Кхенпо Гелек Джинпа: «С наступлением столетней годовщины Йонгдзина Ринпоче я размышляю обо всём хорошем, что он сделал»

Кхенпо Гелек Джинпа: «С наступлением столетней годовщины Йонгдзина Ринпоче я размышляю обо всём хорошем, что он сделал»

Автор:
290 просмотров
100th birthday.png

Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче, старейший из ныне живущих мастеров традиции Юнгдрунг Бон и встречающий в этом году свой сотый день рождения, изменил жизни многих людей. Кхенпо Гелек Джинпа, настоятель Шентен Даргье Линг, – один из них. В связи с этим Кхенпо Гелек вспоминает свою первую встречу с Ринпоче и связывает оживление своих духовных поисков с вдохновляющей личностью любимого учителя.

Совсем скоро состоится празднование столетия Йонгдзина Ринпоче, и я воспользуюсь этой возможностью, чтобы поразмышлять обо всём хорошем, что Ринпоче сделал для меня и других.

Впервые я услышал о нём в начале восьмидесятых. В то время напряжение между Китаем и Индией немного ослабло и через границы стало проходить больше информации, люди могли слать друг другу письма. Тогда я был маленьким мальчиком и жил в тибетской провинции Кхам со своей семьёй. Однажды вечером – у меня сохранилось ясное воспоминание об этой ситуации – мой отец за ужином сказал, что Чиме Юнгдрунг жив и проживает в Индии, где он основал поселение и монастырь. Чиме Юнгдрунг – это имя Йонгдзина Ринпоче, данное ему родителями. Мать моей матери и мать Йонгдзина Ринпоче были родственницами, они происходили из одной семьи, и я помню как моя мама сказала, что мать Йонгдзина Ринпоче несомненно была рада от такой хорошей новости, и ей очень повезло иметь такого прекрасного сына. 

Моя первая встреча с Ринпоче случилась несколькими годами позже, в 1986 году. Мне тогда было 19 лет, я трудился кочевником, следя за скотом нашей семьи. Была поздняя весна, и в то время года деревенские жители обычно просили провести ритуал для защиты своих посевов. Мой отец велел мне спуститься с гор для ритуала. Я отправился в путь и услышал, как люди обсуждали важного мастера, который был с визитом в нашей местности, Кхьюнгпо, и давал посвящения. Я пошёл посмотреть на мастера вместе с остальными. Это был Ринпоче, и я был абсолютно поражён. Сотни людей ждали его, кто-то плакал, кто-то смеялся от радости. Представьте себе, как гордились им его родственники.

Вскоре после этого наш деревенский лама сказал мне, что я должен стать монахом. Он зародил в моём уме эту мысль. После того, как я встретил Ринпоче, эта мысль окрепла, и я решил выбрать этот жизненный путь. Я принял начальные монашеские обеты и стал изучать бонскую философию со своим первым мастером, одним из первых геше – выпускником монастыря Менри в Доланджи, Индия. Он давал нам учения в очень ясной манере.

В 1992 году Ринпоче вернулся в Кхьюнгпо с новым визитом. В то время я был уже полностью посвящённым монахом. Во время его визита я и несколько других монахов решили поехать за ним за границу. У меня не было других желаний, кроме как получить от него наставления, так как он был единственным держателем линии преемственности некоторых наиболее драгоценных учений. Пока Ринпоче ещё находился в Тибете, мы отправились в рискованное путешествие в Непал через горы на границе. В нашей группе были несколько лам, которые отличились позже, такие как Понлоп Цангпа Тензин, главный учитель Тритен Норбуце, или геше Самтен Цукпхуд, лама, проживающий в Шентене, и другие.

11.png

Мы успешно пересекли горы и остановились в Катманду в ожидании Ринпоче. Когда он прибыл, то сказал, что мы не можем остаться с ним и вместо этого должны отправиться в Индию, в монастырь Менри, чтобы завершить учёбу. Я был сильно разочарован. Лично у меня не было желания становиться геше, я просто хотел получать драгоценные наставления от Ринпоче и практиковать их. Конечно, я послушался его, ведь что ещё я мог сделать, и мы отправились в Менри. Но там мой ум так и не успокоился. Это отличный монастырь, где даётся превосходное образование, там находился Его Святейшество Менри Тризин Лунгток Тенпай Ньима, но я всё равно не чувствовал себя счастливым. Мы были монахами с низким статусом и не могли получать учения напрямую от Его Святейшества. И тогда я подумал: «Зачем я совершил такое опасное путешествие, рискуя жизнью, если всё равно не могу учиться с величайшими мастерами?»

22.png

По прошествии двух лет я больше не мог продолжать. Я решил покинуть монастырь и поехать к Йонгдзину Ринпоче в Катманду. Я надеялся, что он меня не прогонит. Позднее ко мне присоединились и другие монахи из моей группы.

Ринпоче ничего не сказал. Он принял всё так, как есть. Начался самый прекрасный период моей жизни. Мы были там, с ним, и получали от него наставления, это было чудесно. Каждый день мы учились и практиковали. Наконец, я окончил Тритен Норбуце и получил там степень геше. Ринпоче дал нам исчерпывающие наставления по сутре, тантре и дзогчену, а также все необходимые посвящения. И не один раз. Думаю, я получал от Ринпоче передачу Шанг-Шунг Ньен Гьюд пять раз. И с каждым разом приходило больше понимания, больше ясности. 

На протяжении всех тех лет я также получал от него личные рекомендации для разных случаев. Я вспоминаю их, когда чувствую себя неспокойно. Конечно, так бывает, ведь я обычный человек и могу испытывать злость, или разочарование, или зависть – все эти вещи. Благодаря Ринпоче я продолжаю сосредотачиваться на внедрении практики в сложные моменты своей жизни. Некоторые из его высказываний сильно помогли мне пройти через трудности. Он говорил: «Не следуй за тем, что говорят люди. Если будешь так делать, тебе придётся плакать сотни раз, потому что кто-то сказал про тебя что-то плохое, и тебе придётся смеяться сотни раз, потому что кто-то сказал про тебя что-то хорошее. Ты будешь полностью зависеть от других. Ты не будешь собой.»

33.png

«Делай лучшее, что можешь, – говорил он, – и не переживай слишком сильно. Также не ожидай слишком многого. То, что должно случиться, – случится. Что бы это ни было. Делай лучшее, что можешь. Ты не можешь сделать больше, чем лучшее, на что способен.» Также он говорил: «Будь честен. Будь честен, правдив и прозрачен.»

44.png

Ещё я помню, как он говорил: «Оставь всё как есть. Люди зачастую беспокоятся ни о чём: мы беспокоимся о прошлом, которое уже ушло, беспокоимся о будущем, которое ещё не наступило. И прошлое, и будущее – ничто. Даже если происходит что-то плохое – отпусти. Мы можем помнить об этом, но нужно отпустить, не держаться за это. Иначе у нас будет ещё больше стресса и тревожности. Не гонись за прошлым, не создавай будущее, держи свой ум ясным.»

55.png

Я очень многому научился у своего мастера. Иногда он не отвечал моим ожиданиям, и от этого я тоже учился. Это, вы знаете, самое большое наставление. Однажды случилось так, что Ринпоче давал нам учения по внешнему циклу Шанг-Шунг Ньен Гьюд, но отказался давать учения по внутреннему циклу. Мы сами уже были старшими учителями в Тритен Норбуце и почувствовали себя униженными таким решением. Он раздавил наши эго. 

Со временем Ринпоче стал так или иначе нераздельным с моим умом. Я всегда беру его с собой. Его присутствие, его благословения всегда со мной. Я постоянно вижу его рядом с собой, серьёзно, без шуток. Я чувствую себя очень удачливым. Мне действительно повезло провести с ним столько лет.

Думаю, многие люди из нашей сангхи ощущают то же самое. Он оказал огромное влияние на жизни всех нас. Вот почему так много людей планируют приехать в Катманду на празднование дня рождения Ринпоче. Будет хорошо отпраздновать и с почтением вспомнить все достижения Ринпоче вместе. 

Ничего не было, пока он не приехал в Индию и Непал. А теперь целых два великих монастыря, которые основали он и Его Святейшество 33-й Менри Тризин, сохраняют и распространяют традицию Юнгдрунг Бон – учения о дхарме, искусство, культуру – за пределами Тибета.

Я счастлив, что мы с моей командой закончили документальный фильм о Йонгдзине Ринпоче в декабре – как раз вовремя, к столетнему юбилею Ринпоче. Это не планировалось, но случилось. Как тибетская, так и английская версии готовы и будут показаны на экране на предстоящих празднованиях. Думаю, это очень благоприятно.

Статья переведена и опубликована с разрешения автора — Джитки Полански, главного редактора сайта speechofdelight.org. Копирование контента на другие ресурсы запрещено автором.

Фото: Кхенпо Гелек Джинпа


Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Кхенпо Гелек Джинпа: «В Шентене, куда бы я ни повернулся - везде вижу своего коренного учителя» Кхенпо Гелек Джинпа: «В Шентене, куда бы я ни повернулся - везде вижу своего коренного учителя»
Предлагаем к прочтению интервью с Кхенпо Гелеком Джинпой, президентом собрания французского бонского...
Читать далее
Позвольте себе ощутить плоды собственной практики Позвольте себе ощутить плоды собственной практики
Мы продолжаем публиковать ключевые тезисы из наставлений Кхенпо Гелека Джинпы, данные им в рамках се...
Читать далее
Позиция практикующего медитацию: излечи себя сам Позиция практикующего медитацию: излечи себя сам
Краткие наставления для новичков и опытных практикующих о том, как укротить и очистить ум, чтобы усп...
Читать далее
totop