Открыватель текстов-сокровищ и реформатор Бон. Кем был Шенчен Луга

Открыватель текстов-сокровищ и реформатор Бон. Кем был Шенчен Луга

Автор:
808 просмотров

Шенчен Луга появился на свет в 996 году по западному календарю, в год Огненной Обезьяны, в тибетской области Цанг. Он родился в клане Му-Шен, семейной линии Будды Тонпа Шенраба Мивоче. Его отец был из клана Га, а мать была бонпо. Он был старшим из трех братьев и считался потомком великого йога Тонгьюнга Тючена.

axx9xlfwty5u33o000aloj58f9scrsji.jpg

Фото: wikimedia.org

В 1014 году, когда Луге было 18 лет, он был очень спортивным и сильным юношей, поэтому участвовал в соревнованиях. Однажды, соревнуясь с неким Ненаг Йекхеном, он нес по деревянной лестнице груз из кирпичей, но, дойдя до одиннадцатой ступени, упал. После несчастного случая спину удалось вправить, но с тех пор Шенчен ходил согнувшись в пояснице, и его называли «Шенгур, согбенный Шен».

В 19 лет он начал учиться у ламы Понсе Ражака, и у него появилось много благоприятных снов и видений о том, что он обрел силу и пользу в результате духовных практик. Спустя пару лет частота видений увеличилась. Однажды он увидел множество сверкающих разноцветных огней в небе, откуда явились четыре женщины верхом на драконе, гаруде, льве и тигре. Они подарили Шенчену Луге хрустальную пурбу (ритуальный кинжал), который, среди прочих характеристик, содержал девять выемок, олицетворяющих девять путей Бон, и приказали хранить его откровения в тайне в течение 12 лет.

В конце концов на 24-й день среднего месяца зимы, в день созвездия тхра, перевернув два прямоугольных камня, Луга выкопал из земли два небольших ящика, шкатулки из ивового дерева, с текстами Юнгдрунг Бон. В тот вечер ему явились хранители сокровищ и сказали, что он может взять терма, сесть и сделать копии текстов, после подношения. Имеются противоречивые сообщения о количестве найденных ящиков, но все отчеты сходятся на том, что некоторые из шкатулок остались нетронутыми. Так, по некоторым данным, всего было тридцать три ящика из которых Шенчен Луга достал только два. 

27c2hw0cfiwkb4mirv008fdljs8lakdn.jpg

Шенчен Луга сумел сохранить свои открытия в тайне только 11 лет. Среди открытых им терма были текст Кхамгье «Глубочайшей сокровищницы» и другие тексты разделов Внутренней и Внешней тайной мантры, последняя на данный момент полностью утеряна.

В 1016 году Луга женился на Нагазе Палдрон, у них родились два сына. Старший Ринчен Гьялцен появился на свет в 1030 году, когда отцу было 35 лет, и впоследствии умер в возрасте 81 года, в 1110 году. Род младшего сына Чжангчупа Гьялцена прервался.

С VIII по XI век практика Бон проходила главным образом подпольно. Терма писаний, или скрытые сокровища, которые обнаружил Шенчен Луга, ознаменовали великое возрождение Юнгдрунг Бон после преследований и последующего сокрытия текстов и священных предметов. Как до, так и после Шенчена Луги существовали тертоны, открыватели сокровищ, однако ни один из них не смог оказать влияние на религиозную традицию Юнгдрунг Бон, как наш герой. Он остался самым передовым среди всех тертонов, был хорошо известен при жизни и имел многочисленных последователей. 

Троим из своих учеников Шенчен Луга поручил продолжать три традиции. Первому Дручен Намкха Юнгдрунгу он поручил учения космологии и метафизики. Позднее, в 1072 году, один из его учеников и родственников лама Друдже Юнгдрунг основал в тибетской области Цанг известный монастырь Йеру Венсака Юнгдрунг Бон, который оставался крупным образовательным центром до того, как был разрушен наводнением в 1386 году. В 1402 году община была восстановлена Ньямме Шерапом Гьялценом и переименована в монастырь Менри. Второй ученик Вангден Чжу Е Лекпо много лет служил тертону в качестве помощника и держал учения и практики Дзогчен. Третий ученик Патон Пэлчог принял обязательство держать учения по Тантре. 

fpi2luzxpnkzjdw7drd4lil4di6w7q7s.jpg

Особое место Шенчена Луги в Боне, в том числе, объясняется тем, что его непосредственные ученики и их последователи реформировали традицию в организованную систему, построили религиозные центры, которые поддерживали и давали знание людям не только об учениях, открытых самим Лугой, но и другими бонскими тертонами, как предшествующими, так и последующими.

Шенчен Луга умер в 40 лет после того, как буддийский монах Лотон Дордже Вангчук угостил его отравленной простоквашей. Говорят, что тертон заблаговременно получил пророчество о человеке, который его отравил, но не понял посыла, пока не стало слишком поздно. Когда он скончался, произошло землетрясение, и в небе можно было увидеть странные огни. Некоторые источники связывают его раннюю смерть с невыполнением просьбы о сохранении тайны терма в течение полных 12 лет. Согласно историческому тексту, написанному 23-м Менри Тризеном Ньима Тензином Ринпоче, убийца Шенчена Луги умер от болезни сердца через три дня после отравления.

Главным духовным наследником Шенчена Луги стал Вангден Чжу Е Лекпо. Самыми важными для передачи и распространения открытых терма остались пять основных кланов: Му-Шен, Дру, Чжу, Па и Меу.

lgejpc4f91uj2ouqymoxx6s5pgd0636r.jpg

Среди текстов, обнаруженных Шенчен Лугой, были:

  • Sipé Dzö Phuk Le’u Chu Dun chen gyi Dak Nyi, Сокровенная сокровищница бытия, сущность в семнадцати главах;
  • Namdak Pema Long Yang kyi Gyü Zhung, Тантра безбрежного пространства совершенно чистого лотоса;
  • Ten Sum Rabné Kor Sum kyi Ka Zhung, Три цикла освящения трех опор;
  • Par Chin gyi Bum Kham Chen (или Tong Trak Gyapa), Сотня тысяч совершенств мудрости, Великие миры (или Сотня тысяч стихов);
  • Tsa Bum Dumbu Nyipa Sholoka Tong Drak Gyepa, Вторая часть Ста тысяч стихов;
  • Kham Dring Tong Trak Nyishu Tsa Ngapa Lek Bam Druk, Сферы средней протяженности в двадцати пяти тысячах стихов в шести томах;
  • Zhiwa Trinle kyi Dön du Yungdrung Yong Dzok, Совершенное и полное вечное значение мирной просветленной деятельности;
  • Kün Kyop Jamma Chenmo Gyü Le’u Chu Sumpa, Тринадцатая глава тантры Всезащитной Великой Матери Джаммы;
  • Jamma Tsawé Drup pa Nam, Текст коренной практики Джаммы;
  • Sigyal gyi Gyü Paga Longchen gyi Le’u, Великое пространство чрева, тантра царицы существования;
  • Jang Sem Gap pé Gyü Le’u Gupa, Девятая глава тантры скрытого разума просветления;
  • Mélong Gu Kor, Цикл девяти зеркал (дополнение к предыдущему тексту);
  • Dzogchen Yangtsé Longchen gyi Kor Ma Bu Gu Cham, Цикл великого пространства, Вершина, которая есть Великое Совершенство, мать и сын в полный рост;
  • Lishu Choze Dzepé Dzogchen Drakpa Kor Sum gyi Drel, Действия Лишу и Чоза, Комментарий Дракпы Корсума;
  • Jang Sem Gap pé Drel Khepa Mi Zhi, Комментарий четырех ученых-людей о скрытом разуме просветления;
  • Dzogpa Chenpo Yungdrung Yong Dzog Kor Le’u Dün, Цикл совершенно чистого, вечного Великого Завершения в семи главах/

Источники:

  1. Lord of the Teachings: Shenchen Luga. Nine Ways | Ancient Wisdom from the Yungdrung Bön Tradition, ravencypresswood.com;
  2. Samuel, Geoffrey. Introducing Tibetan Buddhism. 2012;
  3. Biography Of Shenchen Luga. UVACollab, collab.its.virginia.edu;
  4. Kvaerne, Per. The Bon Religion of Tibet, The Iconography of a Living Tradition. Shambhala. 1996.

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Пять божественных семей Бон Пять божественных семей Бон
В рамках традиции Юнгдрунг Бон существуют пять древних семейных линий: Му-Шен, Дру, Па, Чжу и Меу, к...
Читать далее
Такдрил: церемония избрания Менри Тризина Такдрил: церемония избрания Менри Тризина
Древний процесс избрания нового настоятеля монастыря Менри носит название Такдрил. Среди всех религи...
Читать далее
Сквозь века: Юнгдрунг Бон Сквозь века: Юнгдрунг Бон
Учение Юнгдрунг Бон существует много веков и сегодня получает значительный интерес со стороны тех, к...
Читать далее
totop