Девятый путь Бона: Непревзойденный путь (Дзогчен)

Девятый путь Бона: Непревзойденный путь (Дзогчен)

Автор:
2191 просмотров
Дзогчен
Тибетский слог «А» в окружении пяти cветов в пространстве темно-синего часто используется как опора для медитации в обучении Дзогчену.

Из Девяти путей Бона девятый является наивысшим. Это практика Дзогчена, Великого Совершенства. Здесь все самосовершенно, и нет необходимости в действиях. Воззрение не ограничено и находится за пределами разделения на субъект и объект. Так как все уже самосовершенно и целостно, становятся ненужными усилия стадии зарождения и стадии завершения (совершенства)1

Дзогчен находится за пределами крайностей существования и несуществования, не имеет начала или конца. Хотя он невыразим словами, Просветленный Будда Тонпа Шенраб дал словесное руководство для тех, кто нуждается в наставлениях. Поэтому этот путь часто систематизируют и объясняют, разделяя на три составляющие: 1) основу, 2) путь и 3) плод — или 1) воззрение, 2) медитацию и 3) поведение

Как говорил Будда Тонпа Шенраб Мивоче:

Если рассматривать их различия по отдельности, получится восемьдесят четыре тысячи частей. Но в сжатой форме это просто единственное тигле2.

Кроме того:

Его невозможно утратить. Он не происходит из причины и не разрушается условиями.

Хотя воззрение Дзогчена является наивысшим и находится за пределами дуалистических концепций добра и зла, практикующий Дзогчен не выйдет за пределы этих концепций до тех пор, пока полностью не реализует плод учения — буддовость. Поэтому, даже если воззрение ученика широко и высоко, Будда Тонпа Шенраб советует вести себя согласно пути двух накоплений — мудрости и добродетели. 

Хотя Дзогчен заключается в знании и осознавании, а не в определенном поведении или выполнении конкретных ритуалов, в нем есть специальные практики, которые предписано применять к любым причинам и условиям, блокирующим или прерывающим осознавание. Центральным в практике Дзогчена является развитие просветленного ума, непоколебимого прибежища и нерушимой преданности коренному учителю, который указывает ученику на истинную природу его ума и дает ему советы на пути.  

Подробнее о происхождении, воззрении и практике Дзогчена читайте в статье «Что такое Дзогчен?».


Примечания:

1. Стадия зарождения (керим) и стадия завершения (дзогрим) — фазы практики уровня Тантры.
2. Тигле — символ основополагающей реальности, истинной природы всех явлений, нераздельных пустоты и ясности, сфера из чистого света.

Статья переведена и опубликована на портале Bon.su с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Копирование текста на другие ресурсы запрещено автором.

Original article written by Raven Cypress Wood and published at Ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood. No content, in part or in whole, is allowed to be used without direct permission from the author.


Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Восьмой путь Бона: Путь изначального Шена Восьмой путь Бона: Путь изначального Шена
Восьмой из Девяти путей Бона — это Путь изначального Шена. Он посвящен высшим тантрическим практикам...
Читать далее
Седьмой путь Бона: Путь белого «А» Седьмой путь Бона: Путь белого «А»
Седьмой из девяти путей Бона — Путь белого «А». Данный путь — первый из девяти путей, чье воззрение ...
Читать далее
Шестой путь Бона: Путь полностью посвященных монахов Шестой путь Бона: Путь полностью посвященных монахов
Шестой из девяти путей Бона — это путь полностью посвященных монахов — или, в дословном переводе, «п...
Читать далее
Пятый путь Бона: Служение добродетели Пятый путь Бона: Служение добродетели
Пятый из девяти путей Бона называется «Путь практикующих добродетельных мирян» и определяет надлежащ...
Читать далее
Четвертый путь Бона: Ритуалы для умирающих и посмертные ритуалы Четвертый путь Бона: Ритуалы для умирающих и посмертные ритуалы
Четвертый из девяти путей Бона называется «Путь шена (практики) существования» и посвящен, в...
Читать далее
totop