В традиции Юнгдрунг Бон монахи, получившие полное посвящение отшельника, носят головной убор, который называется лотосовой шляпой.
Шляпа лотоса есть и у буддистов ньингма, однако ее внешний вид отличается.
Лотосовая шляпа бонпо имеет округлую форму и напоминает раскрывшийся голубой лотос с лепестками красно-оранжевого или желтого цвета. Убор олицетворяет превосходство правил совершенно чистой дисциплины; а нить, держащая лепестки лотоса на тулье, — активное подчинение по всем промежуточным направлениям. Двадцать пять складок на священной шляпе представляют просветленное состояние пяти семейств будд. На макушке — отверстие для крепления короны, устремляющейся к небу.
Лунгток Дава Дардже Ринпоче, 34-й Менри Тризин — духовный лидер Бон, действующий настоятель монастыря Менри в Доланджи, Индия. Архивное фото
В священных текстах говорится, что основатель традиции Юнгдрунг Бон, будда Тонпа Шенраб Мивоче, обладая полным осознанием страданий циклического существования, из сострадания к живым существам продемонстрировал искусный способ достижения освобождения через отречение.
В возрасте 31 года (равным 3 100 человеческим годам) он объявил своей семье и ученикам, что оставит мирскую деятельность, встав на путь полного отречения. Тонпа Шенраб снял украшения и шелковые одежды и мечом отрезал себе волосы. Оставив все имущество, он отправился в высший мир, чтобы получить посвящение от ученика Просветленного из предыдущей эпохи. Во время посвящения будды с неба упали шесть видов одежд отшельника Юнгдрунг Бон, среди которых была лотосовая шляпа.
В живописи и скульптуре Бон шляпа в форме лотоса является ключевым иконографическим инструментом, позволяющим отличить изображения бонских божеств от буддийских.
Ньяме Шераб Гьялцен — великий бонский учитель, основатель монастыря Менри в Тибете и его первый настоятель. Фото: himalayanart.org
Длинные тонкие полоски ткани, свисающие с основания шляпы возле ушей, в священных текстах не упоминаются. Из-за этого старейший наставник Бон Его Святейшество Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче заявил, что, хотя добавление лент к шляпе стало традиционным, они не нужны. Иногда мастер кладет полоски ткани внутрь головного убора перед тем, как надеть его.
Почему бонские ламы носят лотосовую шляпу?
Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон
Программа «Основы Тантры и Дзогчена»
Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон
Программа «Основы Тантры и Дзогчена»
Рекомендованные статьи
Подписка на рассылку центра
Хочу получать письма об обучении и новостях мира Бон
* При подписке Вы даете согласие на обработку персональных данных