Краткая биография Чозы Бöнмо

Краткая биография Чозы Бöнмо

Автор:
384 просмотров


Слева: Чоза Бöнмо. Тсакали любезно предоставлено проф. Чарльзом Рамблом. Справа: Чоза Бöнмо. Фрагмент тангки написанной Геше Мöнламом Вангджьялом для книги «СУЩНОСТЬ СЕРДЕЦ КХАНДРО: НАСТАВЛЕНИЯ ОПЫТА БÖНПО ДЗОГЧЕНА»

Чоза Бöнмо (gco bza' bon mo / co za bon mo) - важная женская фигура в бöнских текстах по ранней тибетской религии и играет важную роль в конфликте между бöном и буддизмом, как его описывают бöнские историки. Она родилась в Дагпо Тсашо (dwags po rtsa shod) в восьмом веке. Ее имя означает «благородная бöнпо дева, дочь клана Чо». Ее отцом был Джьимбу Лентса из клана Чо (gco gyim bu lan tsha), а матерью - Джьямо Чьичам (rgya mo skyid lcam), также известная как Дамочам (bda' mo lcam). Говорится, что будучи беременной Чозой, Дамочам имела различные благоприятные сны и знаки, и что при рождении Чозу приветствовало множество дакинь, или кхандро (mkha' 'gro). Ее описывают изумительно красивой, с естественно спокойным и ясным умом, благодаря которому она легко освоила чтение и письмо в раннем возрасте. В детстве ей часто снилось, что она делает подношения или путешествует в сферы божеств и получает посвящения от шенпо-мастеров (gshen po) Жанг-Жунга и Индии - последователей Будды бöна, Тöнпа Шенраба Миво (ston pa gshen rab mi bo). «Шенпо» - это звание, которое отличает мастеров юнгдрунг бöна (g.yung drung bon) от практикующих другие течения бöна. 

Когда Чоза выросла, ее родители собрались выдать ее замуж, но она не была заинтересована в замужестве. Вскоре после этого Чоза встретила своего коренного ламу, Дрэнпа Намкху (dran pa nam mkha'), одного из мастеров раннего бöна, который также признается буддийской традицией как ученик Падмасамбхавы. Говорится, что он распознал ее как эманацию Зангзы Рингтсӱн (bzang za ring btsun), женской будда-формы из Линии Передачи Ума Будд (bder gshegs dgongs brgyud). Чтобы родители Чозы не догадались о его намерении взять ее в ученицы, он притворился нищим и пришел к воротам ее дома, прося милостыню. Говорится, что как только Чоза увидела Дрэнпа Намкху, она преисполнилась радостью и решила отречься от мирской жизни. Притворившись сумасшедшей, она сбежала из дома и укрылась в красных скалах Самье (bsam yas). Её родственники пытались найти ее и вернуть домой, но безрезультатно. Чоза осталась в затворничестве, занимаясь предварительными практиками и медитацией.

Чоза стала и духовной супругой, и ученицей Дрэнпа Намкхи, который передал ей учения и наставления, в частности, по бöнским циклам дзогчена Волшебной Сокровищницы Пространства (nam mkha' 'phrul mdzod) и Освобождения Крайностей Ума (ye khri mtha' sel), которые она получала вместе с двумя другими его учениками, ее «бöнскими духовными братьями» (g.yung drung spun grogs): тибетским царем Три Сонгдэтсэном (khri srong lde'u btsan, 741–796), о котором бöнские источники говорят, что он практиковал бöн и до, и после учиненных им гонений, а также тибетским переводчиком Багором Вайротсаной (ba gor bai ro tsa na).

Чоза Бöнмо также встретила и стала духовной супругой другого великого бöнского святого, Ньячена Лишу Тагринга (nya chen li shu stag ring) . От него она получила четыре посвящения (dbang bzhi), множество учений и наставлений, в частности, по таким бöнским циклам дзогчена, как Тройное Провозглашение Дзогчена (rdzogs bsgrags pa skor gsum) и Великий Простор Высшего Пика Дзогчена (rdzogs chen yang rtse'i klong chen). Она практиковала все эти учения и наставления в отшельничестве на холме Хэпори (he po ri) над монастырем Самье. 

В традиционной истории бöна описывается повсеместное и жестокое подавление традиции юнгдрунг бöн буддийским правительством Три Сонгдэтсэна - событие, которое ученый Самтэн Кармэй датирует 783/784 гг. Говорится, что существовавшие бöнские храмы, священные предметы и сообщества практикующих были разрушены, а бöнские ламы убиты, насильно обращены в буддизм или изгнаны за пределы Тибета. Чоза Бöнмо же осталась в ретрите в Драг Кхарвачене (brag mkhar ba can). В бöнских источниках говорится, что она была единственной, кто продолжал практиковать юнгдрунг бöн в Центральном Тибете, а также утверждается, что, благодаря существующей между ними духовной связи, Чоза находилась под защитой Три Сонгдэтсэна.

Бöнские источники сообщают, что, видя, как его страна быстро приходит в упадок в результате гонений на юнгдрунг бöн, Три Сонгдэтсэн приехал к Чозе в Драг Кхарвачен за советом. Она порицала политику царя в отношении бöна и заявила, что если он не прекратит гонения, не вернет оставшихся в живых бöнских мастеров из ссылки и не позволит им практиковать юнгдрунг бöн, Тибет полностью распадется. Царь послушался ее совета и, дав ей большое количество золота и серебра для подношений изгнанным шенпо, попросил ее лично пригласить их обратно. Таким образом, ламы вернулись и им было позволено практиковать открыто. Они также были удостоены почетных званий и получили разнообразные дары, включая некоторые земли в различных частях Тибета. Шенпо выполнили необходимые ритуалы и построили особые чöртены (mchod rten) для подавления негативных сил и энергий. Со своей стороны, Три Сонгдэтсэн издал указ о том, что отныне индо-тибетский буддизм и юнгдрунг бöн должны практиковаться бок о бок. 

Продолжая практиковать в соответствии с наставлениями своего мастера, Чоза Бöнмо, как утверждается, обрела различные сиддхи (dngos grub), такие как быстрая ходьба, завязывание оленьего рога в девять узлов, приглашение мастеров издалека явиться перед ней, выживание только на пище медитации и т. д. В конце жизни, в возрасте ста шестидесяти лет, в Пещере Бöна (bon phug) у горы Кайлаш (ti se) Чоза реализовала радужное тело великого переноса ('ja' lus 'pho ba chen po), не оставив никаких бренных останков; это высший плод пути дзогчена и окончательная реализация традиции юнгдрунг бöн. По сей день она известна как одна из Шести Бöнпо Женщин-сиддхов (bon mo grub thob ma drug)

Согласно предсказанию Лишу Тагринга, содержащемуся в Янгтсе Лонгчене (в тексте Dgongs rgyud drug gi klad don nyi shu rtsa bdun nyams kyi man ngag gnad kyi yig chung), после достижения состояния будды Чоза Бöнмо проявила различные эманации своего тела, речи и ума в Тибете и Центральной Азии. 

Эманации Тела: Юнгдрунг Гедэнма (g.yung drung dge ldan ma) в Захоре (Za hor); Дечьо Зангмо (bde spyod bzang mo) в Жанг-Жунге, в городе Дэдэн (bde ldan); последующие восемнадцать эманаций в разных местах между Тибетом и Кашмиром.

Эманации Речи: Лабдрон (lab sgon), Ньимадрон (nyi ma sgron), Ньянья (nya nya), Кунга Зангмо (kun dga' bzang mo) и другие, всего тринадцать в Центральном Тибете.

Эманации Ума: Жигмо (zhig mo), Нэгуджьен (ne gu rgyan) и Шельза (shel za) в Амдо и Кхаме.

Согласно предсказанию, множество эманаций будет постоянно появляться в Центральном Тибете, в частности в Самье.

Полную биографию Чозы Бöнмо можно прочитать в книге «СУЩНОСТЬ СЕРДЕЦ КХАНДРО: НАСТАВЛЕНИЯ ОПЫТА БÖНПО ДЗОГЧЕНА» из серии переводов учений Йонгдзина Лопöна Тэндзина Намдака Ринпоче, которая совсем скоро будет опубликована на русском языке.

Статья переведена и опубликована на портале «Чистые Земли» с разрешения The Treasury of Lives. Автор статьи - Дмитрий Ермаков. Копирование текста и изображений на другие ресурсы запрещено. 
Copyright © Dmitri Ermakov, 2024.
Original article published at treasuryoflives.org.

Список использованной литературы:

Sman ri'i yongs 'dzin slob dpon bstan 'dzin rnam dag rin po che. Gco bza' bon mo'i rnam thar. In Sman ri'i yongs 'dzin slob dpon bstan 'dzin rnam dag rin po che'i gsung 'bum, vol. 2, pp. 265–267. Khri brtan nor bu rtse'i dpe mdzod khang.

Yongdzin Lopon Tenzin Namdak. 2012. The Heart Essence of the Khandro, Experiential Instructions on Bonpo Dzogchen: Thirty Signs and Meanings from Women Lineage-Holders. Translated, transcribed, and edited by Nagru Geshe Gelek Jinpa, C. Ermakova, and Dmitri Ermakov. New Delhi: Heritage Publishers.

Nag ru dge bshes dge legs sbyin pa. Mkha' 'gro co za bon mo'i rnam thar skal ldan sems kyi sgron me. In The Heart Essence of the Khandro, Experiential Instructions on Bonpo Dzogchen: Thirty Signs and Meanings from Women Lineage-Holders, pp. 157–169. Translated, transcribed, and edited by Nagru Geshe Gelek Jinpa, C. Ermakova, and Dmitri Ermakov. New Delhi: Heritage Publishers.

Karmay, Samten G. 1972. The Treasury of Good Sayings. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, 1972.

Kvaerne, Per, and Dan Martin. 2023. Drenpa's Proclamation: The Rise and Decline of the Bon Religion in Tibet, Vajra Academic Vol. III. Kathmandu: Vajra Books.


Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

totop