Четвертый путь Бона: Ритуалы для умирающих и посмертные ритуалы

Четвертый путь Бона: Ритуалы для умирающих и посмертные ритуалы

Автор:
2479 просмотров

Четвертый из девяти путей Бона называется «Путь шена (практики) существования» и посвящен, в основном, ритуалам для умирающих и посмертным ритуалам. С точки зрения Юнгдрунг Бон, момент отделения сознания от физического тела обладает огромным потенциалом. Если человек получал надлежащие наставления и занимался практикой, то в этот момент у него есть возможность достичь освобождения от циклического существования. Если же нет, то существуют методы, способные привести сознание умершего к освобождению или, по крайней мере, направить его по пути благоприятного перерождения. 

Подношения света Менри
По традиции для умерших делают подношения света. Фото: Татьяна Семенова для Bon.su

В целом, когда обычный человек умирает, он поначалу попадает в бессознательное состояние, будто погружаясь в глубокий сон. «Пробуждаясь» от этого состояния, он может не понять, что на самом деле уже умер, и продолжить испытывать привязанность к своей семье и обстоятельствам жизни. Обычно этот период длится три дня, иногда дольше — и это то время, когда лама сообщает человеку, что тот умер, и наставляет его не бояться и отпустить привязанность к семье и друзьям. 

С четвертого дня после смерти начинается 49-дневный период перехода, называемый «бардо», что дословно переводится как «между двумя». В течение этих семи недель человек все больше отпускает прошедшую жизнь и силой кармой притягивается к следующей. 

В это же время, на каждой неделе, умерший переживает опыт, соответствующий каждому из шести миров, в которых возможно перерождение. Эти шесть уделов от низшего к высшему: мир адов, мир голодных духов, мир животных, мир людей, мир полубогов и мир богов. Например, на первой неделе у человека могут быть переживания, связанные с миром адов, на второй у него будут переживания мира голодных духов, и так далее. В связи с этим на каждой неделе читаются молитвы и проводятся ритуалы, направленные на то, чтобы противостоять переживаниям и препятствиям, через которые умерший в это время может проходить. Кроме того, каждый день совершаются подношения света, молитвы-устремления и читаются мантры на благо умершего. На 49-й день проводятся особые ритуалы и молитвы, способные оказать серьезное влияние на путь перерождения. 

Подношение света

Это общее описание процесса перерождения. Проведет ли умерший в бардо больше или меньше времени или же у него вообще не будет переживаний бардо, зависит от множества факторов, включая его добродетель или недобродетель, силу осознанности и духовное развитие.

Лама, проводящий ритуалы, должен обладать как надлежащим знанием о них, так и огромным состраданием к другим живым существам.

Просветленный Владыка Тонпа Шенраб Миво говорил так:

Лучший из шенов тот, кто искусен в медитации, пробудил в себе чувство безмерного сострадания к слабым живым существам, кто обладает четырьмя безмерными качествами1 и ставит благо других превыше себя.

Перед подготовкой к ритуалам лама выясняет подробности о смерти человека, такие как время и сопутствующие обстоятельства. Затем проводятся гадания и астрологические расчеты с целью определения подходящего дня и времени для проведения ритуала и похорон, а также всевозможных дополнительных ритуалов, которые могут быть полезны для семьи. Таким образом, естественный процесс смерти и перерождения сопровождается духовным руководством ламы и его экспертными знаниями в области ритуалов.

Из «Бардо Тхёдол. Освобождение посредством слушания»2:

Лама, благослови меня из своего сострадания. Благослови меня остановить обманчивые видения бардо. Благослови меня, чтобы я смог предотвратить перерождение в низших уделах. Благослови меня достичь пяти мудростей.

Примечания:

1. Четыре безмерных — безмерное сострадание, безмерная любовь, безмерная радость и безмерная равностность.
2. «Тибетская книга мертвых» по-тибетски называется «Бардо Тхёдол», что означает «Освобождение путем слушания в посмертном состоянии».


Статья переведена и опубликована на портале Bon.su с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Копирование текста на другие ресурсы запрещено автором.

Original article written by Raven Cypress Wood and published at Ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood. No content, in part or in whole, is allowed to be used without direct permission from the author.



Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Девятый путь Бона: Непревзойденный путь (Дзогчен) Девятый путь Бона: Непревзойденный путь (Дзогчен)
Из Девяти путей Бона девятый является наивысшим. Это практика Дзогчена, Великого Совершенства....
Читать далее
Восьмой путь Бона: Путь изначального Шена Восьмой путь Бона: Путь изначального Шена
Восьмой из Девяти путей Бона — это Путь изначального Шена. Он посвящен высшим тантрическим практикам...
Читать далее
Седьмой путь Бона: Путь белого «А» Седьмой путь Бона: Путь белого «А»
Седьмой из девяти путей Бона — Путь белого «А». Данный путь — первый из девяти путей, чье воззрение ...
Читать далее
Шестой путь Бона: Путь полностью посвященных монахов Шестой путь Бона: Путь полностью посвященных монахов
Шестой из девяти путей Бона — это путь полностью посвященных монахов — или, в дословном переводе, «п...
Читать далее
Пятый путь Бона: Служение добродетели Пятый путь Бона: Служение добродетели
Пятый из девяти путей Бона называется «Путь практикующих добродетельных мирян» и определяет надлежащ...
Читать далее
totop