Первое пришествие
Основатель традиции Юнгдрунг Бон, владыка Тонпа Шенраб Мивоче, воплотился в человеческом теле в качестве принца на древней земле Олмо Лунгринг в стране Тадзик (Тазиг)2 в год Деревянной Мыши, 16017 г. до н.э.1 Учения Юнгдрунг Бон были переданы им своим многочисленным ученикам в Тадзике, а по прошествии времени переведены на триста шестьдесят языков. Сказано, что сто девяносто четыре из этих языков принадлежали царствам за пределами Олмо Лунгринга. Несмотря на то, что Тонпа Шенраб Мивоче совершил одно путешествие в Тибет, во время которого научил подносить торма3, заменив ими животные жертвоприношения, требовавшие причинения вреда живым существам, учение Юнгдрунг Бон в то время еще не было широко распространено.
Таким образом, будучи переведенными и переданными различным носителям знаний, учения распространились сначала в Шанг-Шунге4, затем были принесены в Индию и Китай, а потом в такие страны, как Кашмир, Непал, Тогар, Гилгит, Пхром, Захор и Сумпа. Из Шанг-Шунга, Индии и Китая учения попали в Тибетскую империю. По этой причине во многих бонских текстах сегодня сохраняются отдельные оригинальные шангшунгские слова, а также слова из других языков, которые предшествовали переводу текстов на тибетский язык.
Во время правления первых семи тибетских царей учение владыки Тонпа Шенраба Мивоче процветало, и у каждого из этих царей был один или несколько придворных «шенов» — бонских священников, которые действовали как своего рода духовные телохранители царя, защищая его жизнь, власть и богатство, а также осуществляя духовное наставничество.
Сказано, что Ньятри Ценпо, первый человек, назначенный правителем всего Тибета, имел сверхъестественное происхождение и был помазан на трон в год Лесной Мыши, 1136 г. до н.э. Во время его правления были широко распространены и практиковались Двенадцать Видов Знания Колесницы Причины учения Юнгдрунг Бон. Его сын, Мутри Ценпо, пригласил в Тибет сто восемь шангшунгских ученых и основал сорок пять центров Юнгдрунг Бон для обучения и практики.
Во время правления следующих пяти тибетских царей Юнгдрунг Бон также пользовался царской поддержкой и процветал.
1-й тибетский царь: Ньятри Ценпо
2-й тибетский царь: Мутри Ценпо
3-й тибетский царь: Тингтри Ценпо
4-й тибетский царь: Сотри Ценпо
5-й тибетский царь: Дактри Ценпо
6-й тибетский царь: Джангтри Ценпо
7-й тибетский царь: Триде Якпо
У царя Триде Якпо был сын по имени Дригум Ценпо, который был возведен на престол в возрасте тринадцати лет. Царские священники, шены, имели большое влияние при дворе благодаря своим глубоким связям с царями Шанг-Шунга. Министры Дригума Ценпо начали говорить царю, что слова шенов более авторитетны, нежели слова царя, и что священники представляют собой огромную и непосредственную угрозу.
Несмотря на практику Бон в молодости, Дригум Ценпо созвал шенов и заявил им, что в Тибете недостаточно места одновременно для его авторитета и их авторитета. Священники были изгнаны. За исключением отдельных практик Колесницы Причины, использовавшихся для защиты власти и богатства царя, Дригум Ценпо начал подавление и преследование всех учений Тонпа Шенраба. Таким образом, в 683 году до нашей эры начались первые гонения на Юнгдрунг Бон, которые привели к сокрытию бонских текстов в терма5.
Погрузив свои тексты на вьючных животных, шены отправились в приграничный регион Шанг-Шунга, где держали совет по поводу того, как быть дальше. Было решено, что ради сохранения учений они разделят тексты между собой. Некоторые из них отправились с целью распространения учений на окраины или в другие страны. Другие прятали драгоценные писания Юнгдрунг Бон и молились о том, чтобы учения вновь проявились в более благоприятное время и чтобы наставления будды Тонпа Шенраба снова распространились на благо всех живых существ.
Второе пришествие
После того, как восьмой тибетский царь Дригум Ценпо, опасаясь силы и влияния шенов, изгнал их вместе с учением Юнгдрунг Бон из империи, у него не осталось достаточно сильных противников внутри страны.
Поэтому он отправил сообщение правителю менее значительного тибетского региона Лхо Драк, Ло Нгаму Та Дзи, требуя от того биться со своей армией. Хотя Ло Нгам не был склонен воевать, царь настаивал, и у Ло Нгама не было другого выбора, кроме как согласиться.
Вскоре после этого Ло Нгаму приснился сон, в котором ему были даны конкретные инструкции, как победить царя Дригума Ценпо. Последовав этому полученному во сне совету, Ло Нгам одержал победу, а царь был убит. Ло Нгам запечатал тело Дригума Ценпо в медный гроб и бросил его в реку Цангпо. Затем он изгнал из страны царских сыновей, сделал царицу пастушкой и правил Тибетом на протяжении тринадцати лет.
У бывшей царицы родился сын, который, узнав правду о своем происхождении от преданного царице министра, убил Ло Нгама Та Дзи. Получив известие о его смерти, сын Дригума Ценпо Пуде Гунг Гьял вернулся в Тибет из изгнания. Осознав, что подавление Бона привело к смерти его отца и падению как его семьи, так и всей Тибетской империи, Пуде Гунг Гьял принял решение восстановить Юнгдрунг Бон в прежнем положении, вместе с бонскими священниками, шенами.
Он послал срочное сообщение опытному бонскому йогину Тонг Гьюнгу Тучену, который практиковал в затворе на острове в озере Нам. Он умолял йогина помочь ему возродить Юнгдрунг Бон. Тонг Гьюнг Тучен согласился и поручил Пуде Гунг Гьялу пригласить в Тибет сто держателей знания, чтобы начать его возрождение.
Эти сто шенов совершили очистительный ритуал для убитого царя Дригума Ценпо, благословили всех присутствующих и предложили свою поддержку Пуде Гунг Гьялу, взошедшему на трон и принявшему титул царя Тибета.
Он стал известен как Толек Ценпо6, Царь Высшего Блага.
Таким образом, учение и практика Юнгдрунг Бон пережили новый расцвет и снова распространились на земле Тибета.
Примечания:
1. Все даты взяты из Gal Che’i bsTan rTsis Phyogs bsDus, «Краткого обзора основной хронологии», опубликованного монастырем Тритен Норбуце.2. Сейчас Тадзик уверенно ассоциируют с местом проживания таджиков (восточным Ираном).
3. Тибетский термин «тормá» [gtor ma] буквально означает «нечто подброшенное в воздух, брошенное или разбросанное». Такое название происходит из того факта, что многие виды торма в качестве подношения подбрасывают в небо.
4. Шанг-Шунг — до VIII века — независимое королевство со своим собственным языком и культурой. Оно располагалась на территории современного Западного и Северного Тибета, а над центральной частью этой страны возвышалась величественная священная гора Гангчен-Тисэ (Кайлаш).
5. Термá — спрятанные дхармические сокровища; в основном, тексты учений.
6. Также известен как Чатри Ценпо (Bya-khri btsan-po). Начало правления — 667 год до н.э. (согласно бонской хронологии, составленной в 1842 году Менри Кхенченом Ньима Тензином, аббатом монастыря Менри).
Original article written by Raven Cypress Wood and published at Ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood. No content, in part or in whole, is allowed to be used without direct permission from the author.