Четвертый из девяти путей Бона называется «Путь шена (практики) существования» и посвящен, в основном, ритуалам для умирающих и посмертным ритуалам. С точки зрения Юнгдрунг Бон, момент отделения сознания от физического тела обладает огромным потенциалом. Если человек получал надлежащие наставления и занимался практикой, то в этот момент у него есть возможность достичь освобождения от циклического существования. Если же нет, то существуют методы, способные привести сознание умершего к освобождению или, по крайней мере, направить его по пути благоприятного перерождения.
В целом, когда обычный человек умирает, он поначалу попадает в бессознательное состояние, будто погружаясь в глубокий сон. «Пробуждаясь» от этого состояния, он может не понять, что на самом деле уже умер, и продолжить испытывать привязанность к своей семье и обстоятельствам жизни. Обычно этот период длится три дня, иногда дольше — и это то время, когда лама сообщает человеку, что тот умер, и наставляет его не бояться и отпустить привязанность к семье и друзьям.
С четвертого дня после смерти начинается 49-дневный период перехода, называемый «бардо», что дословно переводится как «между двумя». В течение этих семи недель человек все больше отпускает прошедшую жизнь и силой кармой притягивается к следующей.
В это же время, на каждой неделе, умерший переживает опыт, соответствующий каждому из шести миров, в которых возможно перерождение. Эти шесть уделов от низшего к высшему: мир адов, мир голодных духов, мир животных, мир людей, мир полубогов и мир богов. Например, на первой неделе у человека могут быть переживания, связанные с миром адов, на второй у него будут переживания мира голодных духов, и так далее. В связи с этим на каждой неделе читаются молитвы и проводятся ритуалы, направленные на то, чтобы противостоять переживаниям и препятствиям, через которые умерший в это время может проходить. Кроме того, каждый день совершаются подношения света, молитвы-устремления и читаются мантры на благо умершего. На 49-й день проводятся особые ритуалы и молитвы, способные оказать серьезное влияние на путь перерождения.
Это общее описание процесса перерождения. Проведет ли умерший в бардо больше или меньше времени или же у него вообще не будет переживаний бардо, зависит от множества факторов, включая его добродетель или недобродетель, силу осознанности и духовное развитие.
Лама, проводящий ритуалы, должен обладать как надлежащим знанием о них, так и огромным состраданием к другим живым существам.
Просветленный Владыка Тонпа Шенраб Миво говорил так:
Перед подготовкой к ритуалам лама выясняет подробности о смерти человека, такие как время и сопутствующие обстоятельства. Затем проводятся гадания и астрологические расчеты с целью определения подходящего дня и времени для проведения ритуала и похорон, а также всевозможных дополнительных ритуалов, которые могут быть полезны для семьи. Таким образом, естественный процесс смерти и перерождения сопровождается духовным руководством ламы и его экспертными знаниями в области ритуалов.
Из «Бардо Тхёдол. Освобождение посредством слушания»2:
Примечания:
1. Четыре безмерных — безмерное сострадание, безмерная любовь, безмерная радость и безмерная равностность.2. «Тибетская книга мертвых» по-тибетски называется «Бардо Тхёдол», что означает «Освобождение путем слушания в посмертном состоянии».
Статья переведена и опубликована на портале Bon.su с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Копирование текста на другие ресурсы запрещено автором.
Original article written by Raven Cypress Wood and published at Ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood. No content, in part or in whole, is allowed to be used without direct permission from the author.