Темный ретрит

Темный ретрит

Автор:
2190 просмотров

Темный ретрит — практика уединения в пространстве, полностью лишенном света. Реже его переводят на русский язык как «темный затвор». Это одна из высших практик тибетского буддизма и Бона. Традиционно такой ретрит длится 49 дней или несколько лет. Стоит сразу сказать о рисках такой практики.

Как при любой сенсорной депривации, у человека в таких условиях могут начаться галлюцинации — порождения концептуального ума. Даже если уединение длится не месяцами или годами, а только несколько дней, неподготовленный человек может себе только навредить.

В тибетской традиции, а именно в Калачакре-тантре, буддистском и бонском Дзогчене темный ретрит проходят только старшие практики под руководством наставника.

dark-retreat.png

Источник фото: Schering Stiftung

Для чего проводится темный ретрит

По словам Его Святейшества Лопона Тензина Намдака Ринпоче, темный ретрит практикуется для двух целей:

  1. Стабилизация естественного состояния ума. Соответствует практике Трекчо. Такой ретрит может быть любой продолжительности.

  2. Развитие видения. Соответствует практике Тогал. Минимальная продолжительность такого уединения — 49 дней.

Обычно о темном ретрите говорят именно в контексте Тогала. Созерцание темноты существует в этой практике наряду с двумя другими методами — созерцанием неба и солнца.

Для прохождения ретрита у практикующего уже должно быть устойчивое умение пребывать в естественном состоянии ума. Тогда возбуждение, которое приходит вместе с сенсорной депривацией, будет не беспокойством, а чистым светом.

Поскольку в темном затворе происходит очень много событий, практик может прийти в возбуждение, его мысли становятся бурными и неуправляемыми. Трегчо подразумевает обретение в пространстве устойчивого состояния, такого состояния, которое исключает клаустрофобию. А Тогал — это проявление света. В небольшом физическом пространстве темного затвора есть много пространства и света — пространства основы бытия и просветленности ригпа.

— Тендзин Вангьял Ринпоче «Исцеление формой, энергией и светом»

Если же практик не способен пребывать в естественном состоянии, он сможет увидеть только галлюцинации, которые являются только проекциями ума и следствиями его кармических отпечатков. Это будет не настоящим видением.

Называются две цели темного ретрита.

Подготовка к Бардо. Традиционная длительность в 49 дней как раз соответствует времени пребывании в Бардо, промежуточном состоянии между воплощениями. Как и в Бардо, и в сновидениях, человек в темноте сталкивается с проявлениями своего концептуального, рассудочного ума. И, подобно Йоге сновидений, темный ретрит учит различать концептуальный ум и чистый ум, что будет необходимо в состоянии Бардо для освобождения от дальнейших перевоплощений.

Реализация радужного тела. Одно из возможных наивысших следствий темного ретрита, как и практики Тогал в целом, является обретение джалю (тиб.), радужного тела. При смерти физическое тело растворяется в нематериальном, после чего практик или существует в нематериальной форме до конца времен, или способен принимать любую материальную форму в различных мирах.

Подробнее о радужном теле можно прочитать в другой статье на нашем сайте.

tapikhritsa.jpg

Тапихрица, мастер радужного тела, покровитель учения Дзогчен. Тибет, 1800–1899 гг. Изображение: Himalayan Art Resources

Как проходит темный ретрит

Условия практики схожи во всех традициях и подразумевают пребывание в темном помещении и отказ от взаимодействия с другими людьми. При этом практикующий обычно принимает пищу.

При этом наставления практику даются по разным текстам в зависимости от традиции, поэтому различаются и версии выполнения:

  • В Калачакра-тантре темному ретриту посвящен текст «Безупречный свет» (комментарий Пундарики).

  • В Дзогчене школы Ньингма — текст «Пылающий Светильник», одна из Семнадцати тантр Упадеши Дзогчена. Также практика описывается в цикле Янгти Нагпо тертона Дунгцо Репы и в связанном с ним тексте «Упадеша исполняющей желания драгоценности янгти» из цикла Лонгсал Чогьяла Намкая Норбу Ринпоче.

  • В Дзогчене бонской линии передачи Шанг-Шунг Ньенгью темный ретрит обсуждается в тексте «Шесть Светильников» и комментарии на него Дру Гьялвы Юнгдрунга, а также в разделе «Гьялва Чактри» под названием «Семь циклов ясного света» и тексте Шардзы Ринпоче «Горизонт ясного света» из «Самопроявления Трех Тел» (Кусум Рангшар) из цикла Атри.

Особенно заметно различаются методы Тантры и Дзогчена.

Для тех, кто выполняет ретрит как практику Тогала в Шанг-Шунг Ньенгью, ретрит подразумевает работу с энергиями тела и возникающими видениями. При успешной практике происходят видения элементов в чистых формах, видения божеств, богинь, священных символов. При этом они вновь и вновь растворяются в чистом свете.

В практике мы можем соединиться с внутренним пространством, а затем — с внешним или использовать переживание внешнего пространства, чтобы соединиться с внутренним пространством. Порядок не имеет значения, поскольку главное — узнать, что внешнее пространство, внутреннее пространство и пространство ума — это одно и то же пустое,светоносное пространство.

— Тендзин Вангьял Ринпоче «Исцеление формой, энергией и светом»


Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Что такое тантрические практики Что такое тантрические практики
Тантра — слово, которое слышали многие люди, даже не связанные с тибетскими сакральными традициями. ...
Читать далее
Девятый путь Бона: Непревзойденный путь (Дзогчен) Девятый путь Бона: Непревзойденный путь (Дзогчен)
Из Девяти путей Бона девятый является наивысшим. Это практика Дзогчена, Великого Совершенства....
Читать далее
Что такое Дзогчен? Что такое Дзогчен?
Дзогчен — важнейшая часть традиции Бон, наивысшее учение Великой Колесницы — Махаяны. Это самый быст...
Читать далее
totop