандалу Юнгдрунг Бон.jpg

Монахи в монастыре Менри в Индии подносят мандалу Юнгдрунг Бон

Одна из традиционных предварительных практик для очищения и зарождения положительной заслуги для поддержки на духовном пути -  это подношение мандалы вселенной. Используя кольца мандалы или мудры, мы представляем все континенты, субконтиненты, горы, океаны и т.д. как подношение Полю прибежища. В традиции Юнгдрунг Бон сверху мандалы помещается квадратный дворец Нампар Гьялвы.

«Как чудесно! На основании пяти элементов покоится гора Меру, семь горных хребтов, четыре континента и субконтиненты вместе с внешними и внутренними объектами желания. Эту вселенную, состоящую из миллиарда миров, я подношу из глубины своего сердца! Прошу, прими ее!»
Молитва подношения мандалы из Устной передачи Шанг Шунг.
«С преданностью и отсутствием привязанности я подношу золотую мандалу вселенной миллиарда миров, которая содержит горы, континенты и подношения богатств мира богов и людей четырем высшим объектам Прибежища. Пусть все существа сансары обретут благополучие и достигнут успеха на пути!»
Подношение мандалы в Сердечной капле Джаммы (The Heartdrop of Jamma)

Шен Ринпоче, потомок Будды Тонпа Шенраба, с бонской мандалой.jpg

Шен Ринпоче, потомок Будды Тонпа Шенраба, с бонской мандалой

«Представив, что эти невообразимые подношения, которые полностью утоляют желание, наполняют вселенную миллиарда миров, я подношу их».
Подношение мандалы из Достижение абсолютного тайного ума, Эликсир внешней, внутренней и тайной мандалы Сипе Гьялмо
«Те, кто родился на других континентах, не могут накопить заслугу, чтобы родиться в высших мирах. И они не совершают негативных действий, которые стали бы причиной рождения в низших мирах. Учение Тонпы не появляется на этих континентах. Цель жизни этих людей - истощить благую карму. Поэтому делайте пожелания, чтобы родиться на южном континенте Дзамбу».
Отрывок из наставлений Шардза Таши Гьялцена по предварительным практикам

Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Копирование текста на другие ресурсы запрещено автором. Original article written by Raven Cypress Wood and published at Ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood. No content, in part or in whole, is allowed to be used without direct permission from the author.


Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Иконография: что символизируют животные под троном Иконография: что символизируют животные под троном
В религиозной традиции Юнгдрунг Бон иконография подробно описана во многих томах священных писаний. ...
Читать далее
Почему бонские ламы носят лотосовую шляпу? Почему бонские ламы носят лотосовую шляпу?
В традиции Юнгдрунг Бон монахи, получившие полное посвящение отшельника, носят головной убор, которы...
Читать далее
Конгпо Бонри — священная гора бонпо Конгпо Бонри — священная гора бонпо
Гора Конгпо Бонри — один из главных объектов паломничества для практикующих бон. Это единственная св...
Читать далее
totop