Конгпо Бонри — священная гора бонпо

Конгпо Бонри — священная гора бонпо

Автор:
1812 просмотров

Одним из главных объектов паломничества для практикующих бон является священная гора Конгпо Бонри (тиб. Kong-po bon-ri) в юго-восточном Тибете. Дословно это название переводится как «Гора бона в Конгпо» (Конгпо — название местности, «ри» — гора). Это единственная священная гора в Тибете, обход которой и последователи бона, и последователи буддизма всегда совершают против часовой стрелки (то есть так, как это принято в боне).

Бонри
Конгпо Бонри. Фото: trip.com

География

Расположенная на северном берегу реки Ярлунг (Брахмапутры), примерно в четырехстах километрах к востоку от Лхасы, Бонри имеет высоту около 4500 метров. Ближайший населенный пункт — Ньингчи. 

В древнем тексте «Зермиг»1 говорится, что гора Бонри стоит на пересечении трех долин и трех гор. Помимо этого, Бонри имеет три пика — собственно Конгпо Бонри, Мури на западе и Лхари Гьянгто к юго-востоку.

Карта расположения Конгпо Бонри

Гора, благословленная Буддой

Для бонпо Конгпо Бонри имеет особое значение. Это первое место в Тибете, которое посетил Будда Тонпа Шенраб, а также место, где он одержал верх над своим главным врагом. 

За время своего пребывания в нашем мире Тонпа Шенраб побывал в Тибете лишь однажды. На протяжении всей жизни Шенраба его усилиям по распространению учения препятствовал демон и колдун по имени Кхьябпа Лагринг, который всячески пытался помешать его работе. Согласно традиционным жизнеописаниям из «Зермиг» и «Зиджи»2, однажды Кхьябпа похитил семь коней Тонпа Шенраба из стойла в Олмо Лунгринг и спрятал их в Конгпо – местности на юго-востоке Тибета, где правил его отец-демон. 

Бонри тхангка
Тхангка с изображением Конгпо Бонри  

Будда не был привязан к своей собственности, однако счел, что такая ситуация — это благоприятный момент для того, чтобы отправиться в Тибет, подчинить яростных демонов и принести в страну учение Юнгдрунг Бон. Поэтому он пустил стрелу сквозь горную гряду, опоясывавшую и защищавшую Олмо Лунгринг, и таким образом создал «Путь стрелы» (тиб. mda’-lam), туннель в Тибетское плато. Затем он прошел через этот туннель и отправился в Конгпо, где одержал победу над демонами и разрушил их опорную гору. На месте горы демонов он создал гору бона — Конгпо Бонри.

Кхьябпа Лагринг был обращен на путь истины и стал учеником Шенраба.

Кора вокруг Бонри

Паломники бонпо приезжают со всего Тибета, чтобы обойти Бонри против часовой стрелки. Иностранцам в настоящее время не разрешается выполнять полную кору, однако можно пройти укороченную версию через перевал Бонри-ла высотой 4500 метров.

Полная шестидесятикилометровая кора начинается и заканчивается в Ньингчи, в восемнадцати километрах к западу от Баи, и занимает два или три дня с восхождением на перевал Бонри-ла на второй день. Тропа проходит проходит мимо многих достопримечательностей, связанных с Тонпа Шенрабом, а также мимо древнего кургана, стелы IX века и кладбища для младенцев.

Священная гора Бонри
Священная гора Бонри. Фото: Maozhicha

Благодаря новой дороге, проложенной вокруг задней части горы, появилась возможность пройти основную часть коры примерно за семь часов. Это довольно сложный трек из-за крутизны подъема, не говоря уже о высоте, но окружающие пейзажи невероятно живописны. По мере подъема лесистая часть горы заканчивается и тропа выводит на альпийские луга, где кочевники пасут своих яков. Вершина горы частично покрыта кустами азалии, которые во время своего цветения добавляют картине изумительных розовых и фиолетовых оттенков. 

 Укороченный семичасовой участок коры начинается в деревне Миру, где можно найти местного гида либо просто проследовать за паломниками. Сбиться с маршрута довольно сложно, так как он практически весь увешан молитвенными флажками.

Сказано, что тот, кто совершает кору вокруг горы и молится от всего сердца, может очистить омрачения и загрязнения, а также обрести долгую жизнь.

На коре вокруг Бонри
Кора вокруг Бонри. Фото: mysterioustibet.com

Кора вокруг Бонри
Кора вокруг Бонри. Фото: Thousand Stars Foundation

Конгпо Бонри имеет много уникальных черт, в том числе камни, на которых вытесаны истории из жизни Будды Тонпа Шенраба и сцены из нее. В центре горы есть место, известное как «Сердце Кунту Зангпо». Там находится пять пещер (мест для практики), которые благословил сам Будда. Четыре пещеры расположены по четырем направлениям света, а пятая в центре. Люди по сей день практикуют в этих пещерах. Медитируя здесь хотя бы час или два, можно получить больше благословений, чем в любом другом месте. 

Говорят, что гору считают священной все местные жители, независимо от своей веры. Даже китайское название этого места (苯日神山) в переводе значит «Священная гора Бонри [Бенжи]».

ЭМАХО!
Гора Бон достойна похвалы всех богов и людей. Она возвышена во всех отношениях — как солнце и луна, освещающие небо. Здесь всегда собираются ламы, ригдзины3 и кхандро4. Великое святое сокровище находится здесь, а также чудесные самопроявляющиеся буквы и символы. Я молюсь величайшему месту, величественной Бонри!
Обходя вокруг с верой и устремлением, без усилий получаешь полные сострадания благословения. Эмоциональные недуги, скрытые кармические тенденции и два омрачения очищаются. Практика медитации и любая йога обретают бóльшую силу. Да станем мы властителями бескрайнего пространства вселенной! И, самое главное, да осознаем мы ум Кюнзанга, неизменно пребывающий внутри!
Отрывок из «Молитвы Бонри о быстром обретении благословений», написанной Кхандро Дечен Чоки Вангмо (Khandro Dechen Chokyi Wangmo), бонской йогиней и тертоном XIX века.

Примечания:

1. Зермиг (тиб. gZer-myig), в переводе «Пронзительный глаз» — одна из биографий Тонпа Шенраба. Состоит из двух томов, которые были вновь открыты в виде терма в X и XI веках соответственно.
2. Зиджи (тиб. gZi-brjid), в переводе «Славный» — самая объемная биография Тонпа Шенраба. Представляет собой двенадцатитомный труд. Эта книга относится к Ньенгью («Устная передача»). Она была продиктована Лондэну Ньингпо, который жил в XIV веке.
3. Ригдзин (тиб. Rig dzin) — «обладатель знания (осознания)».
4. Кхандро — букв. «идущая по небу», дакини, йидам в женском обличье.

Статья написана с использованием источников:

1. Raven Cypress Wood. Pilgrimage: Kongpo Bonri
2. LonelyPlanet.com
3. Дмитрий Ермаков «​​Двенадцать деяний Будды Тöнпа Шенраба»
4. Latri Khenpo Nyima Dakpa Rinpoche. Yungdrung Bon
5. Джон Мирдин Рейнольдс (Ваджранатха). Буддийский и Бонский Дзогчен. Сборник статей.
6. Тензин Вангьял «Чудеса естественного ума. Суть учений Дзогчен в тибетской традиции Бон». Station Hill, New York, 1993. Перевод Т. Данилевич
7. Victor Chan. Tibet Handbook: A Pilgrimage Guide. USA, 1994


Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Тибетские молитвенные колеса как форма духовной практики Тибетские молитвенные колеса как форма духовной практики
Молитвенные колеса (или молитвенные барабаны) широко распространены как в Юнгдрунг Бон, так ...
Читать далее
Священные танцы традиции Юнгдрунг Бон Священные танцы традиции Юнгдрунг Бон
Чам — уникальный тибетский танец ритуальных костюмов и масок, уходящий корнями в древние церемонии т...
Читать далее
Такдрил: церемония избрания Менри Тризина Такдрил: церемония избрания Менри Тризина
Древний процесс избрания нового настоятеля монастыря Менри носит название Такдрил. Среди всех религи...
Читать далее
Монастыри и центры Юнгдрунг Бон в мире Монастыри и центры Юнгдрунг Бон в мире
Древнее учение Юнгдрунг Бон дошло до наших времен благодаря усилиям внушительного числа людей — как ...
Читать далее
totop