Пять внешних правил, пять промежуточных практик и пять йидамов геньена

Пять внешних правил, пять промежуточных практик и пять йидамов геньена

Автор:
319 просмотров
Шенлха Окар.png

Шенлха Окар, главное божество пяти промежуточных практик геньена

Наставления для практикующих мирян. Часть 6.

Предыдущая часть статьи – по ссылке.

Пять внешних правил

«Цангпа Цукпу! Сыновья и дочери, желающие отбросить недобродетели и придерживаться добродетельных поступков, должны прийти к настоятелю, мастеру (учителю) и свидетелю, которые сами соблюдают должное поведение и дисциплину, ведут блуждающих существ, имеют ясное осознавание, обладают силой и никогда не забывают об истинном смысле, стремятся к чистой добродетели и имеют опыт с большим количеством последователей, и получить от них правила геньена, или практикующего мирянина. Действуя согласно пяти внешним правилам одеяния, пяти внутренним пожизненным обетам и пяти промежуточным активностям, они входят на Путь Геньена. В соответствии с пятью внешними правилами это, в первую очередь, рубашка для верхней части тела, затем юбка для нижней части тела, третье – тряпичная обувь, четвертое – роба, пятое – верхняя накидка.»

Данная одежда похожа на ту, которую носят монахи и монахини, но есть некоторые различия. Например, у робы геньена есть бахрома с двух концов, в то время как монахам и монахиням это не позволено. 

Если следовать этим наставлениям буквально, то у тех, кто живет на Западе, могут возникнуть сложности, поскольку это может конфликтовать с местными культурными нормами, а также вызвать непонимание и негатив относительно практикующих и религии Бон. Поэтому хорошо поразмышлять над глубинным значением этих пяти пунктов. Целью Пути Геньена является практика добродетели и чистоты с мотивацией ставить других на первое место и не причинять вред живым существам, пока практикующий трудится ради их освобождения от страданий. В этом смысле совет носить тряпичную одежду и обувь, а не из шкур животных способствует практике геньена. Ношение простой одежды без замысловатых украшений и не имеющей особого фасона, указывающего на статус или власть, также содействует практике геньена. Ношение одежды с мотивацией быть скромным и простым, а не для того, чтобы вызвать зависть или ревность, опять же поддерживает практику геньена. 

Поэтому, хотя практикующий может и не носить специальное одеяние, описанное Учителем, очень важно поразмышлять над своей одеждой и внешним видом и обратить внимание на то, согласуется это или противоречит сути наставлений для геньена. Например, в своих рекомендациях дакини Чозе Бонмо касательно начитывания мантр и еды, которой следует избегать, реализованный йогин Лишу Тагринг сказал, что принятие в пищу соли разрушает силу, накопленную от начитывания мантр целый день. Причина этой недобродетели возникла в прошлом, когда соль загружали в мешках на спины вьючных животных, которые затем шли много дней, неся эту соль на огромные расстояния. К тому времени, когда мешки с солью надо было снимать, они успевали прилипнуть к бокам животных, и когда мешки снимали, вместе с ними частично сдиралась шкура животных, что причиняло им сильнейшую боль и страдания. Так, соль загрязнилась недобродетелью из-за того, что стала причиной больших страданий других живых существ.

Однако в наше время для перевозки соли используют транспорт, и такая недобродетель не возникает. Таким образом, эта причина для исключения соли больше не применима. Подобным образом можно поразмышлять и над наставлениями Учителя насчет облачения геньена, а также прояснить эти пункты с учителем, у которого принимались обеты.

Пять промежуточных практик, или дисциплин

  1. Практика омовения очищающей водой

  2. Выполнение простираний и обхождений

  3. Создание ступ и са ца (эта тема будет рассмотрена в следующих статьях)

  4. Подношение торма чистой воды (эта тема также будет рассмотрена далее)

  5. Семь аспектов повседневной деятельности

Учитель продолжил говорить с Цангпа Цукпу, учеником, которому была вверена линия преемственности Пятого Пути Геньена.

«Цангпа Цукпу, слушай! Любой, кто вошел во врата Бона Пути Геньена, кто встает утром между началом зари и восходом солнца и выполняет омовение очищающей водой, почитает три опоры просветленных существ и пять божеств, будет освобожден от рабства пяти сфер цикличного существования.»

Пять божеств-йидамов геньена

Пять промежуточных практик выполняются в присутствии пяти божеств Пятого Пути Геньена. Главным среди них является Шенлха Окар, божество из белого света линии Шен. По сути, Шенлха Окар воплощает в себе коренного учителя практикующего вместе со всеми ламами и учителями, которые были так добры, что давали наставления и указания. В то же время он является просветленным существом, которое проявляется в мирной форме из чистого света и спонтанно дарует все совершенные качества и мудрость. Он окружен эманациями, которые схожи по форме и сути, но обладают различными индивидуальными характеристиками. У всех пяти божеств мирный внешний вид, одно лицо, две руки, две скрещенных ноги и пятнадцать украшений тела совершенных качеств. 

  1. Шенлха Окар, или Кунту Зангпо. Он белого цвета подобно ясной луне, пребывает в центре, а его руки в жесте равностного сосредоточения держат слог А. При визуализации во время практики омовения очищающей водой он держит Драгоценность, Исполняющую Желания. У него на голове украшение из золота с пятью видами драгоценностей. Он восседает на львином троне на подушках из солнца, луны и лотоса. Позади него находится Ступа Юнгдрунг Колек, или Изящная Нерушимая Ступа. Его форма мудрости побеждает гнев, а его рекой мудрости пустоты очищаются недобродетели и омрачения, вызванные гневом.

  2. Дамцик Гьялпо Шерик Лха, или Рангсел Шерик кьи Лха. Владыка обетов и обязательств, божество самоозаренного знания и осознавания. Он золотистого цвета, пребывает на востоке и держит вазу с нектаром. При визуализации во время практики омовения очищающей водой он держит слог А. У него бирюзовое головное украшение, и он восседает на слоновом троне на подушках из солнца, луны и лотоса. Его форма мудрости побеждает неведение и умственную тьму, а его рекой мудрости подобной зеркалу очищаются недобродетели и омрачения, вызванные неведением.

  3. Лекьи Гьялпо Цеи Лха, или Юнгдрунг Цеи Гьялпо. Владыка нерушимого долголетия, владыка активностей. Он зеленого цвета, пребывает на севере и держит пурбу цвета хрусталя с символом юнгдрунг. У него коралловое головное украшение, и он восседает на лошадином троне на подушках из солнца, луны и лотоса. Его форма мудрости побеждает гордыню, а его рекой мудрости равностности очищаются недобродетели и омрачения, вызванные гордыней.

  4. Вангги Гьялпо Йеванг Лха, или Джинлап Вангги Лха. Владыка посвящений и основное божество посвящений, или божество благословений и посвящений. Он красного цвета, пребывает на западе и держит священный текст. При визуализации во время практики омовения очищающей водой он медного цвета. У него головное украшение из белого хрусталя, и он восседает на бирюзовом драконовом троне на подушках из солнца, луны и лотоса. Его форма мудрости побеждает страстное желание, а его рекой различающей мудрости очищаются недобродетели и омрачения, вызванные страстным желанием.

  5. Йиге Гьялпо Йе Си Лха, или Лхайе Си Трулгьи Гьялпо. Владыка букв и божество изначального существования, владыка магии. Он синего цвета, пребывает на юге и держит темно-синее колесо элементов с шестью спицами. У него золотое головное украшение, и он восседает на гарудовом троне на подушках из солнца, луны и лотоса. Его форма мудрости побеждает зависть и ревность, а его рекой всесвершающей мудрости очищаются недобродетели и омрачения, вызванные завистью и ревностью.

Эти пять основных божеств пребывают в небе в окружении восьми совершенных божеств, очищающих восемь кармических потенциалов и потенциалов сознания, четырех шенов, открывающих двери мандалы, усмиряющих и контролирующих четыре элемента и четыре времени года и очищающих четыре вида рождения, а также в окружении тысячи будд счастливой эры по внешнему периметру. Визуализацию можно упростить, представляя центральное божество как воплощение всех этих просветленных существ, которые даруют мудрость и очищают все недобродетели и омрачения.

Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Оригинал статьи опубликован на сайте ravencypresswood.com. Копирование текста и изображений на другие ресурсы запрещено автором. 

Original article written by Raven Cypress Wood and published at ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood.


Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Наставления Будды Тонпа Шенраба для практикующих мирян. Часть 5. Наставления Будды Тонпа Шенраба для практикующих мирян. Часть 5.
Разъяснения Учителя об особой ступе, построенной для учений Пути Геньена, которой было дано имя Изящ...
Читать далее
Наставления Будды Тонпа Шенраба для практикующих мирян. Часть 4. Наставления Будды Тонпа Шенраба для практикующих мирян. Часть 4.
Наставления Учителя по практике десяти совершенств и дальнейшей активности по выходу из круговорота ...
Читать далее
Наставление Шардзы Таши Гьялцена своим ученикам Наставление Шардзы Таши Гьялцена своим ученикам
Живший в ХХ веке Шардза Таши Гьялцен объединил в своей практике сутру, тантру и дзогчен и достиг реа...
Читать далее
Пять проявлений мудрости Шераб Джаммы и гадание на йидама при посвящении Пять проявлений мудрости Шераб Джаммы и гадание на йидама при посвящении
У Будды Кюнсел Шераб Джаммы бесчисленное количество манифестаций, но есть пять ее основных проявлени...
Читать далее
totop