Тибетский Новый год, известный как Лосар, ежегодно выпадает на первый лунный день первого лунного месяца. По западному календарю в 2023 году этот день приходится на 21 февраля.
В последние недели перед Лосаром в монастырях и домохозяйствах все заняты приготовлениями. Традиционно в больших количествах готовится тибетское печенье кхапсе, которое ставят на алтарь, а также предлагают гостям во время и после празднования Лосара. Также в маленьких горшочках выращиваются семена ростков пшеницы, и их молодые зеленые побеги ставятся рядом с другими подношениями — как символ хорошего урожая в наступающем году. Мужские и женские монастыри готовятся к традиционным ритуальным танцам, а также к новогодним молитвам и ритуалам.
В мужских монастырях торжественное завершение предыдущего года начинается с обширного ритуала гневного йидама Пхурбы, известного как Tro Phur Gutor Chenmo. Этот ритуал длится три дня и включает в себя множество ритуальных танцев Чам, а также отдельные ритуалы по устранению препятствий или негативных явлений предыдущего года. Этот важный ритуал (его сокращенное название — Гутор) начинается 27-го и заканчивается 29-го числа 12-го месяца по лунному календарю. Монашеский ритуал завершается вечером 29-го числа снятием со двора главного молитвенного флага.
В 29-й лунный день, который называется нйи шу гу, тибетцы делают уборку в домах и возвращают свои долги прошлого года. В этот вечер в каждом доме совершают ритуал докпа, направленный на изгнание негатива.
На стол подается особый суп из девяти ингредиентов, который называется гутук. Рецепт может немного различаться, в зависимости от региона, но, по словам Менри Понлоба Ринпоче, эти девять ингредиентов следующие: мясо, пшеница, ячмень, рис, сыр, кукуруза, трома (гималайский корнеплод), соль и вода.
Также вместе с супом готовятся клецки, внутрь которых кладутся символические предметы, предназначенные для шуточного гадания в отношении тех членов семьи, которые получат их в своей тарелке. Вместо самих предметов, внутрь клецки может быть помещено их название, написанное на листке бумаги. Тот, кто получит в своей клецке, к примеру, кусочек хлопка, будет иметь крепкое здоровье в течение всего года. Про того, кто получит кусочек жгучего перца, скажут, что он остр на язык, про того, кто получит белый камушек — что он добросердечный, получивший уголек будет шуточно объявлен злым или черствым, и так далее.
Каждый оставляет немного своего супа, чтобы использовать его в качестве выкупа для злых духов прошлого года. Эта ритуальная плата погашает все оставшиеся кармические долги по отношению к злым духам, чтобы они остались довольны и ушли счастливыми. Создается фигурка человека, которая, что важно, должна отображать каждое из пяти чувств. Вдобавок к остаткам супа, каждый делает кармическое долговое подношение торма. Небольшой шарик из теста сначала прокатывают по всему телу, с головы до ног, чтобы он впитал в себя все болезни и негатив, а затем сжимают в руке так, чтобы каждый палец оставил свой отпечаток. Это кармическое долговое торма помещается на тарелку для подношения вместе с фигуркой, волоском и ниткой из одежды каждого члена семьи. Перед фигуркой на тарелке ставится маленькая свечка, которая зажигается перед осуществлением выкупа одним из домочадцев. После того, как человек оставил все это в соответствующем месте, он должен поспешить домой, ни в коем случае не оглядываясь назад.
Когда подношения собраны, перед тем, как вынести готовую фигурку, произносится молитва, цель которой — представить подношения духам и попросить, чтобы в обмен на выкуп они не создавали никаких проблем.
Эта молитва — из ритуала Докпа просветленного гневного божества Нампар Джомпа:
«ОМ
Все духи, приверженные учению Будды, придите сюда!
Все боги, люди и полубоги, все духи, которые причиняют вред или болезни, все демоны мужского и женского пола, придите. Все без исключения духи, придите!
Примите этот выкуп, которым я выплачиваю свои кармические долги. Не причиняйте вреда этой семье или сообществу и не создавайте никаких препятствий для нашей духовной практики!
Пусть теперь каждый из вас с радостью возвращается к себе домой и слушает благородные учения Будды.
Если вы не уйдете, а вместо этого попытаетесь остаться здесь, то я проявлюсь в виде гневного Нампар Джомпа и разорву ваше тело на части, заберу жизненную силу и энергию своей мудрой и оружием!
СО ОМ БА ДЗРА ТРО ТА СУМ ТРИ ГХА ЦА Я ГХА ЦА Я
НО ДЖЕ ЧУНГ ПО А МУ КХА РА Я ХУНГ ПЭ»
В канун Нового года, на 30-й день, тибетцы украшают дома, делают уборку на алтарях, размещают на них только что приготовленные подношения. Часто люди не спят почти всю ночь, готовясь к следующему дню. Несмотря на это, на следующее утро они встают рано, чтобы совершить обряд очищения и загадать желания на новый год.
Первая родниковая вода в новом году считается очень благодатной, и все обычно собираются за ней сразу после полуночи, стараясь первыми ее набрать и поставить на алтарь.
Как правило, в Новый год все остаются дома или выходят только для того, чтобы сходить в монастырь помолиться и совершить подношения. Однако на 2-й и 3-й дни нового года принято навещать друзей и родственников, чтобы усилить положительную энергию и создать гармоничные связи на предстоящий год.
Статья переведена и опубликована на портале Bon.su с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Копирование текста на другие ресурсы запрещено автором.
Original article written by Raven Cypress Wood and published at Ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood. No content, in part or in whole, is allowed to be used without direct permission from the author.