Священная страна Олмо Лунгринг считается частью более крупного царства Тазиг, расположенном к северо-западу от современного Тибета, и местом зарождения вечного учения Юнгдрунг Бон в нынешней кальпе.
Согласно тексту "Зиджи" (gZi-brjid), земля Олмо на санскрите была известна как Шамбала, священная страна, куда боги Ясного Света спустились с небес, чтобы воплотиться в человека — подобно Будде Тонпе Шенрабу Мивоче. "Книга Зермиг" (gZer-mig) расшифровывает название скрытого края как "Ол" — "нерожденный", "мо" — "то, что не перестает", "лунг" — "пророческие слова Шенраба", а "ринг" — "бесконечное сострадание".
В центре Олмо Лунгринга стоит гора Кайлас, или Юнгдрунг Гутсек (Девятиэтажная Гора Свастики), — мировая ось, соединяющая между собой небо и землю, три плана существования: небесные миры, земные и преисподние. Свастика символизирует символ постоянства и несокрушимости мудрости; а девять свастик — девять путей Бон.
В сакральном крае проживают семь королевских рас и кланов: Хос, Шаг, По, Гья, То, Ньян и, наконец, самая главная – Му-шен, из которого происходит Тонпа Шенраб. В стране существуют также классы министров, торговцев, ремесленников, простолюдинов и др.
Главным князем столицы Олмо Лунгринга был выбран Дмугьял-Ланги-Тхемпа из рода Му-шен. Весной, в день полной луны, у него и его жены родился сын Гьялбон Токар, который обладал всеми благоприятными знаками. Достигнув тринадцати лет, возраста совершеннолетия, принц женился. Вскоре у супружеской пары родился сын: Тонпа Шенраб явился в этот мир в городе Янгпачан в год Деревянной Крысы, в полнолуние первого весеннего месяца Огненного Тигра, на рассвете главного дня, когда на небе сияла звезда Гиругон. Согласно традиционной хронологии Бон, это произошло примерно 18 тысяч лет назад, в 16 017 году до н.э.
Страна Олмо Лунгринг разделена на четыре части: сокровенную внутреннюю, среднюю, наружную и пограничную. Скрытая внутренняя область имеет форму восьмилепесткового лотоса, а небо над ней выглядит как колесо с восемью спицами. Это тайный, недоступный земному видению комплекс из дворцов и храмов, парков и рощ. С востока от Кайласа находится сверкающий белый храм Шампо Лхатсе, к югу – дворец Барпо Согье, где родился и жил Тонпа Шенраб, а к западу и северу – дворцы, в которых жили его жены и дети. Эту сокровенную область в каждом направлении окружает промежуточная область с 12 городами. Промежуточная область, в свою очередь, окружена внешней и пограничной областями. Страна разделена реками, четыре важнейших из них берут начало у подножия скал священной горы, имеющих форму символических животных. Вся земля целиком окружена океаном, а океан, в свою очередь, окольцован снежными шапками гор.
Однажды Тонпа Шенраб во время погони за демоном, укравшем у него лошадей, оказался в Тибете. Увидев, что страна еще не готова к получению полного учения Бон, он передал лишь некоторые ритуалы. Перед тем, как отправиться обратно, Шенраб предрек, что придет время, и все его учения достигнут расцвета на тибетской земле. Впоследствии шесть учеников преемника Шенраба, Мучо Демдруга, спустились в Тибет и принесли первые тексты Бон людям.
Сегодня Кайлас – важнейшая святыня для бонпо. Кора вокруг мистической горы протяженностью 53 км является главным паломничеством в Тибете.
Никто не может по собственной воле, не будучи позван, прийти в страну Олмо Лунгринг. Возможность посетить ее открывается лишь для духовно возвышенных людей, обладающих высшим знанием и безупречно владеющих телом. Для них Тонпа Шенраб натянул тетиву лука и выпустил стрелу, пробившую узкий проход в мощном горном массиве, который называется с тех пор Путь Стрелы. Найти вход, скрытый за глубокими ущельями и охраняемый дикими животными, – непростая задача даже для посвященных. Внутри туннеля стоит кромешная тьма, и чтобы пересечь его, требуется девять дней.
По словам религиозного лидера Лопона Тензина Намдака, речь идет о сакральной географии и духовном таинстве Олмо Лунгринга, сокровищнице высочайшего знания. «В мистических терминах это тайное святилище, скрытое в сердце каждого живого существа».
Источники:
- A collection of studies on the Tibetan Bon tradition, Ch. Olmo Lungring, the imperishable sacred land, John Myrdhin Reynolds;
- The Light of Kailash. A History of Zhang Zhung and Tibet, Chögyal Namkhai Norbu;
- The Nine Ways of Bön, Namdak, Yongdzin Lopön Tenzin.