В традиции Юнгдрунг Бон существует пять внешних ежедневных подношений, которые ставятся на главный алтарь. Это масляные светильники, чистая вода, пища, благовония и цветы.
Каждое утро, традиционно на рассвете, перечисленные предметы размещают на алтаре в качестве подношений высшим существам. Все они должны быть чистыми и аккуратно выглядящими. Алтарь, как правило, имеет три, четыре или пять уровней. Пять видов подношений помещаются на нижние уровни, с благовониями внизу и цветами в стороне. Располагаются подношения в соответствии с их высотой: спереди чаши с водой, за ними масляные светильники, а сзади бóльшие по высоте предметы — торма для подношения пищи и стоячие благовония. Масляные лампы иногда помещаются между чашами с водой.
Если человек не может совершить эти подношения в их материальной форме, вместо этого можно поднести мантру и мудру, представляющую каждое из них (см. ниже). Если нет возможности поднести все семь масляных светильников или все семь чаш с чистой водой, можно поднести меньшее количество. Однако ограничение подношений не должно определяться чувством жадности.
Совершая подношения с чувством открытой щедрости и преданности, практикующий накапливает заслуги и занимается практикой добродетели. Каждое из пяти подношений связано с одним из миров сансары (за исключением мира божеств) и несет свою пользу, связанную с ним.
Подношение масляных ламп (тиб. mar mé)
Суть этого подношения — поднесение света. Поэтому, хотя традиционное подношение состоит из семи масляных ламп, можно также подносить и семь свечей.
Масляные лампы или свечи красиво размещают в одну линию в центре алтаря. Зажигают их слева направо. Вечером, если нужно потушить, тушат справа налево.
Особая польза от подношения масляных светильников заключается в устранении страданий горячих и холодных адов. Подношение света помогает рассеять тьму невежества.
Мантра для подношения масляных ламп: OM NE TENG CHO CHO LAM LAM YÉ SOHA (ОМ НЕ ТЕНГ ЧО ЧО ЛАМ ЛАМ ЙЕ СОХА)
Подношение благовоний (тиб. pö)
Лучшие благовония делают из трехсот шестидесяти лекарственных ингредиентов. Подносить благовония можно двумя способами. Первый вариант — это поставить изящно скрещенные палочки благовоний в маленькие чаши, наполненные чистым рисом, второй вариант — поместить зажженные благовония под алтарь так, чтобы дым поднимался вверх и окуривал его.
Благо от подношения благовоний состоит в облегчении страданий царства голодных духов, которые в первую очередь связаны с голодом и жаждой. Подношение благовоний помогает избавиться от такого источника несчастий, как страстное желание (привязанность).
Мантра для подношения благовоний: OM ZHIM ZHIM DRAM DRAM BUN NÉ TIM TIM YÉ SOHA (ОМ ЖИМ ЖИМ ДРАМ ДРАМ БУН НЕ ТИМ ТИМ ЙЕ СОХА).
Подношение воды (тиб. yon chap)
Вода для подношений должна быть чистой. Традиционно она подносится в семи чашах, сделанных из драгоценных металлов и украшенных благоприятными символами. По меньшей мере чаши должны быть хорошего качества, чистыми, без трещин и дефектов. Чаши ставятся в одну линию в центре алтаря. Они не должны соприкасаться, но и не должны располагаться слишком далеко друг от друга. Согласно текстам, их должно разделять расстояние, равное ширине рисового зерна.
Утром чаши наполняют одну за другой слева направо. Воду наливают почти до верха чаши, но так, чтобы она не проливалась и не переливалась через край. Вечером чаши опустошаются в обратном направлении — справа налево. Вода выносится наружу в чистое место. В идеале чаши протираются и ставятся вверх дном одна на другую. Пустую чашу никогда не оставляют в обычном, не перевернутом положении.
Подношение воды помогает рассеять страдания мира животных — невежество и порабощение с целью работы на кого-то.
Мантра для подношения воды: OM SHUDO SHUDO KU SHUDO YA SA LÉ SANG NGÉ YÉ SOHA (ОМ ШУДО ШУДО КУ ШУДО Я СА ЛЕ САНГЬЕ ЙЕ СОХА).
Подношение пищи (тиб. zhal zé)
Традиционно это подношение состоит из семи торм, сделанных из чистой обжаренной ячменной муки — цампы. Размер торм определяется размером алтаря, но не должен быть слишком маленьким. Поскольку это мирные торма, они круглые в основании и окрашиваются в желтый цвет маслом или пищевым красителем. Их украшают разноцветными масляными фигурами, напоминающими цветы. Если практикующего не научили делать такие торма, то вместо них можно поднести печенье, пирожные, сладости или фрукты. При поднесении пищи самая первая порция или кусок считаются лучшими, и именно его предлагают высшим существам.
Подношение пищи связано с миром людей и помогает избавиться от страданий нищеты.
Мантра для подношения пищи: OM YA YEN RANG ZHI YÉ SOHA (ОМ Я ЙЕН РАНГ ЖИ ЙЕ СОХА).
Подношение цветов (тиб. metok)
Цветы кладут по бокам алтаря. Нельзя подносить цветы ядовитых растений или цветы с шипами.
Подношение цветов связано с миром полубогов и помогает избавиться от страданий войн и конфликтов.
Мантра для подношения цветов: OM NE RA DE DE CHO CHO YÉ SOHA (ОМ НЕ РА ДЕ ДЕ ЧО ЧО ЙЕ СОХА).
Пять внешних подношений в виде торм
В некоторых ситуациях, например, для подношения божествам-йидамам, все пять подношений могут быть представлены в виде тормы из цампы. Хотя каждое из пяти подношений представлено отдельно, они всегда помещаются вместе и подносятся как одна торма. Будучи мирными, такие тормы круглые в основании, они желтого цвета и украшены маслом. Расположение следующее: в центре — цветочная торма, на востоке (спереди) — торма масляной лампы, на севере — торма благовоний, на западе — торма воды, на юге — торма пищи.
Статья переведена и опубликована на портале «Чистые Земли» с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Копирование текста на другие ресурсы запрещено автором.
Original article written by Raven Cypress Wood and published at Ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood. No content, in part or in whole, is allowed to be used without direct permission from the author.