Второй из девяти путей Бона — Путь шена (практики) мира феноменов. Он включает в себя различные ритуалы для взаимодействия с внешними силами, в том числе защитные ритуалы, ритуалы выкупа души и жизненной силы, ритуалы для подавления негативных воздействий и изгнания вредоносных сил. Свое название «шен мира феноменов» этот путь получил, так как связан с феноменами (т.е. явлениями, постигаемыми в чувственном опыте — прим. пер.), которые видимы и реальны для нас1.
Как и во всех Девяти Путях, основой для практики является сострадание.
Тексты традиции Юнгдрунг Бон содержат множество сведений о классах невидимых духов и о конкретных видах вреда и болезней, которые они способны причинять людям. Чтобы устранять эти помехи и возникаюшие препятствия, необходимо проведение определенного ритуала, который поможет умиротворить или прогнать невидимые внешние силы.
Как правило, во втором пути выделяют четыре вида ритуалов:
- ритуалы для изгнания злых духов (экзорцизм) или избавления от негативных аспектов;
- ритуалы против духов злобного характера Дре и Си;
- ритуалы выкупа души;
- ритуалы мастеров.
Ритуалы экзорцизма
Эти ритуалы дают мгновенный результат, разворачивая в противоположную сторону направленные на нас вредоносные силы. В ряде случаев их правильнее назвать ритуалами очищения, а не экзорцизмом, потому что они напрямую связаны с устранением загрязнений или омрачений, созданных негативными действиями или обстоятельствами.
Совершая неблагочестивые поступки, люди создают основу для появления негатива. Это приносит ущерб как позитивным внешним духам, так и низшим духам, которые злятся и стремятся к возмездию в ответ на пагубную человеческую деятельность.
В целом, существует двенадцать видов экзорцизма. Один из наиболее распространённых ритуалов второго пути — это санг (или «лха санг»). В этом ритуале для очищения от загрязнений, вызванных действиями человека, используется дым сжигаемых благовоний. Этот ритуал обычно проводят ранним утром на вершинах холмов в благоприятные дни.
Ритуалы против духов Дре и Си
Дре и Си — два класса злых духов, которым причинение вреда другим доставляет удовольствие. Сказано, что эти духи появились в самый первый момент существования мира феноменов и обитают в центре Земли. Среди прочего, они обладают властью вызывать внезапные катастрофы, разжигать войны между народами и распространять эпидемии.
Ритуалы этого типа главным образом связаны с подношением умиротворяющих даров и способами подчинения и усмирения данных духов.
Ритуалы выкупа
Просветленный владыка Тонпа Шенраб Мивоче определил «выкуп» как обмен двух вещей одна на другую. В ритуалах этого типа замысловатые подношения предлагаются духам в качестве выкупа за душу, продолжительность жизни или жизненную силу человека.
Существует множество ритуалов выкупа, но в большинстве случаев все они попадают в одну из трех категорий: 1) выкуп для мужчин; 2) выкуп для женщин; 3) выкуп для детей.
Подготовка к ритуалам выкупа, изготовление подношений для них и процесс их проведения довольно специфичны и сложны и могут занимать несколько дней.
Ритуалы мастеров
В целом, эти ритуалы бывают четырех типов:
- Совершение подношений могущественным, но мирским божествам;
- Подношения могущественным духам, живущим в атмосфере;
- Подношения защитникам;
- Умиротворение духов земли, деревьев, воды и камней.
В данных ритуалах для каждого вида духов установлены свои особые подношения и способы поднесения этих даров. Таким образом поддерживаются гармоничные отношения с духами, а страдания и препятствия, возникающие на жизненном пути, устраняются или предотвращаются.
Примечания:
1. Другие встречающиеся переводы названия данного пути: «путь практики видимых проявлений» и «путь практики видимого мира».
Статья переведена и опубликована на портале Bon.su с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Копирование текста на другие ресурсы запрещено автором.
Original article written by Raven Cypress Wood and published at Ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood. No content, in part or in whole, is allowed to be used without direct permission from the author.