Каждое полнолуние монахи монастыря Менри собираются вместе, чтобы выполнить практику шакпа. Это один из искусных методов очищения неблагой кармы человека, имеющий большое значение в традиции Юнгдрунг Бон.
Тибетский термин «шакпа» часто переводится как «исповедь». Но это неточный перевод и он описывает только одну часть практики — признание проступка.
Будда Тонпа Шенраб в форме Трицука Гьялвы
Зачем практикуется шакпа
Размышление о плодах наших положительных и отрицательных действий — одна из четырех основополагающих практик, подготавливающих поток ума к дальнейшему духовному развитию.
Семя растения, которое естественным образом созревает в плод, когда встречается с надлежащими условиями. Так же отрицательные действия приносят будущие отрицательные результаты, а положительные действия приносят будущие положительные результаты. Как сказал святой наших дней Шардза Таши Гьялцен Ринпоче:
Какое бы счастье или страдание ни переживалось, все происходит по прежним действиям. Например, когда растение появляется из земли, плод созреет в то, что было посажено осенью. Какие бы действия вы ни совершали ранее, они созреют в соответствующий результат. Какой бы проступок ни был совершен, он возникнет как созревший результат в будущем. Страдание и несчастье от неочищенной кармы возникнут, даже если мы не хотим этого.
Можно ли очистить негативную карму
Мы накопили невообразимое количество кармы за свои бесчисленные предыдущие жизни. Она созревает в соответствующий результат всякий раз, когда возникают условия.
Поэтому, когда практикующий бонпо встречается с проблемами и тем, что причиняет страдания, он не ищет внешнюю причину, на которую можно было бы возложить вину. Он понимает, что страдание возникает в результате его собственных негативных действий в прошлом.
Результат неблагой кармы — не только страдание, но и препятствие на пути к мудрости и реализации.
Если не счистить грязь с зеркала, вы не сможете увидеть свое лицо. Так же и естественное состояние не появится из-за омрачений и проступков.
Когда циклическое существование и карма не возникают в потоке ума в его естественном состоянии пустотности, они полностью освобождаются и не существуют. Так проявляется сознание, отраженное от зеркала основы всего сущего. Поэтому нужно стремиться очиститься от ранее накопленных загрязнений и омрачений. Это имеет большое значение.
Шардза Таши Гьялцен Ринпоче
Как практикуется шакпа
Независимо от того, практикует ли человек Сутру, Тантру или Дзогчен, отшельник он, монах или мирянин, практика шакпа важна для духовного развития, обретения мудрости и реализации.
Практика шакпа включает в себя четыре силы. Когда каждая из этих сил присутствует, практика становится глубокой и эффективной:
-
Сила высшего свидетеля.
-
Сила открытого признания проступка.
-
Сила чувства искреннего раскаяния.
-
Сила обещания не повторять проступок.
Для первой силы Для первой силы, свидетеля, практикующий подходит к священному объекту прибежища — алтарю, чортену или образу просветленного существа (можно этот образ визуализировать). Затем практикующий соединяется с реальным присутствием просветленных существ в небе.
Для второй силы Для второй силы, которая заключается в признании проступка, практикующий актуализирует в сознании все проступки и недобродетели тела, речи и ума, которые были совершены в этой жизни, а также любые забытые действия из этой и предыдущих жизней. Действия могут быть с прямым или косвенным участием, сюда же входят поощрение и прославление чужих дурных поступков.
Для третьей силы Для третьей силы практикующий должен искренне и глубоко раскаяться во всех этих действиях, с пониманием, что действующий так приносит вред другим и самому себе.
Для четвертой силы Для четвертой силы практикующий берет на себя твердое обязательство не повторять эти действия в будущем и вместо этого совершать положительные действия добродетели и любящей доброты.
В результате неблагая карма очищается и больше не может созреть в негативный результат. В конце практики практикующий представляет и ощущает благословения просветленных существ, полностью освобожденных в виде чистого света мудрости.
Молитв для исповеди, то есть силы признания проступков, много. Ниже приведен отрывок из «Очищающего раскаяния и исповеди», который приписывается Метону Шерабу Озеру и использует визуализацию Трицука Гьялвы как центрального божества, окруженного своей свитой, которая заполняет все пространство.
Будда Тонпа Шенраб в форме Трицука Гьялвы, окруженного свитой. Фото: Raven Cypress Wood
Почтенный лама, на ваших глазах я открыто признаюсь, что имел лишь небольшую долю преданности и почтения.
Собрание божеств-йидамов, на ваших глазах я признаюсь и отвергаю неправильные действия.
Мать и сестры кхандро, на ваших глазах я признаюсь, что не соблюдал должным образом свои обязательства.
Защитники Бона, на ваших глазах я признаюсь, что в прошлом не делал регулярных ежемесячных и ежегодных подношений.
Духовные братья и сестры, на ваших глазах я признаюсь, что обладаю лишь небольшой долей почтения и чистого видения.
Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые земли» с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Копирование текста на другие ресурсы запрещено автором. Original article written by Raven Cypress Wood and published at Nine Ways. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood. No content, in part or in whole, is allowed to be used without direct permission from the author.