Тантра — слово, которое слышали многие люди, даже не связанные с тибетскими сакральными традициями. Часто в западных странах под этим словом стали подразумевать совсем не то же, что учителя буддистской или бонской Тантры — например, методы достижения чувственных удовольствий.
В действительности цель любой практики Тантры — продвигать практикующего к достижению просветления.
В этой статье рассмотрим, что такое Тантра в системе тибетских учений и какие практики соответствуют этой части традиции.
Практики Тантры в сравнении с Сутрой и Дзогченом
Сутра, Тантра и Дзогчен — три части учения. Также их можно назвать тремя путями к состоянию будды.
В зависимости от тибетской школы, могут передаваться учения:
-
по Сутре (школа Гелуг);
-
Сутре и Тантре (школы Сакья и Кагью);
-
Сутре, Тантре и Дзогчену (школа Ньингма и Юнгдрунг Бон).
Буддистская и бонская линия передачи различаются главным образом источником учения. Учения Гелуг, Сакья, Кагью и Ньингма восходят к Будде Шакьямуни, Бон — к Будде Тонпа Шенрабу.
Школы, в которых есть Дзогчен, называют его наиболее совершенной частью учения. Если практиковать только Сутру, можно достичь состояния будды спустя несколько перевоплощений, если практиковать Тантру, можно достичь просветления после смерти (в состоянии бардо). И только Дзогчен позволяет обрести состояние будды в течение одной жизни.
Поэтому Кхенпо Геше Ринчен Тензин Ринпоче сравнивает Сутру с передвижением пешком, Тантру — с поездкой на поезде, а Дзогчен — с полетом на самолете.
Сутра Сутра — путь отречения. Практикующий рассматривает все омрачения, их причины и последовательно отсекает их. Например, тот, кто медитирует на пустотность вещей и их взаимозависимое возникновение, понимает, что корень его гнева — в неведении. Избавляясь от неведения, практикующий избавляется от гнева.
Тантра Тантра — путь преображения. Практикующий использует энергию своего омрачения и преобразует ее. Например, тот, кто медитирует на гневного йидама и отождествляет себя с ним в ходе практики, преобразует свой гнев в чистую энергию избавления от омрачения. Таким образом практикующий избавляется от гнева.
Дзогчен Дзогчен — путь освобождения. Когда практикующий постигает естественное состояние и ума, совершенное и изначальное, он избавляется от гнева — он приходит в состояние, где гнев возникнуть не может.
При этом нельзя сказать, что Сутра «хуже» Тантры или Тантра «хуже» Дзогчена. Это разные пути.
Есть люди, которые в этой жизни считают главной практику Сутры, а Дзогчен и Тантру не понимают. Есть те, кто практикует именно Тантру, не воспринимая Дзогчен. Все это происходит не просто так, а потому, что человек уже чем-то занимался в прошлых жизнях, и у него накоплены определенные кармические отпечатки.
Таким образом, нельзя сказать, что Тантра лучше, чем Сутра, а Дзогчен лучше их всех. Все три метода являются полноценными путями, ведущими к наивысшему результату — пробуждению, состоянию будды».
Итак, практики Тантры — это практики трансформации. Можно сравнить их с работой лекаря, который из яда производит лекарство. Такое сравнение приводит, например, Геше Тендзин Вангьял Ринпоче в книге «Чудеса естественного ума».
Практик Тантры должен взять ядовитое растение и смешать его с другим растением, чтобы создать противоядие: он не отвергает страсти, а пытается трансформировать их во вспомогательные средства для своей практики. Адепт Тантры подобен врачу, который превращает ядовитые растения в лекарство.
В другой книге «Исцеление формой, энергией и светом» Геше объясняет, что значимым понятием для Тантры поэтому оказывается блаженство.
Практик Тантры ничего не отбрасывает. Напротив, он принимает все, что его окружает, и превращает в красоту, в священные убранства, украшающие пустое пространство. Обычных заблуждающихся существ он преображает в будд. Звуки — в священные мантры. Ощущения — в блаженство.
Фото из архива «Чистых Земель», Москва, 2017 год
Тантра основы
В тантрической традиции понятие "основа" имеет многогранное значение, но в целом оно указывает на фундаментальную природу реальности, лежащую в основе всех проявлений.
Существует несколько аспектов тантры, связанных с концепцией основы:
Уровень основы в тантрической традиции Юнгдрунг Бон представляет собой безначальный поток, из которого возникают все сансарные (циклические) существования.
Он характеризуется неочищенным состоянием, где присутствуют омрачения и страдания.
Целью практики тантры основы является трансформация этого потока в чистое и просветленное состояние.
Какие существуют тантрические практики
В Девяти Путях (или, в другом переводе, «колесницах») Юнгдрунг Бона к Тантре относятся четыре из них, это «пути плода»:
-
внешние тантрические пути:
-
Путь Добродетельных Практикующих-Мирян (путь чистого поведения и ритуальной деятельности);
-
Путь Мудрецов-аскетов (путь ясного знания);
-
внутренние тантрические пути:
-
Путь Белой А (путь проявления сострадания через визуализацию);
-
Путь изначального Шен (путь, на котором всё является совершенным и значимым).
Практики Тантры, таким образом, очень разнообразны. Как вы видите, есть путь чистого поведения и ритуальной деятельности — на нем предписывается практиковать Десять Парамит и Четыре Добродетели. Очищение кармы с помощью добродетельного поведения — это уже Тантра. К тантрическим практикам относят также многие работы с телом и чакрами. Существует и сексуальная Тантра, но, вопреки западным представлений, она не является главной или особенно ценной составляющей учения.
В традиции Бон большое внимание уделяется Материнской Тантре, которая относится к Пути Белой А. Расскажем о том, что практикуется в ней.
Пхова Пхова — практика переноса сознания. Ученик обретает способность перемещать свой ум. Овладев практикой Пхова при жизни, человек сможет лучше управлять сознанием после смерти в состоянии бардо — достичь лучшего перерождения или покинуть колесо перерождений.
Вы можете прочитать подробнее о практике Пхова в другой нашей статье, а также пройти обучение в нашем центре.
Учения по практике Пхова. Из архива «Чистых Земель», Москва, 2017 год
Шаматха (Шине) Шаматха (Шине) — практика умиротворенного пребывания ума. Это медитация, при которой внимание сосредоточено и однонаправленно, практикующий не отвлекается и сохраняет ясность сознания на протяжении длительного времени. В результате этой практики развивается випашьяна — высшее видение.
Вы можете пройти обучение Шине в нашем центре.
Йога сновидений Йога сновидений — практика осознанности во сне. Это важный раздел Тантры в традиции Бон. Практикуя йогу сна, ученик готовится к управлению сознанием в состоянии бардо, а также приближается к постижению естественного состояния ума.
Туммо, «огненный шар изначальной мудрости» Туммо, «огненный шар изначальной мудрости» — метод разжигания внутреннего огня. В первую он предназначен для улучшения качества медитации. Практика состоит из задержек дыхания, визуализации и пребывания в естественном состоянии ума.
Практика йидама Практика йидама — чтение текста, визуализация и начитывание мантр, связанных с йидамами. Это божества, символизирующие собой просветленные качества будды. Цель практикующего — отождествляя себя с йидамом, растворить себя в просветленных качествах. Визуализация и отождествление могут происходить и в рамках Пхова для дальнейшего достижения просветления в бардо.
Подробнее о йидамах можно прочитать в нашей статье «Пантеон».
Кхьюнг Мар, Красный Гаруда — один из гневных йидамов
Чод Чод — ритуальное подношение собственного тела духам и божествам на благо всех живых существ. Практикующий выполняет таким образом парамиту щедрости, избавляясь от привязанности к своему телу и эго. Визуализацию проводит чодпа — лама, преуспевший в практике Чод.
Практики Тантры, пути преображения, трансформируют пять ядов в аспекты просветленного существа. Согласно «Зиджи», гнев превращается в великую любовь, тупость — в великое изначальное знание, гордость — в великий покой, страстное желание — в великую щедрость, зависть — в великую открытость.
Явления внешнего и внутреннего, сосуда и сока, сансары и нирваны
Из пяти ядов превращаются в амриту изначального знания.
«Я» поглощается магической игрой.
Внешний сосуд — три тысячи миров,
Земля, камни, горы и скалы, святые места, деревни, жилища
Преображаются в тело Совершенного Наслаждения.
Внешний сосуд — это божественный дворец.
Внутренний сок — тела богов и богинь —
Это океан изначальных Победоносных.
Изначальная суть бона, Совершенное Наслаждение,
Явления, обладающие характеристиками, — волшебное проявление:
Если есть внешний мир и всё, что в нем находится, предстает подобным образом,
Как может существовать отвержение и принятие?
Практикуй не-отвержение как первый принцип.