Наставления Будды Тонпа Шенраба для практикующих мирян. Часть 8.
Предыдущая часть статьи – по ссылке.
Семь ежедневных практик
-
Дисциплина омовения очищающей водой;
-
Простирания и обхождения;
-
Признание в недобродетелях и очищение;
-
Подношение;
-
Восхваление;
-
Посвящение заслуг благой активности;
-
Произнесение молитв-благопожеланий.
За исключением возведения ступ, са ца и подношения водяных торма, пять промежуточных практик (описанные ранее) совпадают с семью ежедневными практиками. Согласно Пути Геньена есть особые молитвы, данные Буддой Тонпа Шенрабом Мивоче для каждой из этих практик во время обращения к каждому из пяти йидамов геньена. Кроме того, в традиции Юнгдрунг Бон есть много похожих молитв: одни короче, другие длиннее. Практикующий может выбирать, какую молитву читать, исходя из своих предпочтений и времени. Например, Восьмичастная молитва-благопожелание, написанная вторым буддой Ньямме Шерабом Гьялценом Ринпоче – это краткая и ясная молитва, которая включает в себя все ежедневные практики за исключением дисциплины омовения очищающей водой.
Признание в недобродетелях и очищение
Для каждого практикующего, принявшего любые виды обетов, важно всегда держать их в уме и усердно соблюдать в соответствии с наставлениями учителя, который их даровал. Если же какой-то обет ослабляется или нарушается, важно практиковать признание в недобродетелях и очищение, чтобы восстановить обеты. И Будда Тонпа Шенраб, и Шардза Ринпоче, и другие духовные мастера советовали сделать это частью ежедневных утренних практик. Вдобавок, многие учителя, включая Шардзу Ринпоче, советовали делать это также и вечером, когда практикующий вспоминает свою деятельность в течение дня, чтобы приступить к йоге сновидений.
«После вечерней сессии медитации поразмышляй над тем, возникали ли несовершенства в твоем потоке ума, которые привели к нарушению какого-либо обета в течение дня. Если осознаешь, что совершил проступок или нарушение, соверши соответствующее признание и очищение в соответствии с проступком.»
Выдержка из «Драгоценности, Исполняющей Желания для Ежедневных Практик» Шардзы Ринпоче
Признание в недобродетелях и очищение – это перевод тибетского слова шакпа (Wylie: bshags pa), что буквально значит «открыто признавать, раскаиваться». Чтобы практика шакпа была действенной в плане очищения от недобродетелей и ослабления обетов, нужно задействовать в ней все четыре силы.
Четыре силы признания в недобродетелях и очищения
-
Сила высшего свидетеля. В этом случае, поскольку мы приняли обеты перед просветленными, то они становятся высшими свидетелями нашего признания недобродетелей. Геньен может специально пригласить пять йидамов или Шенлха Окара как воплощение всех пяти йидамов и учителя, у которого он принимал обеты. Также можно находиться перед одной из трех опор просветленных тела, речи и ума либо перед духовным наставником.
-
Сила раскаяния, полного скорби. Говорится, что практикующему следует усердно размышлять над совершенными недобродетелями и неизбежных кармических последствиях своих действий до тех пор, пока волосы не встанут дыбом и дрожь не проберет до костей.
-
Сила обещания не повторять проступков. Почувствовав глубокое сожаление о своих недобродетельных поступках, практикующий обещает не повторять этих действий и больше не попадать под влияние пяти видов невежества.
-
Сила применения противоядия. Практикующий обещает действовать не под влиянием неведения, а движимый мудростью и использовать соответствующее противоядие. Например, если есть недобродетель раздражительности, практикующий обещает применять любящую доброту.
Когда есть эти четыре силы, практикующий затем представляет, как поток света мудрости спонтанно исходит из сердец высших свидетелей и всецело заполняет тело, речь и ум. Все недобродетели и омрачения мгновенно очищаются, а тело, речь и ум практикующего объединяются с просветленными телом, речью и умом. В Пути Геньена Учитель дает пример обращения к каждому из пяти йидамов и признания недобродетелей в соответствии с каждым поступком, движимым каким-либо из пяти видов неведения, восьми видов сознания и сил ощущений. Затем повторяются обеты оставить каждое конкретное негативное действие, и практикующий обещает посвятить себя каждому из конкретных противоядий и видов мудрости. Поскольку недобродетельные поступки создают что-то наподобие загрязнения в потоке ума, препятствующего переживанию и реализации мудрости, эта практика является важной для всех духовных практикующих.
Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Оригинал статьи опубликован на сайте ravencypresswood.com. Копирование текста и изображений на другие ресурсы запрещено автором.
Original article written by Raven Cypress Wood and published at ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood.