
Чтобы создать фундамент для дальнейшего духовного развития, необходимо с искренностью начать с предварительных практик Нёндро. К внешним предварительным практикам (также есть внутренние - прим. ред.) относится однонаправленное размышление о восьми труднодоступных свободах и десяти дарованиях. Шардза Таши Гьялцен Ринпоче объясняет их в своей работе «Океан наставлений по предварительным практикам А-Три». Без этих условий невозможно практиковать Бон. Глубоко размышляя над истинностью каждого из них, практикующий осознает, насколько важно не упускать возможность практиковать.
1. Свобода от рождения в аду.
Причина рождения адским существом – негативная карма ненависти и злобы. В результате приходится испытывать страдания от жары и холода. Эти мучения для обитателей ада постоянны и невыносимы, и у них нет свободы действовать в соответствии с намерением практиковать Бон.2. Свобода от рождения в мире голодных духов.
Причиной рождения голодным духом является негативная карма желания и жадности. В результате приходится испытывать страдания от голода и жажды. Эти мучения не прекращаются и также нет возможности практиковать Бон.
3. Свобода от рождения в теле (вьючного) животного.Причиной рождения в животном мире является негативная карма тупости. В результате приходится проходить через страдания, будучи глупым, немым и эксплуатируемым в работе.
«Когда рождаешься животным, нет возможности практиковать даже небольшую добродетель. Даже если вы объясните сотни различных текстов наивысшим животным в человеческом мире, таким как лошади, мулы и т.д., за исключением небольшой пользы от слушания, они не возьмут из них ни слова. Если бы они могли произнести МА ТРИ один раз, у них была бы возможность стать просветленными. Но из-за того, что им приходится испытывать страдания и горе от глупости и немоты, не имея возможности усваивать учения, у них нет свободы действовать в соответствии с намерением практиковать Бон»
Шардза Ринпоче
Сутра Истинной Искренности
«Быть так называемым долгоживущим богом — это один из результатов нахождения богов в состоянии постоянной концентрации. Однако не существует понятий «хорошо» или «плохо». С момента их рождения,за исключением момента их смерти, концептуальное мышление остановлено. Они пребывают в таком состоянии в течение многих великих кальп, пока эта карма не будет исчерпана, и они не переродятся в низших мирах. Поскольку в мире богов нет обучения, слушания или практики учения Бон, нет возможности двигаться к просветлению».
Шардза Ринпоче
«Когда человек рождается дикарем, например, тем, кто верит, что убийство – это хорошее занятие, он никогда не услышит даже простого звука слова “Бон”. Убивая, они испытывают сильные негативные эмоции. Впоследствии они воспринимают убийство людей и лишение жизни как благо. Они перенимают эту негативную деятельность от своих родителей, и все это становится недобродетельным образом жизни. Из-за этого нет свободы практиковать Бон. Если человек рождается в удаленной местности, где учение Тонпа Шенраба не распространилось, нет возможности практиковать Бон.»
«Если кто-то рождается немым, даже если он встречается с учением Будды, он не может читать мантры. Слепой человек не может видеть изображения и объекты просветления, поддерживающие веру и преданность. Глухой не может слышать звук бонской речи. Люди с глубокими психическими отклонениями не могут понять, что культивировать, а от чего стоит отказаться. Следовательно, нет свободы практиковать бон».
Наличие ошибочных концепций, несовместимых с наставлениями Бон, например, идея о том, что у действий нет последствий, или убежденность в том, что учения о просветлении не имеют силы, загрязняет поток ума. Из-за этого нет возможности развить преданность по отношению к чистым учениям Будды Тонпа Шенраба, а значит нет свободы практиковать Бон.
8. Свобода от рождения во времена, когда будды не рождаются.У тех, кто родится в столь темную эпоху, не будет свободы в практике Бон.
Размышляя снова и снова о восьми свободах, мы приходим к осознанию того, что обладаем драгоценной возможностью. Благодаря глубокому пониманию ценности благоприятных обстоятельств, которые дают возможность практиковать Бон, создается прочная основа для духовного развития и мотивации.
Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Оригинал статьи опубликован на сайте ravencypresswood.com. Копирование текста и изображений на другие ресурсы запрещено автором.
Original article written by Raven Cypress Wood and published at ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood.
Восемь труднодоступных свобод подробно разбираются на онлайн-ретрите по предварительным практикам Нёндро, который пройдёт с 3 по 16 января 2026 года. Это первый из двенадцати ретритов трёхлетней программы «Путь к Дзогчену», где происходит глубокое погружение в наставления мастеров традиции Бон, рассматриваются практические методы работы с сознанием, даются ответы на вопросы, а также разъяснение непонятных моментов, связанных с содержанием текстов или особенностями практик.
Регистрация на первый ретрит Нёндро уже открыта по ссылке.