Радужное тело — наивысший плод Дзогчен

Радужное тело — наивысший плод Дзогчен

Что такое радужное тело

Радужное тело (тело света, тиб. джалю) — наивысший знак реализации практики Дзогчен, когда практик высокого уровня в момент смерти растворяет пять элементов, составляющих его материальное тело, в их собственной сущности — чистом свете элементов. Таким образом для него происходит полное «исчерпание реальности»1, когда всё кармическое видение полностью очищается, а все видимости2 растворяются в естественном состоянии. 

Согласно воззрению Дзогчена наше материальное тело является продуктом нашего загрязненного кармического видения и происходит из того же источника, что и все остальные видимости (как чистые, так и нечистые). Именно поэтому на высшем этапе практики оно растворяется вместе со всеми остальными видимостями.

Вот как говорит об этом феномене старейшина традиции Бон Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче: «Тело света — это то, что остается после того, как всё кармическое видение очищено. Это происходит в момент физической смерти, когда нечистые элементы нашего материального тела обращаются (рулог: ru-log) в тонкую чистую форму элементов, а именно в ясные света разного цвета. Эти света проявляются в виде радуг, которые затем растворяются в небесном пространстве».

Иными словами, когда практик на собственном опыте постигает, что все видимости иллюзорны, то в определенный момент его личная реальность подходит к концу — её кажущаяся незыблемость растворяется и возвращается в свой источник. Вместе с ней растворяется в радужном свете и материальное тело, являющееся такой же видимостью — частью кармического видения мира людей.

Мастера линии Шанг-Шунг Ньенгью
Дзогчен мастера линии Шанг-Шанг Ньенгью, достигшие радужного тела

Лама традиции Бон и автор книг по Дзогчену Тензин Вангьял Ринпоче приводит такую аналогию: «Можно сказать, что физическое тело растворяется в радужном так же, как лёд тает в воде. Замёрзшая вода кажется твёрдой и прочной, но у неё та же самая природа, что и у жидкой воды. Если лёд растает, вы уже не сможете провести различия между льдом и водой. Точно так же, когда нечистые элементы и кармические следы растворяются в чистом пространстве и свете, исчезают различия между грубым физическим телом и природой ума».

Всемирно известный учитель Дзогчена Чогьял Намкай Норбу Ринпоче, в свою очередь, приводит аналогию с зеркалом: «Если снова воспользоваться сравнением с зеркалом, то реализация Тела Света означает, что человек, который её обрел, больше не находится в состоянии отражений, а погружается в состояние самого зеркала, в природу и энергию зеркала».

Великий перенос

Чаще всего выделяют два вида радужного тела. Первый вид — это так называемое «Тело великого переноса» (ja' lus 'pho ba chen po), когда физическое тело йогина Дзогчена возвращается в световое состояние материальных элементов (при этом от него не остаётся ничего или остаются только волосы и ногти), после чего продолжает существовать в нематериальной форме (самбхогакая) до конца мира, помогая другим живым существам. 

Воспринимать совершившего такой переход напрямую, однако, могут только продвинутые практики — арьи, великие бодхисаттвы, прошедшие девять ступеней пути. Обычные живые существа, находящиеся под властью ядов ума и страстей, самбхогакаю не могут ни видеть, ни слышать. Вот как объясняет этот факт Чогьял Намкай Норбу Ринпоче: «Если мы откроем глаза и посмотрим вокруг, то увидим деревья, дома, горы и всё, что проявляется, но на самом деле всё это — порождение нашего кармического видения. Хотя всё, что мы видим, связано с различными элементами, никто не может видеть природу этих элементов. В противном случае мы видели бы, что все дома, горы, деревья и прочее на самом деле выглядят как радужное тело. Мы не видим этого, потому что у нас нет такой возможности, такой способности».

Однако будучи потенциальностью естественного состояния, радужное тело не ограничено никаким конкретным обликом — поэтому с целью передачи учений джалюпа3 может проявляться в мире людей в обычном человеческом облике, а для существ других миров — в других явленных формах, доступных их восприятию. 

В Юнгдрунг Бон одним из таких примеров является Тапихрица, один из двух основных учителей Дзогчена линии Шанг-Шунг Ньенгью, живший в VIII веке4. Йогины такого уровня способны исчезать, не оставляя физического тела, ещё при жизни — и проявляться в любой форме для помощи другим живым существам. Из жизнеописаний учителей известно, что после совершения великого переноса Тапихрица проявлялся в виде мальчика-слуги и в этом облике передавал наставления своему ученику Гьерпунгу Нангжеру Лодпо.

26 достигших радужного тела
26 достигших радужного тела йогинов устной линии передачи Дзогчена из Шанг-Шунга (Шанг-Шунг Ньенгью), а также два защитника этой линии передачи: Менмо и Джялпо (Нипансе). Центральная фигура на тханке — Тапихрица. Фото: thangka-bon.com

Тапихрице и Нангжеру Лодпо предшествовали ещё двадцать четыре исторических мастера Дзогчена линии Шанг-Шунг Ньенгью, каждый из которых учил следующего мастера в определенной последовательности и каждый из которых обрел джалю.

Примером из другой линии передачи может служить известный учитель Лишу Тагринг, реализовавший радужное тело в VIII веке. Он обрел эту реализацию согласно методам Дзогчен Драгпа Корсум («три передачи»). У него было восемнадцать великих учеников-махасиддх, а также ученица кхандро5 Чоза Бонмо, которая также достигла тела света в VIII веке. Учитель Дзогчена Арта Лама Ринпоче в своей лекции о радужном теле рассказывает, что сам Лишу Тагринг был рожден девочкой, однако в определенный момент жизни силой практики его тело трансформировалось в мужское. Таким образом, оба этих примера (Лишу Тагринга и его/её ученицы Чоза Бонмо) можно считать подтверждением того, что женщины также достигали состояния будды. 

В буддийской линии передачи Дзогчена радужное тело реализовали Падмасамбхава, Гараб Дордже, Вималамитра, Вайрочана, Шри Сингха, Еше Цогьял и другие учителя.

Лишу Тагринг
Лишу Тагринг. Фото: thangka-bon.com

Кхандро Чоза Бонмо
Чоза Бонмо. Фото: yungdrung-bon.com

Современные свидетельства

Выше были описаны очень давние, далеко отстоящие от нынешнего дня события, однако реализация радужного тела света не является лишь древней историей. Тибетские йогины регулярно обретают джалю и в наше время — и существует множество документально подтвержденных рассказов об этом.

Одним из великих йогинов, достигших радужного тела в XX веке, был Шардза Таши Гьялцен (Шардзава). Он родился в 1859 году и реализовал тело света в 1935-м6, в возрасте семидесяти пяти лет. «Когда он ушёл, его тело уменьшилось до размеров локтя, что является знаком реализации радужного тела», — рассказывает Арта Лама Ринпоче. По некоторым свидетельствам, дематериализовать физическое тело полностью ему помешали ученики. В итоге он достиг так называемого «малого радужного тела», когда физическое тело сильно уменьшается в размерах, но не растворяется до конца. 

Шардза Таши Гьялцен радужное тело
Шардза Таши Гьялцен (слева) и место в Тибете, где он достиг радужного тела (справа).

Шардза Таши Гьялцен был очень плодотворным автором и оставил после себя множество работ, посвященных практикам Юнгдрунг Бон — в частности, это такие тексты, как «Квинтэссенция драгоценных тайных наставлений Атри из пятнадцати разделов по основной части практики, самопроявление Трех Тел Великого Совершенства» по Трекчо (основной практике Дзогчена) и «Представление-игра чудесных проявлений» по Тогалу7. Он также составил много ритуальных текстов и комментариев к различным практикам. Полное собрание его работ хранится в библиотеке монастыря Менри в Доланджи.

Чуть раньше, в 1932 году, тела света также достиг Дава Драгпа — один из учителей Шардзавы. По свидетельствам, описанным Йонгдзином Тензином Намдаком, он попросил своих учеников построить для него небольшую хижину, чтобы, удалившись в неё, он мог бы уйти в радужное тело. Также он попросил держать это место в секрете от всех и особенно от своего брата, который жил неподалеку и который мог бы захотеть ему помешать. Через девять дней пребывания йогина в этой хижине брат все-таки узнал о том, что произошло, и, очень расстроенный, явился к хижине. Когда он заглянул внутрь, то ему показалось, что там сидит Дава, и он воскликнул: «Все говорят, что ты мёртв, а ты не мёртв!» Однако когда он дотронулся до фигуры Дава, а точнее, до облачения, которое тот носил, то пустая одежда упала на землю — в ней никого уже не было. 

Существуют и еще более близкие свидетельства реализации радужного тела8.

Путь к радужному телу: Трекчо и Тогал

Как может грубое физическое тело раствориться в чистом свете и пространстве? Это происходит потому, что пространство и свет уже существуют внутри вас.
Тензин Вангьял Ринпоче

Каким образом человек может очистить свое видение настолько, чтобы достичь тела света? Для этого необходимо сочетание двух факторов: 1) причины и 2) сопутствующих условий (которые способны помочь причине проявиться). Причиной в данном случае является природа будды, изначальная пробужденная природа ума — и хорошая новость заключается в том, что она есть у каждого живого существа, обладающего сознанием. Что касается условий, с которыми необходимо встретиться для реализации плода, то ими являются практики Трекчо9 и Тогал10

На этапе Трекчо практик убеждается в том, что какие бы видимости ни возникали, все они возникают, пребывают и растворяются именно в природе ума, а не где-то вовне. Он учится устойчиво пребывать в естественном состоянии. В практике Тогал используются чистые видимости, естественным образом возникающие из практики Трекчо.  

Как объясняет Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче: «Трекчо означает, что мы входим в состояние созерцания (ригпа: rig-pa), естественное состояние (нелуг: gnas-lugs), и остаёмся в нём. Тогал значит, что, когда мы пребываем в состоянии созерцания, потенциальность естественного состояния (ригпе цал: rig-pa’i rtsal) имеет возможность спонтанно проявляться в качестве видéния. Средой для проявления этой потенциальности может быть или солнечный свет, или полная темнота, или открытое пространство неба. Конечный результат практики тогала — обретение радужного тела, или джалю».

Тибетская буква А в тигле
Тибетская буква «А», вписанная в тигле — символ Дзогчена

Объяснение Тензина Вангьяла Ринпоче дополняет эту картину: «Тот, кто практикует трекчо, больше не отождествляет себя с тем, что возникает в переживании, — в том числе и с субъектом, — но пребывает как пустая природа ума. Он позволяет всем явлениям возникать и исчезать, не питая к ним привязанности или неприязни, не создавая субъект в ответ на переживание. (...) Практика трекчо сосредоточена на пребывании в пустой природе ума, тогал же объединяет проявления энергии элементов с природой ума. В некотором смысле, в трекчо избегают участия в чём бы то ни было, а в тогал участвуют во всём, объединяясь со всем, что возникает». 

Итак, сначала необходимо овладеть методом созерцания Трекчо, а затем четырьмя ключевыми аспектами метода Тогал. Согласно Арта Ламе Ринпоче, четыре ключевых метода практики Тогал — это: 1) Метод тела (особая позиция положения тела), 2) Метод, связанный с органом чувств, а именно особый способ взгляда, 3) Метод, связанный с дыханием, 4) Метод, связанный с направлением внимания. 

В Тогал также есть четыре ступени, называемые: 1) Прямое видение подлинной природы явлений, 2) Увеличение переживаний, 3) Нарастание достижений полной меры, 4) Стадия исчерпания. 

Радужное тело достигается, когда практик проходит все эти четыре стадии. 

На завершающей, четвертой ступени, все видимости, чистые или нечистые, растворяются в естественном состоянии. В их число входит и материальное тело. Это спонтанно проявляет самбхогакаю, которая уже полностью содержится в естественном состоянии.

«Это можно сравнить с тем, как ветер разгоняет в небе облака, так что солнце становится видимым, или как открываются двери храма, давая возможность ясно увидеть изображение Будды», — Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче.

Примечания:

1. Бонньи зепа: bon-nyid zad-pa
2. Видимости (тиб. нангва: snang-ba) — всё, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем, вкушаем, а также образы в уме. Согласно Цеванг Ньенгью: «Нангва проявляются, но не существуют по природе».
3. Джалюпа (‘ja-’lus-pa) — достигший радужного тела.
4. Согласно Йонгдзину Тензину Намдаку Ринпоче Тапихрица был современником Лингминчи (царя страны Шанг-Шунг), Трисонг Децена (правителя Тибета) и других великих йогинов традиции бон (т.е. жил примерно в 8-м веке н.э.).
5. Кхандро — букв. «идущая по небу», дакини, йидам в женском обличье.
6. По другим данным — в 1934-м.
7. Данные тексты изучаются на ретритах трехлетней программы Ринчена Тензина Ринпоче «Основы Тантры и Дзогчена».
8. Арта Лама Ринпоче приводит следующие новейшие примеры реализации малого радужного тела: Нима Цультрим Ринпоче — 1986 год, Чиме Ригдзин — 2015 год, Тогден Джалю — 2015 год.
9. Согласно Ринчену Тензину Ринпоче полностью это слово звучит как «трексу чо па» и означает «полное убеждение». «Чо» — значит «отсечь» или «разрубить» (обрести полное, окончательное убеждение), «такчо» — это «решать» или «убеждаться», «трексу» — значит «без остатка».
10. Согласно Ринчену Тензину Ринпоче «тогал» переводится как «переход через уровни». «То» в данном случае переводится как «верх», «гал» означает «переступать», «перешагивать», «переходить».

Статья написана с использованием источников:

1. Бонские учения Дзогчена в изложении Лопона Тензина Намдака. Культурный центр «Джалю», Москва, 2019.
2. Тендзин Вангьял Ринпоче «Тибетская йога тела, речи и ума». Книжное издательство «София», 2014.
3. Тендзин Вангьял Ринпоче «Исцеление формой, энергией и светом». Под редакцией Марка Далби. Уддияна, Санкт-Петербург, 2003.
4. Лекция Кхенпо Арта Ламы Ринпоче о феномене радужного тела, 2016.
5. «Капли сердца дхармакайи. Практика дзогчен традиции бон». Ганга, 2011.
6. Чогьял Намкай Норбу «16 вопросов учителю Дзогчена». Издательство Джигдрэллинг, Минск, 1998.
7. Чогьял Намкай Норбу «Три пути освобождения. Устный комментарий к тексту “Драгоценный светоч: краткое объяснение трех путей освобождения”»
8. Чогьял Намкай Норбу, Джон Шейн «Кристалл и путь света». Сангелинг, Санкт-Петербург, 1998.
9. Устные наставления Кхенпо Геше Ринчена Тензина Ринпоче, ламы традиции Бон, 2021.

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Обучение практикам Юнгдрунг Бон Обучение практикам Юнгдрунг Бон
Основы Тантры и Дзогчена. Уникальная программа обучения практикам традиции Юнгдрунг Бон, не имеющая ...
Читать далее
Осознанная речь и её значение на пути к состоянию будды Осознанная речь и её значение на пути к состоянию будды
Осознанная речь имеет намного более важное значение для продвижения по духовному пути, чем это может...
Читать далее
Пхова в традиции Юнгдрунг Бон Пхова в традиции Юнгдрунг Бон
Практика пховы в традиции Бон содержит знания об осознанном умирании. Она применяется во время смерт...
Читать далее
Что такое Дзогчен? Что такое Дзогчен?
Дзогчен — важнейшая часть традиции Бон, наивысшее учение Великой Колесницы — Махаяны. Это самый быст...
Читать далее
Три коренные мантры традиции Юнгдрунг Бон Три коренные мантры традиции Юнгдрунг Бон
В традиции Юнгдрунг Бон есть три мантры, которые в совокупности воплощают всю полноту учения Будды Т...
Читать далее
Бонский буддизм Бонский буддизм
Бон был исконной частью культуры добуддийской цивилизации Тибета, то есть это самая древняя тибетска...
Читать далее
Практики Юнгдрунг Бон Практики Юнгдрунг Бон
Священные тексты Юнгдрунг Бон насчитывают сотни томов. В них содержится такое количество учений, пра...
Читать далее
Вечное учение Вечное учение
Юнгдрунг Бон — одна из самых древних духовных традиций на Земле. Уходя корнями в далекие времена, за...
Читать далее
Подписка на рассылку центра
При подписке Вы даете согласие на обработку персональных данных
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Гапсальская, д. 1, к. 2, литера О, помещение 309
Тел: 8 800 250 3301 (звонок бесплатный)
E-mail: info@bon.su

Мы в соцсетях
Напишите нам